Бадминтон с 1-го класса

Роман ФЕДОРЧЕНКО,

учитель физической культуры лицея №146 «Ресурс» г. Казани

Бадминтон – великолепная игра. Игра, доступная многим. Откровенно говоря, совершенно непонятно, почему до сих пор бадминтон не входит в школьную программу, ведь в эту игру играют почти в каждом дворе, на деревенских улицах, на лесных опушках, на пляжах и пикниках. Наверное, нет  ни одного человека, который хотя бы раз не пробовал играть в бадминтон.

К сожаленью,  никто не учит, как правильно играть в бадминтон. В результате одни стесняются  играть, потому что не умеют, другие держат ракетку неправильно, и им неудобно и неловко играть, третьи теряют интерес к игре из-за того, что надоедает просто перекидывать волан. Некоторые начинают придумывать, как сыграть на счет, то есть начинают заново изобретать велосипед, а в данном случае – бадминтон. Таких людей много, желающих, но не умеющих играть в бадминтон, много, и впоследствии они так же неправильно учат играть своих детей.

Чтобы в бадминтон играли правильно и количество играющих становилось все больше, уже в начальной школе, на мой взгляд, необходимо ввести краткий курс бадминтона. Это поможет  школьникам научитьсяиграть правильно,  чувствовать себя уверенно и демонстрировать свое умение, играя при любой возможности. Заинтересованные и наиболее способные ученики могут посещать секции по бадминтону, совершенствоваться в теории и практике и более профессионально заниматься бадминтоном.

Если рассматривать бадминтон с разных точек зрения, то эта игра имеет массу преимуществ по сравнению с другими видами спорта.

  1. Бадминтон не требует дорогостоящего инвентаря. Оборудовать площадку для бадминтона значительно проще, чем, например, площадку для тенниса. Кроме того, бадминтонная площадка может быть расположена практически в любом спортивном зале, в парке, на аллее, на придомовых территориях.
  2. Правила бадминтона просты и не требуют длительного изучения. Достаточно просто и судить соревнования, в отличие от других спортивных игр, скажем, от баскетбола.
  3. Техника игры в бадминтон довольно проста и доступна для обучения. Вполне реально выполнение учащимися спортивных разрядов.
  4. Бадминтон – игра, которая подходит для людей разного уровня физической подготовки. В нее можно спокойно играть, перекидывая волан друг другу, а можно играть, активно двигаясь на спортивной площадке и получая большую физическую нагрузку.
  5. Бадминтон – это самая семейная игра. В нее с успехом могут играть люди разного возраста. Причем в разных сочетаниях, например, бабушка с внуком, папа с дочкой, юноша с девушкой и т. п. Можно играть не только друг против друга, но и в одной команде при проведении парных игр.
  6. Для полноценной игры в бадминтон достаточно двух человек, в отличие, к примеру, от волейбола, футбола или баскетбола.
  7. Ракетки в бадминтоне легкие, в отличие от ракеток для большого тенниса, и с ними свободно справляются даже маленькие дети.
  8. Игра в бадминтон положительно влияет на зрение, так как наблюдение за воланом (то приближающимся, то удаляющимся) тренирует мышцы, управляющие хрусталиком глаза. А умеренные нагрузки при игре не допускают утомления глаз.
  9. Продолжительная игра в бадминтон с умеренной нагрузкой способствует нормализации веса, а частые наклоны за упавшим воланом способствуют уменьшению жировых отложений в области талии.

Бадминтон имеет, пожалуй, один недостаток – это игра только одной рукой, что приводит к однобокому развитию. Но надо отметить, что этим недостатком «страдают» многие виды спорта, к примеру, волейбол (подачи, нападающие удары), легкая атлетика (метание, прыжки), настольный теннис, большой теннис и другие.   Однако, используя правильную методику занятий, можно избежать этого недостатка или свести его к минимуму.

Еще к недостаткам можно было бы отнести то, что волан сносит ветер, даже слабый, однако это скорее неудобство, чем недостаток. Кроме того он мало существенен, если учитывать то, что большинство уроков физкультуры в течение учебного года проводится  в спортивных залах.

С 1-го класса на уроках физкультуры я даю азы бадминтона, то есть использую упражнения, подвижные  игры, эстафеты с элементами бадминтона.

Подготовка к обучению включает в себя разнообразные подготовительные упражнения, развивающие чувства волана, подготавливающие мышцы и связки  к выполнению основных упражнений, развивающие ловкость и быстроту, координацию движений.

