Арт-терапия как способ выражения чувств и эмоций

Нина ГАЛЯУТДИНОВА,

педагог-психолог, арт-терапевт детского сада №299 г. Казани

Арт-терапия – это метод ориентированный на процесс.

Это работа с образами, метафорами и символами состояний нашего внутреннего мира и взаимоотношениями с внешним миром.

Метафора – переносное значение слова.

В арт-терапии не важны художественные навыки. А важны чувства и эмоции, которые сидят внутри и хотят проявиться. И желательно, чтобы они проявлялись экологичным способом. В этом поможет арт-терапевт.

Арт-терапевт – это проводник в ваш внутренний мир. Но не в том плане, что по вашим работам расскажет всё про вас. Нет это не так. Какая же основная задача арт-терапевта на встрече? Помочь человеку увидеть нечто значимое в его творчестве и вместе отыскать значение тех или иных образов.

Познакомлю вас с основателями арт-терапии.

Первым термин «арт-терапия» ввёл английский художник Адриан Хилл в 1938 году. Он открыл терапевтический эффект рисунка и живописи во время восстановления в санатории от туберкулеза. Хилл считал, что ценность арт-терапии заключается в «совершенно захватывающий ум (а также пальцы) творческой энергии». Художник начал свою творческую работу с пациентами, которая описана в его книге «Искусство против болезни» (1945 г.). Адриан Хилл создал Британскую ассоциацию арт-терапевтов в 1964г. И стал его первым президентом.

Эдвард Адамсон – британский художник и создатель «Коллекции Адамс она» — работ пациентов психиатрических клиник. Адамсон создал открытые арт-студии, куда пациенты могли приходить и заниматься творчеством. Он продолжал работать в одиночку с сотнями людей в течение 35 лет. Эдвард Адамсон и его соратник Джон Тимлин опубликовали книгу «Искусство как исцеление» в 1984 г. Где продвигали идею свободного выражения: возможности взять краски и просто рисовать без комментариев и осуждений.

Маргарет Наумбург – психолог в США, также начала использовать термин «арт-терапия», чтобы описать свою работу. Модель ее арт-терапии основана на выплеске бессознательного посредством спонтанного творчества. Ее подход тесно связан с психоаналитической теорией. Знаменитая техника «Каракули» придумана именно ей.

В это же время начала свою работу Эдит Крамер – художница и педагог, работающая с детьми. Основная цель ее подхода – стимуляция творческого подхода. В 1958г. Она опубликовала книгу «Арт-терапия у детей», которая до сих пор является настольной книгой для специалистов, применяющих арт-терапию с детьми.

Интересно, что направление Арт-терапия создали именно художники, а психологи продолжили развивать, подключая различные теории и приемы работы.

Что даёт арт-терапия?

— Повышение самооценки;

— развитие личности;

— гармонизация внутреннего мира;

— снятие телесных и эмоциональных зажимов;

— помогает расслабиться и создать новый мощный жизненный потенциал;

— развитие креативного мышления;

— открытие в своей личности новых ресурсов;

— осознание и глубокая проработка эмоций и чувств;

— бережно и глубоко проработать давние обиды, блоки, запреты.

Для кого подходит арт-терапия?

Арт-терапия подходит всем. Детям, мужчинам, женщинам, людям преклонного возраста.

Арт-терапия рекомендована всем, кто:

— хочет наладить отношения с детьми и близкими;

— желает избавиться от стеснительности;

— желает развить свои таланты и срытые возможности;

— хочет побороть стресс и депрессию;

— интересуется психологией и хочет лучше понять себя и окружающих;

— хочет отдохнуть от повседневности и набраться креативных идей для успешной работы и самореализации;

— желает обрести гармонию духовного и физического тела.

Расскажу немного о материалах, которые используют арт-терапевты на сессиях.

Качества разных материалов представляет различные психические свойства и типы переживаний. Реакции клиента на материалы могут определяться как этими качествами, так и цветом материала, его размерами, а также ассоциациями с различными событиями жизни человека.

Основные материалы: бумага, гуашь, акварель, вода, пластичные материалы, пастели и мелки, цветные карандаши, фломастеры, материалы для коллажа, связующие материалы.

Свойства материалов:

— цвет и визуальный эффект;

— фактура и сенсомоторные характеристики;

— история и символика;

— время и место применения;

— личный опыт клиента.

