Актуальные проблемы совершенствования физической подготовленности студенческой молодежи
Светлана СОКОЛОВА,
учитель физической культуры лицея-интерната им. Мустафы Онджеля г. Бугульмы
Мысль о повышении уровня своей физической подготовки рано или поздно посещает головы практически всех людей. Сама по себе задача не нова. Проблема же заключается в том, что в большинстве случаев ни студент, ни его преподаватель не оказываются способны определить, что и в каком количестве делать в данном направлении. Многокритериальность физической подготовки весьма усложняет задачу выбора оптимального режима и способа наилучшего построения тренировочного процесса. Путь к хорошей физической форме сложен и неочевиден. Многие начинают этот путь интуитивно. Хорошо если интуиция не подводит или за плечами весомый опыт, опирающийся на ошибки прошлого, но это, к сожалению, не всегда так. Ещё хуже ситуация, когда студент попадает под влияние постулатов, выдвинутых представителями различных видов спорта, и пытается положить их в основу своей тренировки. Чаще всего недальновидные люди связывают понятие физической подготовки с наращиванием мышечной массы, используя при этом системы упражнений бодибилдинга или атлетической гимнастики. Довольно быстро, прибавляя и визуально и по параметрам силовой подготовки, такие люди к удивлению, для себя обнаруживают отсутствие прогресса в гибкости, быстроте и ловкости. Более того, начинаются травмы на «ровном месте», иногда весьма серьёзные. Это плохой путь. Не верен также и «стандартизированный подход», рассчитанный на «среднестатистического» человека. Он, по крайней мере, не эффективен, так как все люди разные, и нельзя всех тренировать по одной методике, рассчитывая при этом на уверенный прогресс каждого.
Итак, если коротко, то проблема заключается в том, что каждый студент должен иметь свою индивидуальную методику физической подготовки, соответствующую совокупности его личных качеств, причём в текущий момент времени. При этом не всегда у студента и преподавателя хватает знаний и опыта для правильной оценки этих качеств, и составления наиболее оптимального распределения тренировочного времени. Остро стоит также проблема наличия многих учеников у одного наставника, что крайне затрудняет сбор и обработку данных об их физическом состоянии и выработку индивидуального плана для каждого ученика. Немаловажно также для студента или преподавателя иметь собранными вместе и хорошо сформулированными упражнения, наилучшим образом подготавливающие студента.
Актуальность проблемы организации и содержания физического воспитания учащихся в настоящее время является несомненной. Дошкольникам, школьникам и студентам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на организм, а не освобождение от занятий физической культурой. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста полностью освобождено от занятий физической культурой. Физическая культура в целом и все её виды призваны с помощью рационально организованной двигательной активности, используя сохранные функции, природные ресурсы и духовные силы, максимально реализовать возможности организма и личности для полноценной жизни, самопроявления и творчества. В существующей системе физического воспитания дошкольников, школьников и учащейся молодёжи необходимо отметить ряд противоречий:
– между возрастающими требованиями современного общества к формированию здоровой, активной, физически работоспособной и социально ответственной личности и неготовностью образовательной системы к решению данной задачи;
– между пониманием обществом неудовлетворительной постановки работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся в дошкольных, школьных и высших учебных заведениях и отсутствием конкретных научно обоснованных подходов к решению этой проблемы;
– между неготовностью образовательных учреждений к организации дифференцированного физического воспитания и острой потребностью дошкольников, учащихся школ и вузов в занятиях с учётом их индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности;
– между разработкой новейших технологий в области образования и интеллектуального развития, появлением нового оборудования и низкой квалификацией преподавателей физической культуры, а также отсутствием эффективных технологий коррекции, восстановления и укрепления здоровья занимающихся.
Устранение этих противоречий, а также актуальная необходимость качественного улучшения системы физического воспитания в государственных образовательных учреждениях требуют научно обоснованных подходов и условий технологического обеспечения физической культуры этой категории лиц в соответствии с современными социально-экономическими и политическими реалиями.
В современных условиях развития общества возникла острая потребность перехода от традиционно сложившихся схем содержания и организации системы физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях к инновационной педагогической технологии этого процесса, которая будет эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения страны.
Главная роль в решении задач восстановления и коррекции здоровья детей, подростков и учащейся молодёжи принадлежит саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоорганизации.
Современная система физического воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи нуждается в коренном преобразовании; оптимальная и целенаправленная двигательная активность оказывает положительное влияние на организм занимающихся.
Систематизированный, целенаправленно организованный процесс физического воспитания, обеспечивающий преемственность в различных образовательных учреждениях, окажет существенное влияние на улучшение показателей физической подготовленности, физического развития и функционального состояния организма занимающихся, при опоре на концептуальные положения, обусловливающие чёткую постановку цели и задач, а также выбор средств, методов физической культуры и выявление педагогических условий их использования в зависимости от возраста, пола и физической подготовленности.
Реализация данных условий обеспечит выход на более высокий теоретико-методологический уровень функционирования образовательных учреждений, обеспечивающих успешность педагогического процесса на основе преемственности цели, задач и содержания физического воспитания, что создаст необходимые предпосылки для оптимизации показателей физического развития, физической подготовленности, функционального состояния организма занимающихся.
Для улучшения физической подготовки необходимо:
- На фоне ухудшения показателей физического развития школьников отмечено увеличение процента студентов, зачисляемых на первом курсе в специальные медицинские учебные группы по физическому воспитанию.
- Установленный высокий процент отклонения от нормы осанки первокурсников свидетельствует о низком уровне условий учебно-воспитательного процесса и санитарно-гигиенического просвещения и воспитания в школах.
- Отмеченное резкое отличие в показателях окружности грудной клетки и массы тела, сельских и городских студентов является, на наш взгляд, следствием кроме всего и неблагоприятных экологических условий. Оно согласуется с результатами исследований, в которых установлено, что наряду с физической работоспособностью снижена и функциональная деятельность сердца у детей, проживающих в условиях загазованного атмосферного воздуха.
- Считаем необходимым разработать и внедрить на уроках физического воспитания в учебных заведениях комплекс обязательных упражнений по коррекции и профилактике сколиозов и развитию грудной клетки.
- Следует не только восстановить уровень санитарно-гигиенического воспитания прошлых лет, но и значительно усилить его в учебных заведениях, увязывая его с имеющейся экологической обстановкой. Необходимо с первого класса вырабатывать у детей навыки и умения физического самовоспитания и самосовершенствования.
- Целесообразно такие антропометрические обследования регулярно проводить во всех учебных заведениях. Они относительно просты, удобны, не требуют много времени (особенно с использованием компьютера) и при этом дают ценную информацию, которая может стать базой для дифференцированного подхода к физическому воспитанию.