Безопасность в цифровом пространстве для детей всех возрастов

 № 178

Лилия БОГАТОВА,

педагог-психолог детского сада №132   г. Казани

Гульназ ХАЗИПОВА,

воспитатель по обучению татарскому языку высшей квалификационной категории детского сада №132 г. Казани

Флюза МУССАРОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №132 г. Казани

Гулия ГАЗИЕВА, Алина ХАМАТОВА, 

воспитатели детского сада №132  г. Казани

Как известно дошкольный  начало социализации ребёнка. Ребенок, нуждается в доступной понятной и необходимой информации, получая ее, он учится мыслить, анализировать, рефлексировать, получает представление о мире, оттачивает свои способности, память, воображение, внимание.

Так уж случилось, что в век нано технологий, дети с раннего возраста знакомятся с цифровым миром, а знакомят как правило их собственные родители. Очень часто с мобильным устройством дети знакомятся раньше, чем начинают ходить и говорить. Игры рисование, лепка уходит на последний план  погружая ребенка в мир виртуальности. Есть еще один важный фактор , родители никак не регламентируют время проведенное за гаджитом.

Все это приводит к тому, что в России 25% детей начинают поздно говорить, их речь бедна и эмоционально не окрашена. Активное формирование речи происходит в диалоге , причем включенность ребенка идет не только на уровне артикуляции, но и на уровне мыслей, действий, чувств, переживаний. К сожалению мы наблюдаем иную картину, мама в магазине дает малышу телефон, чтоб не плакал и не отвлекал, в транспорте опять телефон, придя домой опять телефон, чтоб не отвлекал от домашних дел. Что получаем на выходе от бесконечного потока цифровой информации, у маленького ребенка не только происходит задержка речи, он становится пассивным, пропадает тяга к живому общению, в более старшем возрасте снижается двигательная активность. Часто наблюдаем, что подросток в возрасте 12-13 лет выглядит на все 20 . Сидячий образ жизни и минимальная физ нагрузка на прямую влияет и на вес ребенка. Погружаясь все больше в виртуальный мир, дети нашего поколения не приемлят спорт, походы, сплавы по горным рекам, бег на лыжах, считая эти занятия бесполезными.

Мы рассмотрели отрицательное воздействие информационного пространства на ребенка, но нельзя поспорить и о положительном влиянии. На всех современных устройствах( телефон, компьютер, планшет) есть компьютерные игры, мультики и множество приложений для детей в том числе и с познавательным интерфейсом. Где дети могут развивать абстрактное мышление, внимательность, память, логическое мышление, выработать процесс само регуляции (это для нынешних детей  с синдромом гиперреактивность является большой проблемой). Происходит это очень просто, чтоб победить или перейти на иной уровень необходимо четко следовать инструкции и не нарушать ее и правила игры. Еще одним положительным прорывом например для старших дошкольников и младших школьников стали приложения «Я-класс» и «Учи.ру». На этих платформах ребенок сам выбирает какое задание по тому или иному предмету решить . Есть система оценок «баллы» , приложение отражает ФИО ребенка у кого больше баллов, кто на первом месте. Это очень стимулирует детей, тк присутствует соревновательный интерес, соответствующая мотивация.

Мир современных технологий не стоит на месте и наше поколение мы не сможем оградить от возможностей интернет паутины, но обезопасить пребывания ребенка во всемирной паутине должен взрослый, родитель .Уже начиная с ранних лет объяснить ребенку , что такое нежелательный интерфейс, почему не нужно им пользоваться, рассказать о возможных видах мошенничества, о том, что никогда не при каких условиях не нужно сообщать данные о себе и своей семье, сообщать свой адрес и иную информацию, не соглашаться на встречу если предложил интернет друг, либо интернет сообщества. Поставьте блокиратор, который не позволит вашему ребенку заходить без ведома взрослых на запрещенный контент. Регламентируйте время нахождения в сети, будьте ребенку не только строгим родителем, но и другом . Интересуйтесь чем увлечен ребенок, проводите больше времени на воздухе с семьей , сделайте так, чтоб ребенок вам доверял, тогда вы избежите множество проблем, если ваши отношения будут доверительными и прозрачными.