Буквы е-и в корнях с чередованием

(Урок русского языка в 5 классе)

Лиана ШАРИФУЛЛИНА,

учитель русского языка и литературы Уруссинской средней школы Ютазинского района

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: ОНЗ  (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый,  словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Цели урока:

для учителя:

– организовать   поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

– формировать орфографические умения в определении способа выбора написания е-и в корнях с чередованием и  умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

– воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес;

для обучающихся:

– выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

– научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

Ожидаемые результаты:

личностные: понимание  необходимости изучения темы  «Буквы е — и в корнях с чередованием»  и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание  полученного  результата;

познавательные: анализ и извлечение  необходимой информации, выстраивание  простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного  изложения своих мыслей,

регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

* предметные: усвоение  обучающимися  перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е — и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,    умение отличать данную орфограмму от других;

* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал

Методическое обеспечение урока: презентация  к уроку «Буквы е-и в корнях с чередованием»; система контроля и мониторинга качества знаний, раздаточный материал, учебники, тетради.

Ход урока

  1. Организационный момент, (слайд 1)

– Доброе утро, ребята и уважаемые гости!

Вступительное слово (подготовка учащихся к усвоению материала) Сегодня у нас гости, а гости — это всегда радость и хорошее настроение.

-Поприветствуйте гостей улыбкой, а себе пожелайте мысленно удачи .

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку “Пять!”

  1. II. Актуализация знаний о глаголе. Проверка домашнего задания.

 Чтобы мы могли плодотворно работать, нужно вспомнить всё, что мы изучали на предыдущих уроках. Послушайте, пожалуйста, загадку и постарайтесь дать ответ.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет ли, поёт.

Вышивает или пашет, или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам …….ГЛАГОЛ

/Молодцы, вы справились с этой задачей.

А мы  все вместе с вами вспомним о глаголе  и составим кластер по теме «ГЛАГОЛ».

  1. Часть речи.
  2. Что обозначает?
  3. На какие вопросы отвечает?
  4. Начальная форма глагола
  5. Как выделяется в предложении?
  6. Какие грамматические признаки имеет глагол?
  7. С какой часть речи тесно взаимосвязано?

III. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая разминка.

— Открываем свои рабочие тетради, подписываем … апреля, классная работа. Начнем, как обычно, с орфографической разминки. Сегодня она поможет нам перейти к новой теме.

 

Подр..сли быстро, сл..зать с крыши, предл..гать чашку чая, собирать цв..ты, соберу гр..бы

— Посмотрите на слайд. Какую орфограмму мы будем повторять? В какой части слова?

(Гласные в корне слова.)

— Давайте вспомним, что как  будем действовать, когда мы видим орфограмму в корне слова?

  1. Выделить корень
  2. Определить тип орфограммы

 

 

проверяемая безударные гласная в корне                   чередование гласных в корне

 

подобрать проверочное слово             зависит от суффикса             зависит от согласных

применить правило              применить правило

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем объясняют. Попутно с объяснением на слайде презентации появляются пропущенные буквы.

— Давайте посмотрим, как же мы выполнили задание? У кого нет ошибок (1,2 и т.д.)?

Беседа с учащимися:

— Какая орфограмма объединяет все эти слова?

(Безударная гласная в корне.)

— Как мы узнавали, какая гласная пишется в том или ином слове?

(Определяли, это корень, где гласная проверяется ударением, или это корень с чередующимися гласными – или подбирали проверочное слово, или применяли правило.)

— Посмотрим внимательно: есть ли среди этих слов такие, правописание которых вы не можете пока объяснить? В чем загадка слов собираю-соберу?

(Учащиеся высказывают свои предположения о том, что это – гласные с чередованием)

– Попробуйте сформулировать правило, посмотрите на слайд.. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

 – Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд 7)

корни примеры
БИР – БЕР   подбирать – разбери
ПИР – ПЕР напирать – запереть
ДИР – ДЕР задирать  –  дерёт
ТИР – ТЕР растирать – стереть
МИР – МЕР замирать  –  замереть
БЛИСТ – БЛЕСТ блистать – заблестеть
СТИЛ – СТЕЛ расстилать  – подстелить
ЖИГ – ЖЕГ разжигать  – зажечь
ЧИТ – ЧЕТ вычитать  – вычет Искл: сочетать, сочетание
ИМ занимать
ИН начинать

 

 

III. Введение темы. Работа с учебником. (5 мин)

— Давайте откроем наши учебники на с.112. (материал для наблюдения) Поищем  ответ на этот вопрос.

* Работа учащихся  по  учебнику.

* Вывод: Давайте запишем тему: Буквы е-и в корнях с чередованием. Как же нам правильно написать гласную в корнях с чередованием е-и?

  1. IV. Закрепление изученного.

Задание №1

Распределить словосочетания на 2 столбика (работа в парах)

Чередующая –е- Чередующая –и-
Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, разгадать кроссворд. Разберёт текст, зажигаются в ночи, собирают мед, заблестела на солнышке.
Списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить изученную орфограмму.

