Антонимы

№ 200

Гюзель КАРИМОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Азалаковской основной школы Сармановского района

Цели деятельности учителя: дать понятие об антонимах; научить подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

предметные УУД: знать, что такое антонимы; уметь находить в предложении, в тексте; подбирать антонимы и составлять с ними предложения;

метапредметные УУД: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение оценивать свою работу; связно излагать свои мысли, сохранить и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, формулировать свою точку зрения;

личностные УУД: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности, формирование личностной позиции учащегося, развитие исследовательского поведения и исследовательских умений, развитие самостоятельности в применении знаний.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

  1. I. Органиационный момент
  2. II. Актуализация. Фронтальный опрос

Учитель. Ребята, я предлагаю вам продолжить начатые мною предложения:

  1. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется … (лексика).
  2. Лексическое значение – это … (смысл слова).
  3. Лексическое значение слова можно узнать по … (толковому словарю).
  4. Однозначными называются слова … (с одним лексическим значением).
  5. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … (многозначными).
  6. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … (переносное) значение.
  7. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются … (омонимами).
  8. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются … (синонимами).

III. Формулирование темы и целей урока, мотивация

Учитель. Ребята, у меня рассыпалась пословица, помогите её восстановить.

Безделье, человек, от, болеет, а, здоровеет, от труда. (Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.)

– Как вы понимаете смысл данной пословицы? (Высказывают своё мнение.)

– Запишите пословицу.

– Обратите внимание на записанные курсивом слова. Кто знает, как называются в русском языке такие слова?

Учащиеся. Антонимы.

Учитель. Так какую тему мы будем сегодня изучать?

Учащиеся. Антонимы. (Записывают тему.)

Учитель. Какие цели мы поставим перед собой?

Учащиеся. Узнать, какие слова называются антонимами; научиться подбирать антонимы; находить в предложении или в тексте и т.д.

Учитель. Молодцы! Начнём работу. Предлагаю вам прочитать стихотворение:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только конь сказал,

Что низко,

А мышонок –

Высоко,

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А цыплёнок – тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

– Кислое, зачем оно?

– Что вы? –

Шепчет червячок, –

Сладкий у него бочок.

Учитель. Найдите и выпишите из этого стихотворения антонимы. Определите части речи, сделайте выводы. (Дети выписывают антонимы, определяют части речи, делают вывод о том, что антонимы – это слова одной и той же части речи.)

Учитель. Какие же вы молодцы! А как вы думаете, зачем автор написал такое стихотворение, почему использовал антонимы?

Учащиеся. Стихотворение получилось интересным, красивым и т. д.

Учитель. Сделайте вывод: какова цель употребления антонимов в предложении, в тексте?

Учащиеся. Они делают нашу речь красивой, выразительной.

Учитель. Видите, все выводы вы сделали сами! А теперь прочитайте правило в учебнике и скажите: мы ничего не пропустили, всё сказали?

Учащиеся. Всё было сказано.

  1. IV. Первичное закрепление

Выполнение упр. 369 с последующей взаимопроверкой.

Физкультминутка

(Учащиеся смешиваются под музыку и образуют группы после остановки музыки, слушая вопросы учителя.)

  1. Сколько падежей в русском языке? (6)
  2. Сколько главных членов предложения вы знаете? (2)
  3. Сколько склонений существительных вы знаете? (3)
  4. Сколько второстепенных членов предложения вы знаете? (3)
  5. Сколько гласных звуков? (6)
  6. Сколько спряжений глагола вы знаете?

Работа в группах

Учитель. А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам. Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетрадях.)

1-я группа. К словам левой колонки подберите антонимы из первой.

близкий    злой

честь         холодный

редкий      незнакомый

правдивый     новый

узкий              молчать

известный      дальний

говорить        ложный

активный       густой

старый           бесчестье

горячий         широкий

добрый          пассивный

2-я группа. Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

  1. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  2. Корень учения горек, да плод его сладок.
  3. Маленькая ложь за собой большую ведёт.
  4. Добрая ссора лучше худого согласия.
  5. Праой рукой строит, а левой разрушает.
  6. Какой можно сделать вывод?

Учащиеся. Антонимы могут быть в разных частях речи. (Учащиеся комментируют ответы, указывают роль антонимов.)

Учитель. Выполним проверочное задание по теме. («Смекалочка». Тест Excel с последующей оценкой. Выполняется на компьютерах. Состоит из пяти заданий по теме «Антонимы», в каждом из которых три варианта ответа.)

«Смекалочка»

  1. Найдите антонимы:

добрый – щедрый

злой – добрый

мёрзнет – зябнет

  1. Антонимами являются слова:

хороший – прекрасный

трудный – лёгкий

широко – узко

  1. Антонимами являются слова:

настоящий – подлинный

подальше – поближе

эффектный – эффективный

  1. В этом предложении есть антонимы:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Береги платье снову, а честь смолоду.

От добра не бегай, а худого не делай.

  1. В этом предложении есть антонимы:

Век живи – век учись.

Волков бояться – в лес не ходить.

От нужды умнеют, а от богатства глупеют.

  1. Рефлексия

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я приобрёл …

Я научился …

  1. Домашнее задание
  2. Упр. 370.
  3. Составить связный текст из 8 предложений, употребив не менее 5 антонимов.
  4. Придумать мини-сочинение о роли антонимов в речи.