Берегите своих матерей!

№ 149

(Урок русской литературы в VIII классе по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Надежда НАБИУЛЛИНА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Кугарчинской средней школы Рыбно-Слободского района

Ход урока

(Звучит фрагмент песни о маме (по выбору учителя)

Учитель. Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама… Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

А теперь послушаем стихи о маме.

1-й учащийся.

От чистого сердца,

Простыми словами,

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

Мы любим её,

Как хорошего друга,

За то, что у нас

С нею все сообща.

За то, что, когда

Нам приходиться туго,

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

Мы любим её и за то,

Что порою

Становиться строже

В морщинках глаза.

Но стоит с повинной

Прийти головою –

Исчезнут морщинки,

Умчится гроза.

За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Ёй сердце свое.

И просто за то,

Что она – наша мама,

Мы крепко и нежно

Любим её.

2-й учащийся.

Мама, очень-очень

Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью

В темноте не сплю.

Вглядываясь в темень,

Зорьку тороплю.

Я тебя все время,

Мамочка, люблю!

Вот и зорька светит,

Вот уже рассвет,

Никого на свете

Лучше мамы нет!

Учитель. Мне очень хочется, чтобы спустя много лет вы, ребята, сохранили эту нежную любовь к своим матерям и заботились о них, и, конечно, не хотелось, чтобы с вами произошла история, описанная в рассказе К.Паустовского «Телеграмма». О чем этот рассказ?

Учащиеся. Катерина Петровна доживала свой век в старом доме в селе Заборье.

Ей стало еще труднее вставать по утрам и видеть комнаты, чашки на столе, самовар, картины на стенах.

К ней каждый день прибегала Манюшка, дочка соседа, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар. Изредка заходил сторож при пожарном сарае – Тихон, тощий, рыжий. Он помнил отца Катерины Петровны и уважение к старому художнику сберег на все жизнь. Тихон помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. И каждый раз, когда уходил, останавливался в дверях и спрашивал:

– Не слышно, Катерина Петровна, Настя пишет чего или нет?

Она молчала, сидя на диване – сгорбленная, маленькая…

Когда Тихон уходил, Катерина Петровна начинала тихонько плакать.

Настя, дочь и единственный родной человек, жила далеко в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад.

Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, поэтому она редко писала ей. Писем от неё тоже не было, на раз в два-три месяца почтальон Василий приносил перевод.

Как-то, в конце октября, ночью, Катерина Петровна написала Насте письмо.

«Ненаглядная моя, – писала Катерина Петровна.– Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот,– да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

(Прослушать в грамзаписи.)

Настя работала секретарем в Союзе художников. Устройство выставок, конкурсов – все это проходило через её руки.

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, – решила прочесть после работы. Письма от Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит, жива.

Очень настойчиво Настя две недели устраивала выставку скульптора Тимофеева. Выставка удалась. Её благодарили. А в это время принесли телеграмму, где было написано: «Катя помирает. Тихон».

В тот же вечер Настя уехала. Всю дорогу ей казалось, что поезд едва тащится.

Тихон пришел на почту, пошептался с почтарём Василием, взял у него телеграфный бланк, и что-то писал на бланке корявыми буквами. Потом осторожно сложил бланки, засунул в шапку и поплелся к Катерине Петровне.

Она не встала уже десятый день. Манюшка шестые сутки не отходила от Катерины Петровны.

Иногда Манюшке казалось, что Катерина Петровна уже не дышит. Тогда она начинала испуганно хныкать и звала:

– Бабка? А, бабка? Ты живая?

Пришел Тихон. Он, криво ухмыляясь, вытащил из шапки телеграмму.

–Вот, – сказал Тихон, осторожно развернул телеграмму и протянул её Катерине Петровне.

Она взяла её, а все так же умоляюще смотрела на Тихона. Он глухим неуверенным голосом прочел:

– Дожидайтесь, выехала. Остаюсь ваша любящая дочь ваша Настя.

– Не надо, Тиша, – тихо сказала Катерина Петровна. – Не надо милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку.

Катерина Петровна с трудом отвернулась к стене, потом как будто уснула. Она лежала бледная, маленькая, как будто безмятежно уснувшая.

– Не дождалась, – пробормотал Тихон. – Эх, горе её горькое, страданье неписаное! А ты, смотри, дура, – сказал он сердито Манюшке.– За добро плати добром, не будь пустельгой.

(Прочитать отрывок из текста.)

Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.

На похороны собрались старухи и ребята. Гроб на кладбище несли Тихон, Василий и два брата Малявины — старички, будто заросшие чистый паклей. Манюшка с братом Володькой несла крышку гроба и, не мигая, смотрела перед собой.

Кладбище было за селом, над рекой. На нем росли высокие желтые от лишаев вербы.

По дороге встретилась учительница. Она недавно приехала из областного города и никого еще в Заборье не знала.

– Учителька идет, учителька! – зашептали мальчишки.

Учительница была молоденькая, застенчивая, сероглазая, совсем еще девочка. Она увидела похороны и робко остановилась, испуганно посмотрела на маленькую старушку в гробу. На лицо старушки падали и не таяли колкие снежинки. Там, в областном городе, у учительницы осталось мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая…

На кладбище гроб поставили около свежей могилы. Старухи  кланялись гроб, дотрагивались темными руками до земли. Учительница подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую желтую руку. Потом быстро выпрямилась, отвернулась и пошла к разрушенной кирпичной ограде.

Учительница. Знаете, ребята, эта история произошла на самом деле. Поздней осенью Константин Паустовский поселился в деревне под Рязанью. Там одиноко доживала дряхлая, ласковая старушка. Когда она умерла, Паустовский послал в Ленинград телеграмму.

Ответы на вопросы:

– Ваше отношение к Катерине Петровне?

– Как вы относитесь к Тихону и Манюшке?

– Почему мы не радуемся успешным хлопотам Насти по устройству выставки?

– Как вы думаете, почему Катерина Петровна, услышав текст телеграммы, не обрадовалась, а только поблагодарила Тихона?

– Почему Константин Паустовский в рассказ вводит образ молоденькой учительницы?

– В чем вина Насти? И можем ли мы её простить?

– О чем нас заставляет задуматься этот рассказ?