Азбука здоровья

№ 177

(Внеклассное мероприятие для учащихся I класса)

Хамида ФАТЫХОВА,

учитель начальных классов  гимназии №102 им. М.С.Устиновой  г. Казани

Цель: создать условия для формирования представлений о пяти составляющих здорового образа жизни

Задачи:

– познакомить с компонентами здорового образа жизни;

– воспитывать ответственное отношения школьников к своему здоровью, научить заботиться о своем здоровье;

– развивать коммуникативные способности.

Формирование универсальных учебных действий:

личностные:

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– способность к самооценке собственных привычек и поступков с точки зрения здорового образа жизни;

познавательные:

– уметь находить, выделять и формулировать проблему, уметь находить выход из ситуации, используя полученные знания;

– ознакомить с режимом дня, с соблюдением правил гигиены, с необходимостью правильного питания и занятием спорта;

регулятивные:

– определять и формулировать цель занятия;

– уметь выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной форме;

– уметь выслушать собеседника, аргументировано защищать собственную точку зрения;

– работать в группе, уметь учитывать мнения, отличные от собственных;

– уметь обращаться за помощью и предлагать помощь.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: карточки: овощи, фрукты, ягоды, корзинка, пейзаж (зима, лето); заготовка Лэпбука, задания для индивидуальной и групповой работы;

Актуальность занятия. Охрана здоровья школьников является приоритетным направлением развития системы образования. Здоровье детей – это основа нашего будущего. Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья детей. Занятие направлено на формирование у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.

Ход мероприятия

I. Актуализация знаний

Учитель. Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

Ребята, давайте вспомним, какую совместную творческую работу мы создали на прошлом занятии?

Учащиеся. Мы строили «Дом добра».

Учитель. Что служит фундаментом нашего «Дома добра»?

Учащиеся. Фундаментом нашего «Дома добра» является здоровье.

Учитель. Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…

Ребята, вы знали, что 7 апреля отмечают Всемирный день здоровья? Запомните, пожалуйста, эту дату.

Учащиеся. Мы не знали про день здоровья, но обязательно запомним 7 апреля!

Учитель. Я предлагаю вам продолжить разговор о нашем здоровье. Сегодня мы с вами будем заполнять лэпбук. Это большая книжка, которая будет служить нам памяткой.

Вы знаете, мне сегодня на почту пришло очень необычное письмо, автором, которого является всеми любимый герой. Кто же это? Давайте посмотрим.

II. Постановка проблемы

(На экране появляется Шрек, который излагает свою проблему.)

Шрек. Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу с моего грязного болота. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Фея говорит, что мне нужно неправильно питаться. Она составила мне меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, биг мак и пепси-кола. Это моя любимая еда! Наверное, скоро я буду здоров. Фея говорит, что не нужно чистить зубы, делать зарядку и плавать в моем болоте. Я надеюсь, что вскоре снова смогу получать удовольствие от провождения времени в моем грязном болоте.

Учитель. Как вы думаете, почему Шрек попал в больницу? Правильное ли меню ему составила Фея?

Учащиеся. Нет, нам кажется, что Фея дала плохие советы Шреку.

Учитель. Ответить более подробно на этот и другие вопросы нам поможет увлекательное путешествие.

Ребята, давайте вспомним, когда мы поздравляем своих друзей или близких, что мы желаем в первую очередь?

Учащиеся. Мы всегда желаем крепкого здоровья!

Учитель. Конечно, самое главное, что есть у каждого из нас – здоровье! Отправимся в путешествие по стране «Здоровья».

III. Целеполагание

Учитель. Давайте подумаем, какую цель мы хотим достигнуть на нашем занятии?

Учащиеся. Мы хотим узнать, как нужно заботиться о своём здоровье?

Учитель. Подумайте, какие полезные советы помогут Шреку выздороветь?

Учащиеся. Нам кажется, что Шреку необходимо правильно питаться, заниматься физкультурой, соблюдать правила личной гигиены и соблюдать режим дня.

Учитель. Нам на пути будут встречаться разные герои, с заданиями которых нам нужно справиться. Шрек очень хочет быть здоровым.

IV. Планирование

Учитель. Как же мы будем достигать нашу цель?

Учащиеся. Работать будем старательно, четко высказывая свою точку зрения.

V. Работа по теме занятия

Учитель. Итак, отправляемся в дальний путь!

Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть.

А думаете ли вы о том, что вы употребляете в пищу?

Учащиеся. Мы почти всегда следим за своим питанием.

Учитель. Молодцы, ребята! Нам на пути повстречался забавный, немного смешной друг Шрека. Кто же это?

Учащиеся. Посмотрите, Осел пришел нам на помощь.

Учитель. Верно, ведь он знает, что полезно употреблять в пищу, а что – нет. (На доске – корзинка, в которую дети складывают овощи, фрукты и ягоды. Называют полезные свойства данных продуктов.)

Учитель. Перед нами корзинка полная полезных витаминов. Как вы думаете, как будет чувствовать себя Шрек, если будет употреблять в пищу эти продукты?

