Авторские блокноты-тренажеры, как средство успешной организации совместной деятельности логопеда, детей и родителей в условиях ФГОС ДОО

Лилия ГИМАДИЕВА,

учитель-логопед детского сада №131 г. Казани

Гульназ НАСРУТДИНОВА,

старший воспитатель детского сада №131 г. Казани

Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. Именно в дошкольном возрасте, дети развиваются особенно быстро: у них увеличивается словарный запас, речь становится более развернутой, улучшается звуковое оформление слов. Однако темп развития у всех отличается. Некоторые к трем годам могут иметь чистую правильную речь, у других же могут быть с этим проблемы. Частые ошибки – это пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение, неумение правильно построить фразу. К задачам коррекционного обучения относятся не только исправление первичного дефекта, но и обязательная подготовка детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты и главной составляющей – фонематического слуха. Особенно это касается двуязычных детей (билингвов), которым необходимо дифференцировать звуки разных языков. Ребенок, растущий в многоязычной среде, едва начиная говорить, пользуется запасами не одного, а двух языков. Как в этих условиях можно и нужно направлять его языковое развитие, как организовать общение с ним? Именно на этом этапе лучше всего обратиться к специалисту для грамотного исправления речи детей. Когда речь заходит о работе логопеда, то многие родители считают, что все, что от них требуется, – это найти грамотного специалиста. Отчасти это так, ведь колоссальную работу проводит именно он. От того, какая квалификация у специалиста, какой опыт, стаж, зависит результат. Однако для быстрого усвоения материала от родителей требуется такое же участие в обучении ребенка. Логопед занимается с ребенком и практикуется с ним тет-а-тет только на занятии. Выходя из кабинета, ребенок чаще всего расслабляется и забывает о том, чему его учили, пока вновь не придет на занятие. Логопедами доказано на практике, что совместная деятельность педагогов с родителями в разы повышает эффективность совместно проделанной работы. Но понимая занятость родителей в современных реалиях, одной из задач было создать инструмент, который позволит им заниматься с детьми даже в таких условиях.

Так были разработаны с педагогом татарского языка и учителем-логопедом блокноты-тренажеры, где собран речевой материал для автоматизации звуков. Их главное достоинство в том, что это очень компактные и увлекательные для детей книжки. Их можно носить с собой и достать в любую свободную минуту для повторения пройденного с логопедом материала.

Цель данного пособия: помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей к выполнению несложных заданий с детьми для закрепления полученных на занятиях знаний, умений и навыков.

Задачи:

– способствовать речевому и интеллектуальному развитию дошкольников с общим недоразвитием речи;

– обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи;

– формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов.

Практическая значимость данного пособия заключается в том, что в блокнотах представлен актуальный материал для работы учителя-логопеда с детьми совместно с родителями по автоматизации звуков, посредством авторских блокнотов-тренажёров. В данном пособии собраны упражнения для артикуляции, чистоговорки, нейроигры для согласования речи и мелкой моторики, игры на согласование существительных с числительными, раскраски. Задания направлены на достижение правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. А игровой формат – лучший способ поддерживать интерес детей-дошкольников к процессу обучения. Особенностью данного продукта является то, что материал,  представленный в блокнотах могут использовать педагоги для татароязычных детей,  для  которых встает трудность в подборе речевого материала.

На данный момент данные блокноты-тренажеры эффективно используют наши логопеды и результат дал о себе знать.

Во-первых, домашние задания выполняются и тем самым идет взаиморабота родителя и логопеда;

во-вторых, это практический материал для успешного усвоения татароязычными детьми лексико-грамматические категории на родном языке;

в-третьих, комплекс упражнений которые вы найдете в блокнот-тренажере способствуют формированию фонематического слуха, что помогает  успешной коррекции звукопроизношения двуязычных детей.