«Блюда татарской национальной кухни»

№ 162

(Открытый урок по социально-бытовой ориентировке в 9 классе)

Диляра ХАФИЗОВА,

учитель-дефектологУруссинской школы-интерната для детей с ОВЗ

 

Урок формирования умений и навыков с опорой на ранее полученные знания и социально – бытовой опыт.

Раздел «Питание»

Приёмы технологий:

— информационно – коммуникативная

— личностно – ориентированная

— здоровьесберегающая

На уроке использованы:

презентация «Татарские национальные блюда»;

мастер — класс «Приготовление хвороста»; тесты; карточки – задания; инструкцонные  карты;

Оборудование:

Электропечь, сковороды;

разделочные доски, фигурные ножи, скалки по количеству  детей

Продукты:

Готовое тесто для хвороста, мука, растительное масло

Формы организации деятельности:

— индивидуальная

— групповая

— коллективная

Формы контроля:

Тесты

За усвоением материала – ответы детей

Озвучивание результатов во время работы

Практические действия

Методы обучения

  • Словесные — при формировании теоретических знаний
  • Наглядные – презентация, тесты
  • Учебно – управленческие общеучебные умения (организация учебной деятельности, приготовить учебное  место, принадлежности, гигиена учебного труда)
  • Учебно – информационные(работа с текстами,  вопросы,)
  • Учебно – логические – (анализ и синтез, обобщение, сравнение)

Межпредметные  связи

-история

-география

Цель:развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, подготовленной к самостоятельному труду.

Задачи  урока:

Образовательные:

развитие самостоятельности и творческих способностей в процессе принятия решений и выполнения практических заданий,

совершенствование практических умений и навыков самообразования и экономического ведения хозяйства,

формирование и развитие способов организации проектной деятельности и на этой основе – технологической культуры, являющейся созидательной преобразующей деятельности.

Воспитательные:

воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путем знакомства с традициями татарского народа,

воспитание нравственных качеств личности: человечности, обязательности, ответственности, трудового образа жизни,

привитие культуры поведения и бесконфликтного общения,

подготовка к осознанному выбору профессии, на основе самопознания и знакомства с миром профессий, различными видами деятельности, при выполнении профессиональных проб.

Коррекционные:

развитие  и коррекция  мыслительной деятельности, формирование умения устанавливать логические и причинно – следственные связи, делать правильный выбор;

 Учащиеся должны знать и уметь: применять на практике правила санитарии и гигиены при тепловой обработке продуктов.

Безопасные приемы работы с современным кухонным оборудованием, электронагревательными приборами, приспособлениями, горячими жидкостями, моющими и чистящими предметами.

Уметь готовить изделия из теста.

Знать и уметь готовить некоторые блюда татарской кухни, иметь представление о блюдах национальной кухни народов мира.

Знать требования к подаче готовых блюд, уметь оформить готовые блюда и подавать к столу.

Знать различные виды сервировки стола.

Знать правила приема гостей и поведения в гостях.

Ход урока. Слайд 1

Организационный момент. Учащиеся обмениваются поочередно короткими ответами в виде списка.

-Какое сегодня число? (27 ноября)

-Какой сегодня день недели? (четверг)

— Как называется наш поселок? (Уруссу)

— Как называется наш район, в котором  мы живем? (Ютазинский)

— Как называется наша Республика? (Татарстан)

— Назови столицу нашей республики (Казань)

— Как ты думаешь, чем мы будем заниматься на уроке?(готовить)

Сообщение темы и цели урока. Так как в ваших вопросах и ответах звучала наша Республика – давайте поговорим о ней более подробно. Потому что тема нашего урока «Блюда татарской кухни»

Слайд 2. Сегодня у нас необычный урок – соревнование. 9а и  9б классы покажут свое мастерство и знания по теме «Питание». А гости оценят ваши результаты.

Разминка.  Первое задание:( «Стё Зе Класс»). Слушайте внимательно и выполните задание правильно. Перед вами лежат карточки со словами, вам надо найти пару каждому предмету – для этого, вы берете карточку в руку и показываете ее учащемуся напротив вас. Вам надо сформировать пару.

вилка-ложка

повар-кондитер

микроволновка-электроплита

кофе-чай

кастрюля-сковородка

мясо-рыба

конфеты-сахар

стол-скатерть

вода-мыло

нож-доска

мука – тесто

чашка – блюдце

венчик — миксер

фартук-косынка

Молодцы, ребята.

Мы должны вспомнить все, что связано с нашими традициями,  обычаями и культурой. А ваши ответы будут оценивать. Поэтому вы старайтесь дать как можно больше дать правильных ответов. Итак, начинаем.