Выбор материалов может быть связан с личными качествами клиента; с его сиюминутным состоянием; с динамикой арт-терапевтического процесса.

  1. Бумага и картон – основа работы, фон, поле. Может предоставлять ресурс, может фрустрировать. Клиенту важно предложить бумагу на выбор.

Она должна быть плотная, выдерживать сильные переживания, быть поддержкой, фоном, предоставлять ресурс для решения запроса.

Разные размеры на выбор – метафора готовности погружаться и исследовать пространство проблемы, а также основа безопасности в работе с травматикой.

  1. Вода основа жизни. Разбавляет, смывает, размягчает. Материал, который мы «не замечаем», и который при этом должен присутствовать в пространстве и быть в свободном доступе.
  2. Акварель прозрачная, неконтролируемая, текучая. Для работы нужно использовать воду и специальную бумагу, которая впитывает и равномерно распределяет краску по поверхности.

Главный эффект, который дает акварель — неконтролируемое перетекание и смешивание цветов, поэтому она идеально подходит для работы с эмоциями, фантазиями и какими-либо процессами.

  1. Гуашь яркая, плотная, густая краска. Гуашь хороша в работе с ресурсами в виду своей плотности, яркости, удобства использования. Она «конкретная», понятная, «жирная». В силу своей консистенции может вызывать ассоциации с телом и его процессами, работа пальцами предполагает регрессию, но не такую глубокую и раннюю, как в акварели.
  2. Масляная пастель считается универсальным материалом для арт-терапии и особенно хороша в начале работы.

Это нечто среднее между жидкими красками и сухими мелками: она позволяет накладывать слои и размазывать штрихи, рисунки получаются немного объемными и влажными, пастель скользит по поверхности бумаги.

  1. Сухая пастель основа близка по составу к сангине. Технология практически одинакова. Имеет разнообразие цветов. Растушевка цвета по бумаге происходит пальцами. Тема телесности, базовых потребностей. К сожалению не все люди любят работать с этим материалом. Так как сухая пастель крошится и пачкает, но хорошо смывается просто водой.
  2. Уголь материал природного происхождения. Подходит для работы с темой телесности, экзистенциальных вопросов, страхов и травм (если человек в ресурсном состоянии).
  3. Сангина самый первый в истории искусства художественный материал и состоит из глины и окиси железа. Тема телесности и крови, безопасности и базовых потребностей.
  4. Фломастеры и карандаши подходят для: диагностических графических техник, рисования мандал, позволяют сосредоточиться и «собраться» при эмоциональном возбуждении, зафиксировать состояние. Эти материалы могут быть выбраны для изображения мелких деталей.
  5. Пластилин – современный пластический материал и может ассоциироваться с детством. Гибкость пластилина, возможность прилагать усилия, его способность «таять» от тепла рук делает его весьма полезным для арт-терапии. Он помогает изображать темы, связанные с телесностью, эмоциями и чувствами, представлениями о людях и явлениях, изображать объемные образы.
  6. Глина – природный материал, первый в истории человечества для создания фигурок, боди-арт, жилищ, посуды. Состоит из земли и воды. Терапевтична уже сама по себе. Требует усилий.
  7. Соленое тесто – недорогой экологичный материал. Хорошо подходит для работы с детьми или регрессиями. Тема телесности, пищи, дома.
  8. Шерсть для валяния. Природный материал животного происхождения. Наши бабушки и прабабушки еще имели с ним дело в быту: стригли овец, пряли нити, вязали из них и конечно делали валенки и утепляли одежду. Мы же сейчас используем шерсть в декоративно-прикладных целях и этот вид рукоделия покорил многих творческих людей. Приятная на ощупь и согревающая. Цвета бывают как яркие, так и природные. Может ассоциироваться с различными живыми и неживыми объектами. Может передавать различные эмоции и чувства (уют, обволакивание, забота, нежность, легкость). Позволяет создавать объемные работы (игрушки, шарики, куклы, инсталляции) и плоские (картины шерстью).

В наши дни арт-терапия является независимой дисциплиной, методы которой используют в своей работе психологи, врачи, педагоги и представители других профессий. Здорово, что есть методы арт-терапии с помощью, которых можно выразить свои чувства и эмоции экологичным способом.

Если вы впали в хандру или потеряли радость в жизни, то вам нужно запастись любимыми материалами, расслабиться и творить красоту.