Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

(урок русского языка в 7 классе)

 

Эльмира БАГАУТДИНОВА

учитель русского языка и литературы

многопрофильного лицея №187

г.Казани

 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Задачи:

  1. Повторить изученные сведения по теме «Деепричастие»;
  2. Дать представление о деепричастиях несовершенного вида и способах их образования;
  3. Научить находить деепричастия несовершенного вида в тексте;

 

Планируемые результаты:

предметные: знать, что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие; знать как образуются деепричастия несовершенного вида; уметь образовывать деепричастия несовершенного вида;

метапредметные: способность слушать и слышать друг друга, с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования деепричастий.

личностные: уважительное отношение к русскому языку; стремление к речевому самоусовершенствованию.

межпредметные связи: литература

 

 Ресурсы урока.

Учебно-методические: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

Материально-технические: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, интернет-ресурс «Российская электронная школа», ссылка на сайт https://resh.edu.ru/subject/lesson/1507/main/

 

Ход урока

 

 Этап мотивации.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Урок хотела бы начать со стихотворения И.Бунина:

 

В саду листки берез, без шороха срываясь,

Средь тонких паутин, как бабочки, блестят

И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,

На блеклую траву беспомощно летят…

Учитель. Ребята, о чем это стихотворение?

Это стихотворение про осень.

Учитель. Как вы это узнали?

Подсказали слова паутин, блеклая трава…

Учитель. Обратите внимание на выделенные слова. Как вы можете охарактеризовать их?

Эти слова отвечают на вопрос что делая, обозначают незаконченное действие…

Учитель. Эти слова – деепричастия несовершенного вида, и теперь можно объявить тему урока: «Деепричастия несовершенного вида»

 

Формулирование темы и цели урока

Учитель. Ребята, какую цель поставим перед собой?

Формулируя цели урока, используйте опорные слова.

Познакомиться с…

Научиться находить…

Познакомиться с деепричастием несовершенного вида.

Научиться находить деепричастия несовершенного вида в тексте.

Записывают тему в тетрадь.

 

Актуализация знаний учащихся

Устный минутный опрос с мячом (учитель бросает мячик в руку любого ученика, он должен быстро ответить на вопрос и обратно бросить мячик в руку учителя)

Учитель. Что такое деепричастие?

Деепричастие   это особая форма глагола

Учитель. Что обозначает деепричастие?

Добавочное действие к основному

Учитель. Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

Признаки глагола и наречия

Учитель. Чем в предложении является деепричастие?

Обстоятельством

 

  1. Организация познавательной деятельности

 

Просмотр видеоурока на сайте «Российская электронная школа» по теме урока https://resh.edu.ru/subject/lesson/1507/main/

Учитель. Ребята, что вы нового узнали после просмотра видеоурока?

Узнали, что деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путем прибавления суффикса –а (-я)…

Работа учащихся с опорными схемами по новой теме урока (учащимся раздается распечатанный материал по новой теме)

 

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая?
Обычно они обозначают незаконченное добавочное действие,
происходящее одновременно с основным действием.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы
настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью
формообразовательного суффикса   –а   (–я):

От глаголов, у которых в основе настоящего времени
суффикс   –ва–   выпадает, деепричастия образуются от основы
неопределённой формы:

узнавать – узнают – узнавая, вставать – встают – вставая.

От глагола быть образуется деепричастие будучи.

Деепричастия несовершенного вида не образуются:

от глаголов на   –чь
беречь, мочь, жечь, печь, стричь, стеречь… ;

от глаголов на –нуть
вянуть, тонуть, пахнуть, киснуть… ;

от глаголов, у которых в основе настоящего времени нет гласных
тку, лгу, рву, шью, пью… ;

от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени:
вяжу, мажу, пишу, кажусь.

 

Учитель. Обратимся к упр. 196, которое поможет нам закрепить наши знания по данной теме. Необходимо образовать деепричастия несовершенного вида. Выполнение задания, проверка по слайду.

 

Учитель. Физминутка. Закрыли глаза, открыли, посмотрели вверх, вниз, влево, вправо

(2 раза)

Продолжаем физминутку. Я называю разные слова, если деепричастие несовершенного вида, то встаем, все остальные слова – присаживаемся. Все встали.

Открыть, медленно, рисуя, рисунок, падая, вымоченный, светлея, приглушить, замедляя, пустить, обыгрывая.
Учитель. А сейчас поработаем в парах.

Выпишите  из поэтических текстов деепричастия несовершенного вида.

1.Ф.И.Тютчев «Зима недаром «злится»:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

  1. Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

  1. Н.А.Некрасов «Однажды…»

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;

  1. Э.А.Асадов «Лес»

Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!

  1. С.Я.Маршак «Словарь»

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…

 

Выполнение задания, проверка по слайду.

 

  1. Рефлексия

Учитель. Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

  1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

  1. было трудно…
  2. я теперь могу…

5 я научился…

  1. у меня получилось…
  2. мне захотелось…

 

  1. Домашнее задание

Повторить п.31, сделать поздравительную открытку, используя в тексте поздравления деепричастия несовершенного вида.