Что обозначает имя числительное?

№ 144

Люзия САФИНА,

учитель русского языка и литературы средней школы № 6 г. Альметьевска

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование понятия о числительном как о части речи, его грамматических признаках, о количественных и порядковых числительных.

Задачи уроки:

Предметная:

-формировать знания о числительном как о части речи, о порядковых и количественных числительных, их отличительных признаках;

-формировать умение различать количественные и порядковые числительные, правильно ставить вопросы к именам числительным;

-повышать орфографическую грамотность.

Регулятивные:

-формировать  навыки целеполагания;

-формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

-развивать умение правильно оценивать выполнение задания;

Познавательные:

-развивать логическое мышление

-осуществлять операции анализа, сравнения, синтеза, обобщения  для решения учебных задач

-формировать навыки смыслового чтения;

-формировать интерес к изучению имени числительного как части речи;

Коммуникативные:

— развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

— совершенствовать умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли,высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Личностные:

-воспитание уважения, интереса к родному языку, к другим языкам мира

Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал (схема)

Ход урока:

1)Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

-Устанавливаем правила на уроке: будем активны, помогаем друг другу, уважительно относимся друг  другу.

-Ребята, как вы думаете, можно ли написать стихотворение без слов?

-А хотите, я вам прочитаю такое необычное стихотворение?

17 30 48

140 10 01

126 138

140 3 501

— Чем же оно удивительно? Понравилось? Есть смысл в данном стихотворении? (ответы уч-ся)

— Предлагаю вам еще несколько вариантов таких стихов (на экране):

1) 2   15   42

42    15

37   08   5

20   20    20!

7    14    105

2    00    13

37    08    5

20    20    20!

2) 2     46   38    1
116   14      20!
15       14         21
14    0    17

-Какое настроение создают эти необычные стихи из числительных? (ответы учащихся)

-Числительное — удивительная часть речи. Интересна история возникновения имен числительных.

Посмотрите на доску (на экране):

 

-Арабские цифры были созданы по принципу «значение цифры соответствует количеству углов в ее написании». Это сейчас цифры округлились, а изначально состояли только из прямых отрезков, кроме нуля. Ноль — ноль углов, единица — один  угол, двойка – два угла и т.д.

Прием «Отсроченная отгадка».

— У меня в руках обыкновенный мешок. Вам предстоит узнать, как он связан с темой нашего урока.

2) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

— А сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете имена числительные

Работа по группам.

В конверте даны карточки со  словами: удвоить, шесть, двойка, тройной, пятак, утроить, двойственный, десятый

-Распределить данные слова по группам

-Почему слова распределили таким образом?

(Зачитывают свои варианты, их может быть несколько, все обосновать).

3) Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

-Что у вас вызвало затруднение? Почему?

– О чем мы с вами будем говорить на уроке? (Формулировка и запись темы)

-В течение урока мы будем с вами заполнять схему (дана на листочках)

4) Построение проекта выхода из  затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-Что вы должны узнать на сегодняшнем уроке? Назовите цели нашего занятия, опираясь на данную вам схему. (Ответы уч-ся)

-Работа с текстом. Прочитайте. Что интересного вы узнали об именах числительных?  Выпишите числительные, обозначенные цифрами,  задайте к ним вопросы. (Текст на экране)

Имя числительное – сравнительно молодая часть речи.

В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сто, тысяча.  С 13-го века появляется слово «сорок». С  18  века  числительное окончательно оформляется как часть речи.

Уч-ся зачитывают выписанные  имена числительные,  ставят к ним вопросы.

-Что обозначают имена числительные? (ответы уч-ся)

-На какие вопросы отвечают? (сколько?  какой?  который?)

Запись и заполнение схемы

Групповая работа

1-2 группы: выявление  грамматических особенностей количественных числительных,

3-4 группы: выявление  грамматических особенностей порядковых числительных

-Как изменяются количественные числительные? (1 вариант на примере слова  «пять»)

-Как изменяются порядковые числительные? (2 вариант – на примере  слова  « восемнадцатого»).

-Склонение и произнощение слова СКОЛЬКО

-Четкие выводы

-Сверка с материалом учебника.

-О чем мы с вами не сказали? Дополните схему. ( Имя числительное как член предложения)

Физкультминутка.

Поиграем

Под деревом четыре льва,
Один ушёл, осталось …

Ответ

ДВА (ТРИ)
Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две — всего …

Ответ

ЧЕТЫРЕ (ПЯТЬ)
Нашёл пять ягодок в траве
И съел одну, осталось …

Ответ

ДВЕ (ЧЕТЫРЕ)

А моей подруге Тоне
Довелось на пони сесть,
И у Тони вместе с пони
Стало ножек сразу …
(Шесть)

5.Первичное закрепление.

Цель  этапа: применение нового знания на типовых заданиях

Распределите слова в 2 группы: количественные и порядковые

Шесть, двадцать четыре, восьмой, тридцатый, тринадцать, сорок первый, седьмой, сто, семнадцатый. одиннадцать

-Взаимопроверка по эталону. Выставление оценок.

-В каком слове чаще всего делаете ошибку?

-Внимание на доску. Объясните, откуда в русском языке появился суффикс –надцать?

-Сопоставьте с другими языками. (Татарский язык, немецкий язык )

Заслушивание сообщений

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Тестовая работа с самопроверкой

1.Найдите словосочетание с именем числительным

А) две подруги

Б) получить двойку

В) удвоить усилия

Г) двойное дно

2.Найдите Сс с порядковым числительным

А) пятиэтажное здание

Б) пятый класс

В) пятьдесят шесть страниц

Г) пять слов

3.Найдите предложение с количественным числительным

А) Лена трижды ошибалась

Б) Тринадцать учеников посетили музей.

В) Третий день льет дождь

Г) Тройка лошадей неслась по заснеженной дороге.

4.Какое из утверждений является неверным?

А) Имя числительное — служебная часть речи;

Б) Имена числительные делятся на количественные и порядковые;

В) Имя числительное обозначает число, количество предметов и порядок при счете;

Г) Имя числительное отвечает на вопросы сколько? какой? который?

5.Укажите строку, где все слова являются именами числительными

А) десятилетие, шестьдесят, столетний

Б) семидневный, семидесятый, восемь

В) пятьсот, одиинадцатый, сто

Г) четверг, пятикратный, второй

8)Включение в систему знаний

Цель этапа: тренировать навыки использования нового знания в нестандартных ситуациях.

Обращение к кластеру. Парная работа

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

https://www.thinglink.com/scene/897195650746155009