Аппликация «Дружба народов Поволжья»

 № 206

(Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) в подготовительной к школе группе)

Милеуша СИТДИКОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №11 г. Арск

Тема. Дружба народов Поволжья.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей в процессе аппликации художественно-выразительной композиции «Дружба народов Поволжья» с применением орнамента солнца декоративно- задачи прикладного искусства.

Задачи:

образовательные: учить детей вырезывать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой (орнамент солнца) и еще пополам (силуэт мальчика и девочки);

развивающие:

– расширять и углублять знания детей о родном крае – Поволжье, о народах и национальностях, проживающих в нём (русские, татары, мордовцы, чуваши, башкиры, удмурты, марийцы);

– продолжить знакомить детей  с орнаментальным образам – символам солнца в декоративно-прикладном искусстве народов Поволжья;

– развивать образное восприятие, воображение, творчество;

– развивать внимание, мелкую моторику рук, речь, память, мышление;

воспитательные:

– воспитывать эмоционально-положительное отношение к родному народу и людям ближайшего национального окружения;

– воспитывать доброжелательного отношения друг к другу, самостоятельность, взаимопомощь;

– воспитывать стремление добиваться хорошего результата;

– воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа: Республика  Башкортостан, Удмуртская Республика, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Республика Марий Эл.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением солнца у разных народов; презентация «Дружба народов Поволжья»; карта Поволжья.

Предварительная работа: чтение народных сказок, былин, песенок, беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья.

Раздаточный материал: клей, ножницы, цветная бумага, салфетка (на каждого ребенка, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, смайлики с разными тремя настроениями для каждого ребенка, силуэт человечка,  разрезные картинки солнца (пазлы) для каждого ребенка.

Оборудование: проектор, ноутбук.

Предварительная работа: беседа о республиках расположенных на берегу реки Волга, беседа о быте, обычаях разных народов Поволжья, рассматривание картинок с изображением народов Поволжья.

Ход ООД

  1. I. Организационная часть

Воспитатель. Добрый день, ребята! Встанем в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

– Замечательно! Я рада видеть вас таких красивых, добрых и с хорошим настроением!

  1. Основной этап
  2. Народы Поволжья.

Воспитатель. Ребята! Мы с вами живём в большой стране. А как называется наша страна? (Россия.)

– Да, правильно, Россия. Россия – многонациональная страна. Там живут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно.

–  Как называется республика, в котором мы живём? (Татарстан.)

– А как называется столица Татарстана? (Столица Татарстана – город Казань.)

– На берегу какой реки стоит город Казань? (На берегу реки Волга.)

– Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире. На берегах Волги живут разные народы. А какие это народы? (Ответы детей.)

– Правильно, ребята. С нами живут разные народы. Все мы живём в дружбе, в мире и согласии. Все жители, живущие в этих республиках, являются народами Поволжья. Отличаются ли они друг от друга? Чем? (У каждого народа свой язык, свой национальный костюм, свои традиции и обычаи.)

– Правильно! Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком, национальными одеждами, обычаями, традициями, праздниками.

– Издавна каждый народ одевал на праздники нарядную национальную одежду, водил хоровод, играл в игры, пел песни. Какие у них костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки. Это говорит о любви народов к своей Родине, своим истокам.

– А что это орнамент? (Орнамент – это узор, который повторяется или чередуется.)

– Как вы думаете, а зачем в старину украшали одежду? (Ответы детей.)

– Вышивка не только делала костюм красивее, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякой беды. В старину знаки на вышивке имели особое значение. Прямая линия – это земля, волнистая – вода, а вот кружочками, квадратами или ромбами изображали солнце.

  1. Орнамент солнца у разных народов.

Воспитатель. Ребята, я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и отгадайте:

Светит, сверкает,

Всех согревает. (Солнце) (Слайд. Солнце)

Воспитатель. Люди разных народов по-своему, по-разному представляют солнце. Но для всех оно – источник тепла, источник жизни. Солнце – это жизненная сила и вечная молодость. Вот почему каждый народ украшает свою национальную одежду орнаментом солнца.

