Чтение – одна из составляющих функциональной грамотности

Альбина САГИДУЛЛИНА,

учитель русского языка и литературы Елховской средней школы Альметьевского района

Сегодня чтение становится одной из главных проблем в школе, так как дети практически перестали читать не только художественную литературу, но и задания в учебниках. А для развития функциональной грамотности оно необходимо. Так что же такое функциональная грамотность? И что она представляет собой? Да и в последнее время мы все чаще слышим о развитии функциональной грамотности, международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA и другое. А как в школе все это применить и детям объяснить?

Функциональная грамотность – это умения применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это общение и социальные отношения людей. Она делится на читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую, глобальные компетенции и креативное мышление. И как ни странно звучит везде необходимо чтение материала этих заданий. Так почему же дети перестают читать и развивать своё внутреннее “я“. С чем это связано? Данная проблема достаточно глубока и своими корнями уходит в развитие нашего социума, которое требует от человека очень многого, а преуспеть в этом могут не все. Человеческое общество сильно поменялось с приходом в наш мир новых информационных технологий. Это компьютерная техника, которая позволяет сделать очень много. Интернет (Всемирная паутина), где можно найти практически все, однако нет гарантии о достоверности данных, имеющихся там. Выбор огромен для наших детей и “инструментов“ для работы тоже. Например, при выполнении заданий на образовательном портале Учи. ру, Якласс прочитать текст ученик не может, да и не хочет, а отсканировать с помощью программы и получить готовый ответ умеет. А нам учителям необходимо научить своих учеников применять полученные знания по каждому предмету на уроке, чтобы в дальнейшем они могли жить самостоятельно, а не с помощью программы или гаджета. А как это сделать, если ребенок не умеет читать или читает по слогам, ниже своей нормы, а текст большой (предположим на две страницы и время  выполнения ограниченное), неизвестно. А затем  нужно ещё проанализировать, домыслить, но не получается, так как нет умения читать и понимать.  А ведь это умение требуется на любом уроке: будь то геометрия или химия, где в задачах представлена смешанная информация: тот же текст с таблицей, необходимый для чтения и решения. А дети, к сожалению, затрудняются, ищут программы, чтобы сосчитать ответ, теряют свое время. Поэтому сегодня чтение является одной из составляющих функциональной грамотности, потому что без способности считывать информацию с разных источников невозможно развить ученика в любой предметной области. Способы или методы решения у каждого педагога, учителя, воспитателя, родителя свои: привить любовь к познанию чего-то нового, разнообразить жизнь через прекрасное искусство, найти для каждого ребенка подход, а это сложно в постоянно меняющихся условиях среды.

Как учитель на своих уроках русской литературы я тоже  столкнулась с данной проблемой, потому что читать практически не хотят, а изучать произведения нужно. С лирическими произведениями, конечно, легче, так как они короче и все равно быстрее читаются, а с большими произведениями  все гораздо сложнее. Из своего опыта работы хочется предложить несколько приемов:

  1. Чтение вместе. Например, в 10 классе при изучении произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы начали с прочтения первых глав романа, где познакомились с героями: Николай Петрович Кирсанов, ждущий своего сына Аркадия, который приезжает со своим другом Евгением Базаровым. Далее мы ведем беседу с детьми относительно описания героев, их уклада жизни, читаем по ролям, находим крылатые реплики, нужные цитаты. При чтении развивается аналитическое и образное мышление, орфографическая зоркость, навыки публичного выступления, обогащается словарный запас. После такого прочтения многим нравится читать, и дети хотят читать, но, к сожалению, не все. Таким детям приходится предлагать прочитать хотя бы  краткое содержание  романа через сайты https://obrazovaka.ru или https://briefly.ru, но и здесь есть свои плюсы, так как ученики ищут произведение по источникам в Интернете, т.е. с пользой для себя проводят время.
  2. Использование аудиокниг. Иногда для заинтересованности необходимым становится прослушивание фрагментов текста и тогда можно сравнить, что ученикам интереснее: послушать или почитать, кто как воспринимает информацию. Для этого можно использовать библиотечные ресурсы.
  3. Поиск дополнительного материала: это стихи, отрывки из газетных статей, песни, интересные факты, которые помогают усвоить основные темы и идеи произведения, сделают их понимание объемнее.
  4. Выбор произведений. Кроме основного романа, например, для чтения ученикам можно предложить еще три и по названию они выбирают, ищут и читают, что уже говорит о необходимости умения читать.

Для каждого ученика стараюсь сделать доступным любое изучение произведений, сначала небольших по объему, объяснить смысл названия, рассказать содержание «заманив изюминкой сюжета». Многие читают с удовольствием и раскрываются как творческие люди. Одна моя ученица очень любит зарубежную литературу и практически все перечитала, выписывая книги и читая их в полном содержании. Поэтому с приходом нового ФГОС, ФОП, функциональной грамотности нужно учитывать не только цели и задачи образования, а также индивидуальные возможности  каждого ребенка, его знания, умения и навыки, которые он получает в школе для дальнейшего применения в  своей жизни. А для этого необходимо с учеником работать, развивать его и где-то даже читать вместе с ним.