Чтобы ребенок успешно учился

№ 144

Лилия ГАТИАТУЛЛИНА, Ольга ЧИГАНАЕВА,

учителя начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №113 им. Героя России М.Р.Ахметшина г. Казани

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он готов к обучению. Как правило, родители и педагоги, принимающие ребенка в школу, обращают внимание на интеллектуальную готовность, забывая о физической, личностной и социально-психологической готовности. Значительная часть трудностей в обучении связана с тем, что дети не могут долго слушать педагога, понимать и удерживать в памяти задачу, сосредоточиться на учебном действии. Учителя обычно связывают это с недоразвитостью произвольности внимания и поведения. В какой-то степени это верно, но исследования в психологии развития ребенка показывают, что причины подобных трудностей надо искать в сфере общения взрослого и ребенка.

Если до поступления ребенка в школу качество его общения с взрослыми было высоким, то он легко воспринимает слова учителя, без труда сосредотачивается на учебной задаче. Качество общения подразумевает такое взаимодействие взрослого и ребенка, которое обеспечивает ребенку внимание и уважение как к личности. Личностные формы общения развивают у детей способности к адекватному восприятию слов учителя, а также любого взрослого. У детей, у которых подобное общение еще не сформировалось, такое отношение к взрослым не возникает.

Таким образом, для успешного обучения важно развитие не только познавательных способностей, но и коммуникативных навыков. Это остается актуальным на всем протяжении обучения в школе и в этом одна из причин того, что дети, которые пришли в первый класс, и как показывает диагностика, вполне готовы к обучению, со временем начинают плохо учиться и получать замечания по поведению.

Ребенок, не получающий должного внимания в семье и школе (социальная депривация) ощущает  свою незначительность, заброшенность, отчужденность.

Школе принадлежит основная роль в том, в каком направлении будет происходить развитие ребенка – позитивном или наоборот, отягощенном грузом постоянных неудач и срывов.

Успешное развитие личности зависит от того, насколько удовлетворяются глубинные психологические потребности ребенка в условиях учебной среды. «Мы движимы потребностями, встроенными в нашу психологическую структуру подобно тому, как руки или ноги встроены в нашу биологическую структуру», – писал А.Маслоу.

Базовые потребности человека – это потребность в любви и чувстве собственного достоинства. Неудачи, как правило, протекают из-за недостатка любви и заниженной самооценки.

Любовь и самоуважение настолько взаимосвязаны, что можно рассматривать их как интегральное понятие собственной идентичности – то есть быть уверенным в уважении со стороны взрослых, а также в собственной значимости.

Таким образом, если человек не осознает свою идентичность на основе любви и самоуважении, то у него остается два пути: или конфронтация с обществом, или уход в себя. В обоих случаях у ребенка формируется комплекс несостоявшейся личности.

Дети должны получать в школе то, чего им порой недостает дома: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и с взрослыми.

В качестве причины плохой успеваемости детей часто лежит недостаточная мотивация. Попытка повысить мотивацию извне не приносит результатов, так как применение силы, а также стыд и наказание – плохие мотиваторы.  Повышение самооценки должно происходить в результате осознания собственной идентичности себя как личности.

Неудачник так и останется неудачником, если работающие с ним учителя будут так или иначе напоминать ему о прошлых неудачах. Поэтому учителя не должны передавать друг другу информацию об учениках, для того, чтобы сосредоточиться на том, что происходит с ребенком сегодня, а не на том, что было с ним завтра.

Успех или поражение ребенка зависят от первых лет обучения. Ребенок, у которого все складывалось благополучно до школы, приходит в первый класс с уверенностью, что так будет продолжаться и дальше. Эта уверенность может ослабевать, но не исчезнет полностью примерно в течение пяти лет, даже если опыт обучения в школе не приносит удовлетворения.

К 10 – 11 летнему возрасту от этой уверенности не остается следа, ребенок свыкается с неудачами, мотивация к обучению падает. Ребенок все дальше уходит от поиска любви и самоуважения и становится на путь правонарушений или ухода в себя.

Итак, критический возраст – от 7 до 10 лет, поэтому самое главное не упустить время в начальной школе. Современная школа делает упор не на развитие мышления, а на запоминание большого количество материала. И если до поступления в школу ребенок чувствовал вкус успеха и отличался оптимизмом, так как успешно справлялся с важными жизненными задачами, в школе ребенок обнаруживает, что необходимо перейти от мышления к запоминанию.

Перегрузка памяти в сочетании с возрастающей оторванностью обучения от реальной жизни часто приводит к неудачам. Заставлять ребенка запоминать всевозможные факты так же малоэффективно для его развития, как заставлять его усваивать абстрактные идеи.

Учителя часто заблуждаются, думая, что дети осознают цель своего пребывания в школе и понимают всю необходимость и важность образования. Мы должны подводить их к пониманию того, каким образом то, что они изучают, связано с жизнью.

То, что в основе обучения лежит запоминание, обусловлено принципом определенности, то есть существует либо правильный, либо неправильный ответ. Задача обучения заключается в том, чтобы добиться от учеников правильных ответов. Принцип определенности вызывает у детей стремление к соперничеству, но не к сотрудничеству, а именно сотрудничество развивает у детей способности к взаимодействию с другими людьми. Педагоги нашей школы прошли курсы по здоровьесберегающим технологиям, обучились методам ведения уроков, которые способствуют улучшению взаимоотношений, как между самими детьми, так и между учениками и учителями. И здесь важно, чтобы качества учителя по отношению к ученикам носили помогающий, а не директивный характер. Роль учителя –это роль не наставника, а роль партнера, помощника, советчика, собеседника. Чем ярче и богаче собственный опыт учителя, тем интереснее и доступнее становится он детям. В рамках данной программы педагоги и учащиеся нашей школы участвовали  в таких видах работ по обучению здоровья как: обсуждение в группе, работа в малых группах, участие в ролевых играх, мозговой штурм, проектная работа, участие во внеклассных мероприятиях и т.д. При введении этих методов в структуру урока каждый ребенок получает возможность быть оцененным как личность независимо от своих способностей. Он чувствует, что к нему прислушиваются, что от его усилий зависит общий результат.

Внимание к ребенку, создание для него ситуаций успеха — это то, что может сделать учитель для своих учеников, для того, чтобы в наших школах не было неудачников и не верящих  в свою значимость детей.