В первый год обучения я использую упражнения и игры только с  воланом (никаких ракеток). На своих уроках я знакомлю учеников с разновидностями воланов (пластиковые и перьевые), их особенностями и характеристиками, сравнивая их с полетом птиц (загадки о птицах и полетах).  Учу детей правильному и бережному обращению с воланом, так как  этот снаряд очень хрупкий (сравниваю его с бабочкой) и быстро приходит в негодность, теряя свои аэродинамические свойства, если неправильно с ним обращаться.  Вообще, волан по сравнению с другими метательными снарядами имеет ряд преимуществ:

  1. Имеет небольшой размер, компактен, а значит, занимает мало места в инвентарной комнате;
  2. Легкий (всего 4,5 -5.5 граммов), и. значит, достаточно одного человека, чтобы принести в спортзал большое количество воланов для занятия;
  3. Безопасен при игре как для учащихся (не нанесет травму), так и для спортивного зала (не требует специального ограждения на окна);
  4. Специфичен, с ним можно заниматься как в большом спортивном зале, так и в маленьком помещении или комнате;
  5. Дешевый, не требуется больших денег для их закупки.

В работе с учениками я пришел к выводу, что на уроке нужно использовать качественный инвентарь, чтобы не вызвать отвращение к этой увлекательной игре, а наоборот, повысить работоспособность у обучаемых ребят.  На начальном этапе обучения лучше всего использовать пластиковые воланы, так как они более прочны и  прослужат гораздо дольше, чем перьевые воланы. Выполняя упражнения с воланом, важно научить, как правильно его держать. Все броски волана выполняются, удерживая волан за головку, при этом головка развернута в направлении броска. Для лучшего физического развития обучение  упражнениям с воланом необходимо проводить, используя броски  как правой, так и левой рукой, это позволит учащимся лучше развить свои координационные способности, стать более ловкими и учиться концентрировать внимание. Работая с воланом, дети начинают приобретать чувство волана (скорость его полета и изменение траектории). В дальнейшем таких детей будет легче обучить технике игры в бадминтон.

На первых занятиях нужно иметь достаточно много воланов (два волана на одного ученика), так как ребята работают каждый индивидуально сначала  с одним воланом, потом с двумя. По мере освоения упражнений  ученики начинают работать в парах и в командах. Чтобы сохранить заинтересованность обучающихся, все упражнения  я стараюсь проводить в игровой форме, иначе детям становится скучно, и они быстро устают от монотонности проводимых упражнений.

Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90 % информации поступает в мозг через зрительный анализатор (глаз), и частичное или глубокое нарушение его функции вызывает ряд осложнений в физическом и даже психологическом состоянии обучающихся.  У людей, занимающихся бадминтоном, зрение становится лучше благодаря тому, что волан имеет особое свойство менять скорость и траекторию полета. Это его отличает от других метательных снарядов. В медицинских исследованиях отмечается, что в условиях специального обучения, под воздействием подвижных и спортивных игр у занимающихся улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений. Вот еще один плюс от занятий, проводимых с воланом.

Существует множество упражнений с воланом, и чем больше вы их знаете, тем лучше для детей, но необходимо помнить золотое правило: нужно обучать «от простого к сложному» — это основа основ при обучении.

Любимые упражнения с воланом – это упражнения на точность попадания, на дальность полета и на быстроту выполнения упражнения. Здесь можно проявить фантазию.  Дети сами вам в этом помогут  и придумают множество игр с воланом. Можно дать такое домашнее задание: придумать оригинальную игру с воланом и дать ей интересное название.  Вот несколько игр, которые придумали я и мои ученики.

Игры с воланами на точность:

  1. «Попади в ворота».

Исходное положение: ученики стоят в широкой стойке лицом друг к другу на указанном учителем расстоянии (расстояние зависит от подготовленности учеников). Один из учеников выполняет бросок волана, стараясь попасть между расставленных в стороны ног (ворота) стоящего напротив ученика. Затем участники меняются ролями. Выигрывает тот, кто  попадет большее количество раз. Игра может проводиться как с двумя учениками, так и с двумя командами. Причем выполнять броски желательно поочередно правой и левой руками. Здесь можно использовать различные варианты и давать ученикам выполнять броски из различных исходных положений (стоя ноги вместе, стоя на коленях, сидя на полу и т.д.).

  1. «Кто самый меткий».