Соб…рём хворост, прот…рать  глаза, зам…реть от восхищения, соб…раться в школу, нат…рла обувь, выт…реть посуду, зам…рать от удивления, разж…гать костёр, заж…г свечку, раст…рать мазь.

 

 

Задание №2

Выполнить упражн. 685.

Запишите однокоренные глаголы с разными приставками.

VI.ФИЗМИНУТКА 

Ребята, выполняем физминутку и не забудьте сосчитать, сколько глаголов мы применили?

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните.

Сядьте тихо, отдохните

И читать, друзья, начните.

Задание №3

Сер..це зам..рает от восторга при виде чудесной картины природы. За с..лом расст..лается гла..кое зеркало большого озера. Ни..ко от него  ст..лется туман. Но вот скоро забл..стит солнце туман исчезнет. Трудно проб..раться сквозь густые заросли кустов. От ш..роха листьев зам..рает сер..це. Красива русская природа!

— Ребята, скажите, пожалуйста, о чём этот текст? (О красоте русской природе)

— Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)

— Как называют человека, который любит Родину искренней любовью? (патриоты)

— Озаглавьте текст (Картина природы. Красота природы)

— К  какому стилю относится текст? (художественному)

— А тип текста? (описание)

Поделимся на группы, тот кто сидит справа, пожалуйста, выпишите слова с чередованием гласного звука, тот кто слева, ваша задача поработать над остальными орфограммами.

А) Справа-замирает, расстилается, стелется, заблестит, пробираться;

Б) Слева-сердце-сердечный, за селом-села, гладкое-гладенький, низко-низенький, шорох-словарное слово.

Задание №4

В диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами — синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на

слайде). Слова читает учитель, дети подбирают варианты

Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (заме­реть), убегать от погони (удирать).

Слова для справок-заме­реть запирать зажигаться блестеть взбираться блестеть удирать

Задание №5

Задание на развитие быстроты реакции и мышления (Слайд 10)

Соедините половинки слов, вставьте пропущенную букву, объясните правописание е-и.

1.выж..-                1. –стал

2.забл..-                2. –рать

3.пост..-                3. –ру

4.за-                      4. –реть

5.забл..-                5. –п..р

6.изб..-                  6. –лить

7.раст..-                7. –м..р

8.соб..-                  8. –гал

9.раст..-                 9. –рёшь

10.за-                    10. –стело

 

Ответ: 1-8; 2-1; 3-6; 4-7; 5-10; 6-3; 7-2; 8-9; 9-4; 10-5.

(выжигал; заблистал; постелить; замер; заблестело; изберу; растирать; соберёшь; растереть; запер)

Задание №6

Самостоятельная работа-проверочный тест (тест состоит из 5 заданий)

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е? (1балл)

1) расст…лать скатерть

2) разб…ру вещи

3) проб…рался сквозь заросли

4) выд…рать листы (1балл)

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква И? (1балл)

1) бл…снуть на солнце

2) зат…реть пятно

3) зам…рли в ожидании

4) соб…раться в поход

  1. Назови «Четвертое лишнее» (2 балла)

1) бл..стит, выж..гает, уб..рёт, зам..рли

2) уб..гает, м..длительный, расст..лил, пос..лился

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? (1балл)

1) л..сица, в..твей, гр..за

2) зол..то, в..черня, р..скошная

3) прот..рает, пол..жить, разв..дить

  1. Подчеркните слова с чередующими гласными в корне: (4балла-без ошибок, 3балла-1 ошибка, 2 балла-2 ошибки, 1 балл-3 ошибки)

Изм..рять рост, зам..рать от восторга, пойти на м..ровую, вым..рающее растение.

VII. Рефлексия

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– C какой орфограммой мы сегодня познакомились? (Правописание е-и в корнях с чередованием)

– Перечислите корни, где происходит это чередование? (бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, блест-блист, стел-стил, жег-жиг, чет-чит, им, ин)

– От чего зависит правописание е-и в корнях слов? (От суффикса а после корня)

– Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться правильно писать е/и в корнях слов.)

– Мы ее достигли? (Да)

– Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? Оцените свою работу.

Работа с диагностической картой

Моё умение +
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?    
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте    
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме    

 

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

– Дайте оценку нашей работе: нарисуйте смайлик.  Урок понравился –выбираете улыбающееся лицо, нет –грустное лицо.

II. Домашнее задание

Упр. 686; сочинить сказку о корнях с чередованием е-и (полстраницы)

Карточка № 1 

Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите из данных предложений  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

  1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 2 

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 3 

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №1

Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить изученную орфограмму.

Соб…рём хворост, прот…рать  глаза, зам…реть от восхищения, соб…раться в школу, проб…раться сквозь заросли, выт…реть посуду, нат…реть пол, уб…рать квартиру, выб…ру кассету.

Карточка № 2

Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить изученную орфограмму.

Соб…рёмся вместе, раст…рать краски, заб…рать домой, пост…лить постель, забл…стеть на солнце, бл…стать красотой, зам…реть от восторга, расст…лается туман, прид…раться к мелочам, разд…реет шкуру, бл…снул вдали, уп…раться ногой.