Учащиеся. Шрек будет чувствовать себя хорошо, потому что он будет питаться витаминами.

Учитель. Совершенно верно, ребята! Как мы можем поступить с этими продуктами? (На доске вредные продукты: ход-дог, пицца, кока-кола, шаурма и т.д.)

Учащиеся. Мы хотим выбросить эти продукты, потому что они вредны для нашего организма.

Учитель. Почему же Фея советовала Шреку употреблять в пищу вредные для здоровья продукты?

Учащиеся. Нам кажется, что Фея решила навредить Шреку.

Учитель. Первой составляющей здорового образа жизни будет правильное питание! (На лэпбуке.) Осел просит вас накормить своих друзей полезной пищей. Помогите, пожалуйста, раздать еду. (Дети выполняют задание на лэпбуке.)

Учитель. Спасибо, ребята! Как вы думаете, мы можем отправить  Шреку письмо с ответом на его вопрос?

Учащиеся. Нет, мы еще не все узнали.

Учитель. Самое время отправиться в путь! Один из друзей Шрека, всегда был здоровым и ловким. Наверное, мы сможем узнать, как ему удавалось  быть в отличной форме. Послушайте, кто же это?

В сказке главный персонаж.

Мушкетёр – такой типаж.

Сапоги надеты смело.

На макушку шляпа села.

Храбрый, да при всём при том,

Он – животное с хвостом.

Учащиеся. Мы угадали – это кот в сапогах!

Учитель. Верно! Дети, давайте подумаем, как можно укреплять наше здоровье?

Учащиеся. Всем нужно заниматься спортом, делать зарядку и т.д.

Учитель. Согласна, но кот хочет проверить ваши знания. Чем же можно заниматься зимой на свежем воздухе, летом на полянке и как можно укреплять свое здоровье, находясь на водоемах?

Учащиеся. Ходить на лыжах, кататься на коньках можно зимой. Летом мы плаваем в речке и играем в активные игры на свежем воздухе. (На доске зимний пейзаж. Учащиеся «отправляют» спортсменов кататься на коньках, с горки, на лыжах.

На доске летний пейзаж. Дети «отправляют» спортсменов кататься на велосипеде, бегать, играть в бадминтон. На доске пейзаж водоема. Ученики «отправляют» детей плавать. Несколько учащихся заполняют кармашки лэпбука.)

Учитель. Как здорово получилось! Чем спорт полезен для нашего организма? Какие виды спорта знаете вы?  Есть ли спортсмены в нашем классе?

Учащиеся. Спорт помогает укреплять наше здоровье. В нашем классе есть спортсмены: футболисты, хоккеисты, фигуристы.

Учитель. Как же хорошо укреплять здоровье с помощью спорта! Спорт – вторая составляющая здоровья!

Учитель. Ребята, нам с вами нужно разгадать анаграмму. И только тогда мы сможет познакомиться еще с одним другом Шрека. Переставляйте буквы и скажите, кто же пришел нам на подмогу?

Учащиеся. Мы угадали! Это Пиноккио!

Учитель. Да, друзья, это Пиноккио. Он принес вам задание. Но прежде, вспомним правила работы в группе.

Учащиеся. Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.

Учитель. Молодцы! Соберите пазл, и узнаете, что оказывает влияние на здоровье человека.  Если ваша пара готова, поднимаем руки «домиком». (Дети работают в паре, кто-то составляет пазл у доски в лэпбуке.)

Учитель. Ребята, вы узнали, что так важно соблюдать каждому из нас?

Учащиеся. Мы узнали, что режим дня влияет на наше здоровье.

Учитель. Пиноккио всегда соблюдал режим дня. Почему же нужно следовать его примеру?

Учащиеся. Нам кажется, что режим дня помогает распланировать свою деятельность.

Учитель. Верно, у нас все получилось! Мы узнали, что режим дня – третья составляющая здоровья!

Ребята, я предлагаю вам послушать одну историю:

«Три поросенка долго страдали. Первый — от зубной боли, потому что не любил чистить зубы, второй – никогда не мыл руки и ему приходилось терпеть боли в животе, третий поросенок не хотел принимать водные процедуры и испытывал дискомфорт, у него ужасно чесалось тело.  Однажды, они решили отказаться от своих вредных привычек и…»

Ребята, как можно закончить этот рассказ? Какие правила не соблюдали три поросенка?

Учащиеся. Поросята перестали соблюдать правила гигиены. Это могло стать причиной плохого самочувствия.

Учитель. Соблюдение правил личной гигиены – основа здоровья человека. Вот наша четвертая составляющая здоровья!

Давайте представим, Шрек живет у болота, редко принимает душ, редко моет руки. К чему это привело?

Учащиеся. Это привело к тому, что Шрек заболел.

Учитель. Да, вы правы. Поросята предлагают выполнить задние! У каждого на столе есть индивидуальное задание. Вам необходимо обвести в круг только те картинки, которые полезны для здоровья человека. Если сюжет картинки вам кажется вредным для здоровья, зачеркните.