Ученики также стоят друг к другу лицом на определенном расстоянии, один из учеников стоит в исходном положении: широкая стойка, руки на пояс, другой выполняет броски, стараясь попасть в цель между туловищем и рукой. Затем ученики меняются ролями. Здесь тоже можно использовать разные варианты. Например, выполнить три подряд броска в три разные цели: между ног, между туловищем и правой рукой, между туловищем и левой рукой. Кто больше попадет — тот победил. Наиболее ловким ребятам можно предложить усложненный вариант, выполнить одновременно бросок двух воланов правой и левой руками нужно попасть между туловищем и двумя руками, которые образуют две цели.

3.«Попади в ладонь».

Ученики расположены на одинаковом расстоянии, стоя друг к другу лицом. Один из учеников, выполняя бросок воланом, старается попасть в раскрытую ладонь поднятой партнером вверх руки. Кто больше попал – тот и выиграл. Броски волана можно выполнять и правой и левой руками.

  1. «Попади в обруч».

Ученики стоят в кругу, образуя  две команды, стоя через одного. В центре круга лежит обруч, который является целью для попадания. Сначала ученики одной команды по команде учителя одновременно выполняют броски волана в цель. Подсчитывается количество воланов, попавших в цель. Затем ученики другой команды  подбирают воланы, встают на исходную позицию и по сигналу учителя выполняют броски в обруч. В конце игры сравниваются показатели обеих команд, кто больше попал в цель (обруч) – тот выиграл. Условия игры можно постоянно менять за счет смены  исходного положения (стоя, сидя и т.д.); за счет смены рук (бросок правой, потом левой), за счет удаления игроков от цели и т.д.

  1. «Забей волан в ворота».

На лицевой линии спортивного зала ставятся небольшие ворота (гимнастический мат). Из числа учеников выбирается вратарь, который занимает свое место в воротах. Учащиеся по очереди с одинакового расстояния выполняют броски волана в ворота. Кто из числа бросающих учеников промахнулся или у кого вратарь отбил волан, тот выбывает. Побеждает тот,  кто больше всех поразил ворота. Если же таких учеников оказалось двое и больше, то тогда   выполняются броски в ворота до первого промаха.

  1. «Вышибалы воланом».

Класс делится на две команды. Учащиеся обеих команд находятся друг против друга на одинаковом расстоянии (расстояние определяет учитель).  У одной из команд воланы. Их задача – по сигналу учителя, выполнив по одному броску, попасть в игрока другой команды и выбить как можно больше игроков. Подсчитывается количество выбитых игроков. После этого команды меняются местами. Выигрывает та команда, у которой меньше выбито игроков.

  1. «Метко в цель».

Учащиеся разделены на две равные команды, которые стоят в шеренгах лицом к лицу друг против друга на одинаково удаленном расстоянии. Напротив каждой пары посередине ставится мишень (мяч, лист бумаги, обувь и т.п.). Сначала игроки одной команды выполняют броски воланом, стараясь попасть в заданную мишень, затем выполняют броски игроки другой команды. Побеждает та команда, чьи игроки больше поразили мишень.

Во всех представленных играх можно менять правила игры  и придумывать свои  варианты. Чем больше вариантов, тем лучше. Например, выполнять броски волана из различных исходных положений (стоя ноги вместе, стоя на одном колене, стоя на коленях, сидя на полу ноги врозь и т. п.).  Также обязательно использовать  во время броска обе руки, а не только ту, которой удобно бросать, и при этом не забывать о правильной технике выполнения броска. Игры можно проводить как один на один, так и команда на команду. Это способствует более качественному и лучшему развитию координации движения и концентрации внимания у учеников. Они становятся более ловкими и способными, чем прежде. Они начинают лучше мыслить, и у них появляется  больше вариантов для решения поставленных перед ними задач. Ученики становятся более уверенными в своих силах и психологически готовыми к освоению  нового материла.

Таким образом, бадминтон является не только эффективным средством физического развития организма человека, но и способствует повышению работоспособности и функционального состояния учащихся, профилактике различных заболеваний и влияет на повышение интеллекта школьников.

Список использованной литературы

  1. Игра бадминтон: учебно-методическое издание /А.В. Щербаков, Н.И. Щербакова. – М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. – 121 с.
  2. Лотоненко А.В. Культура физическая и здоровье /В.А. Лотоненко, Г.Р.; С.Р. Гостева, О.А. Григорьев. – М., — 2008. – 447 с.
  3. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением: методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. /Л.Н.Ростомашвили. – Спб, 2001. – 204 с.
  4. Турманидзе В.Г. Обучение бадминтону на этапе начальной подготовки в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с различным уровнем физического здоровья: учебное пособие /В.Г. Турманидзе. – Омск: Изд-во Ом.гос.ун-та, 2013. – 192 с.