     Слайд 3Мы живем в большой многонациональной республике. Люди,  каких национальностей проживают в нашей республике? В нашей школе тоже много учащихся разных национальностей – назовите. Теперь поднимите руки – русские, теперь – татары, а теперь те, у кого другая национальность и назовите свою национальность.(Азербайджанец)

А мы дружно уживаемся? Что нужно для того, чтобы все были дружны? Сколько у нас государственных языков? Почему? Каких татарских поэтов вы знаете?Писателей? Певцов? Каких знаменитых людей в Татарстане вы знаете?

Молодцы! Жюри оценивает ваши ответы по классам.

Сейчас Рамиля прочитает нам стихотворение о Татарстане.

Алексей Анисимов

Татарстан

Татарская земля родная,

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края

Где б также почитали их.

 

Звучит курай, лаская сердце

Красивых, любящих людей.

Мы можем только здесь согреться,

В обьятьях Родины своей.

 

Здесь так спокойно и надёжно.

Здесь всё ласкает глаз и слух.

Жить вне отчизны невозможно,

Ведь у неё особый дух.

 

Спокойные тона и краски,

И гордый, вдохновенный стан.

Ты новоявленная сказка

Наш современный Татарстан.

Вот как русский поэт с любовью описывает нашу республику. Так же и мы должны относиться к своей земле.

          Слайд 4.   Перед вами татарские национальные элементы одежды и костюм. Какие традиции нашей культуры еще вам известны? Это наша национальная кухня. Какие блюда татарской кухни вы знаете?Слайд 5 – 17.

Сейчас для вас еще задание: Вам надо из слогов составить названия блюд, которые вы назвали.

А теперь взять по одному названию и встать правильно по изображениям в каждый угол.(КОНЭРС). Мясные блюда, блюда других народов, мучные сладкие блюда, мучные мясные блюда.

Проведем небольшое тестирование.

 Проверочные тесты по  теме: Блюда татарской национальной кухни

  1. Татары это:

А) коренное население Татарстана

Б) проживают в другой стране

В)проживают на другом материке

2. Национальное блюдо татар:

А) кыстыбый

Б) щи

В) блины

  1. Главное животное Татарстана:

А) корова

Б) верблюд

В) свинья

  1. Основные продукты питания:

А) ананасы

Б)мясо и картошка

В) каши

5.Распрастраненные блюда татар:

А) лапша

Б) лаваш

В)сало

 

6.Свадебное блюдо:

А) гречневая каша

Б) чак – чак

В) бананы

Молодцы знаете нашу республику. Жюри оценивает

Повторение пройденного материала.

Добро пожаловать на кухню Татарстана!Слайд 18

На прошлом уроке мы с вами готовили национальные татарские блюда. Вспомните название (урама, кош теле, розочки), вспомните из какого теста мы их делали. Слайд 19

Вспомним процесс приготовления. Слайд 20.

Сегодня мы  приготовим ленточки и гульбанак- блюдо,для наших гостей.

         Слайд 52.  Вспомните, какое еще праздничное блюдо готовят у татар на свадьбу? (чак — чак)Помните, что работая с тестом, надо помнить о бережном отношении к хлебу.

Перед любой работой на кухне мы вспоминаем правила ТБ. Сегодня раз у нас соревнование мы сделаем это письменно: (РАУНД ТЕЙБЛ). Слушайте внимательно задание: перед вами предложения, в которых вместо точек вам нужно вставить слова.

 Правила техники безопасности:

 

  1. Перед началом работы надень …………. и вымой …………. с ………………
  2. Перед включением плиты проверь исправность ………… и …………………
  3. При работе с ножом будь внимателен, не…………им, выполняй ту работу, которую…………….учитель.
  4. Во время работы не ………………и не ………….другим.
  5. При работе с горячим маслом изделие в сковороду клади…………., остерегайся горячих брызг.
  6. Чтобы не было дыма при жарке, следи, чтобы масло …………………. сковороды.
  7. По окончании работы …………………….плиту.

Отдать ответы жюри.

А сейчас вы сами должны определить, кто будет готовить, накрывать на стол и убирать и мыть посуду.

Повторили правила и идем на кухню.Слайд 53

Практическая часть урока.

Учащиеся готовят на кухне.

Оценивается все жюри.

5.Итог урока. Какие блюда татарской кухни вы узнали? А какие блюда других народов вы еще знаете? Вот и мы с вами сегодня узнали об еще одной национальной традиции татарского народа. Надеюсь,  вы все остались довольны.  Дома готовьте с удовольствием для своих родных.

Сейчас нам надо организовать 2 круга: внешний и внутренний. Вы должны обменяться с разными партнерами   своими впечатлениями об уроке.  Сначала говорят те, кто во внутреннем круге. Затем меняемся кругами.

Результаты итогов  классов провозглашаются жюри. Оценки за урок.