Ребята, нужно выполнить еще одно задние в лэпбуке. (Задание в лэпбуке. Выбрать только те предметы, которые помогут соблюдать правила гигиены.)

Учитель. Молодцы, справились. Мы с вами должны помнить о правилах гигиены. Как вы думаете, зачем во всех торговых центрах, магазинах установили аппараты для обработки рук?

Учащиеся. Если хотим быть здоровыми, нужно мыть руки.

Учитель. Конечно, ребята! Чистые руки – залог здоровья. У нас остался последний гость, который предлагает узнать пятую составляющую здорового образа жизни!

Учащиеся. Нас встречает прекрасная Фиона!

Учитель. Ребята, Фиона хочет поделиться  своей улыбкой.

Физминутка (Звучит песня «От улыбки». Дети поют и повторяют движения.)

Учитель. Как вам кажется, какое настроение должно быть у человека, который стремиться стать здоровым?

Учащиеся. Мы всегда должны быть в отличном настроении.

Учитель. Хорошее настроение, положительные эмоции – важное условие для того, чтобы расти здоровым.  Давайте чаще улыбаться и желать друг другу здоровья. Здоровья пожелаем всем, кто сегодня вместе с нами.

Пятая составляющая здоровья – отличное настроение.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель. Чему вы сегодня научились на нашем занятии?

Учащиеся. Мы научились различать полезные и вредные продукты, узнали пять составляющих здоровья.

Учитель. Захотелось ли вам изменить что-то в своём питании и рационе своей семьи после нашего занятия?

Учащиеся. Да, мы будем внимательно относится к своему здоровью.

Учитель. Какие полезные советы вы дадите своим родным или друзьям?

Учащиеся. Мы посоветуем соблюдать режим дня и правила гигиены, подскажем, как нужно питаться и вести активный образ жизни.

Учитель. Может обратимся к Фее? Попросим ее не вредить другим, и самой не питаться вредной пищей. Ребята, кто сможет обраться к Фее и назвать пять составляющих здорового образа жизни?

Учащиеся. Здравствуй, дорогая Фея! Мы узнали о плохом самочувствии  Шрека. Решили ему помочь справиться с недугом. Мы советуем только полезные продукты, которые помогут ему окрепнуть. Рекомендуем соблюдать несколько правил: заниматься спортом, соблюдать правила личной гигиены и режим дня. Думаем, что ты больше не навредишь никому своими советами!

Учитель. Правильное питание – залог здоровья человека, а здоровье – фундамент счастья. Очень верно сказано: одного здоровья для счастья мало, но без здоровья настоящего и полного счастья быть не может. (Дети услышали, что на почту пришло письмо.)

Учитель. Кажется, нам пришло письмо от Феи!

«Ребята! Я не хотела навредить Шреку! Мне казалось, что это правильное питание. Потому что оно вкусное и его показывают по телевизору. Не думала, что Шрек заболеет. И немножко пошутила, сказав, что не нужно чистить зубы, соблюдать режим дня и выполнять физические упражнения. Я думала, что каждый знает эти правила. Я сейчас же отправлюсь к Шреку и все исправлю! Спасибо Вам, ребята! Питайтесь правильно, берегите свое здоровье!

Вот видите, ребята, Фея не хотела навредить! (На лэпбуке – цветок из ладошки.) Посмотрите, вот это растение имеет 5 цветков. Оно очень красивое. С чем можно сравнить этот цветок?

Учащиеся. Цветок – как наша ладошка. При соблюдении всех 5 составляющих здоровья, мы будем выглядеть замечательно и хорошо себя чувствовать.

Учитель. У меня для вас есть хорошая новость! Вы сможете закрепить полученную информацию сыграв в интерактивную игру, которая находится на моем сайте. Я сообщу вашим родителям, и вы сможете рассказать друзьям и близким о пяти составляющих здоровья!

Если бы не друзья, как бы Шрек решил свою проблему?

Учащиеся. Да, друзья нужны каждому из нас. Спасибо за занятие! Мы будем беречь свое здоровье и расскажем об этом своим близким.

Учитель. Я очень горжусь вами! Предлагаю вам творческое задание. Раскрасьте цветы по своему настроению:

желтый цветок – «Мне все очень понравилось, я замечательно себя чувствую»;

зеленый цветок – «Мне понравилось на занятии, но мое настроение могло бы быть лучше»;

красный цветок – «Я остался недоволен и плохо себя чувствую».

Учащиеся. У нас получились красивые цветы!

Учитель. Спасибо вам, дети, за замечательное время проведенное вместе.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Это дар, который даётся человеку лишь однажды. И от нас самих зависит, каким содержанием наполним мы свою жизнь.

Здо́рово, когда человек стремится к исполнению своей мечты!

Здо́рово, когда светит солнце и щебечут птицы!

Здо́рово, когда у тебя есть настоящие друзья и когда тебя любят и ждут дома!

Здо́рово, когда тебя окружают счастливые и здоровые люди!

Здо́рово, когда в твоей душе горит огонь добра и веры в лучшее!

Так будьте все здоро́вы! Благодарю вас за участие. До новых встреч!