  1. Дидактическая игра «Составь орнамент».

(Дети проходят за столы и садятся. Перед каждым ребёнком конверт с пазлом «Орнамент солнца». Воспитатель предлагает собрать орнамент из разрезных картинок.)

Воспитатель. Составьте из пазл орнамент и определите к какому народу он относится.

– К какому народу относится твой орнамент?

– Кто догадался, орнамент чего мы с вами только что собрали из пазлов? (Ответы детей.) Да, правильно, это был орнамент солнца народов Поволжья.

  1. Планирование деятельности, обсуждение предстоящих действий. Рассмотрение образцовых поделок воспитателя. (7 пар работ: русские, татары, мордовцы, чуваши, башкиры, удмурты, марийцы.)

Воспитатель. Перед вами народы Поволжья. Каждый народ в своей национальной одежде, разукрашенной орнаментом солнца. Каждый народ по-разному представляет образ своего солнца. Вот это русские народы. Они вот таким образом представляют солнца.

– Каждый из вас выбрал себе орнамент солнца определенного народа. Вы сейчас будете создавать национальную одежду для этого народа. Девочки будут создавать образ девочки, а мальчики образ мальчика в национальной одежде.

– Какую часть одежды будем украшать? (Подол и перед.)

– Платье девочке, рубашку мальчику  будем украшать орнаментом солнца. Будем украшать перед и подол (нижний край) платья и рубашки.

  1. Правила осанки.

Воспитатель. Вспомним правила правильной осанки за столом. Сядьте удобно, прямо. Спинку полностью опираем на спинку стульчика. Не сутультесь.

  1. Правила работы с ножницами.
  • Следить, чтобы пальцы не попали под лезвие.
  • Не оставлять ножницы открытыми.
  • После работы, убираем ножницы на свое место.
  • Нельзя резать на ходу.
  • Вырезать аккуратно, не спеша.
  • Ножницы не поднимать, ими не размахивать.
  1. Правила работы с клеем.
  • Не допускать попадания клея в глаза.
  • Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.
  • После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

Основа поделки из белой бумаги

Это силуэт мальчика или девочки. У всех народов одежда белого цвета. (Педагог показывает на примере ход работы.)

Вырезание орнамента солнца

Воспитатель. Как вы думаете, мы справимся с таким интересным заданием?

  1. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель. Можно приступать к работе, но сначала разомнём пальчики.

  1. Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель. А теперь начинаем работу. (Индивидуальная помощь.)

(Воспитатель следит за правильностью выполнения задания, напоминает о правилах пользования ножницами, следит за осанкой, оказывает помощь детям, испытывающим трудности в работе. Дети приступают к выполнению работы. Тихо звучит музыка.)

– вырезание орнамента солнца;

– приклеивание орнамента на основу;

– а теперь нашим мальчикам и девочкам нарисуем лицо: глазки, носик, ротик, волосы. Работа с фломастерами и  цветными карандашами. Рисование силуэтам лицо.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие замечательные мальчики и девочки получились. У нас тут все народы Поволжья в национальной одежде.

– …, какого народа ты представляешь нам? … что ты изображал в орнаменте?

– Каждый народ его уважает и ценит. Вот и поэтому его изображают в своих национальных одеждах. (Слайд. Хоровод)

– Давайте покажем, как дружат дети Поволжья. Сделаем большой хоровод из наших человечков. Что составили из них? (Хоровод дружбы народов Поволжья.)

– Ребята, что мы сегодня делали на занятии? (Нарядили мальчиков и девочек в национальную одежду.)

– Из каких республик они приехали к нам в гости? (Из республики Башкортостан и т.д.)

– Какие народы к нам пришли? Да, взявшись за руки, они показывают как важна дружба для каждого человека.

– А сейчас проходим на свои места. У вас на столах, ребята, находятся смайлики. Оцените, пожалуйста, каждый свою работу. (Улыбающийся смайлик – отлично, со спокойным лицом – всё получилось хорошо, смайлик с грустным лицом – не очень хорошо.)

– Всем спасибо. Вы были большие молодцы. Все справились!