Актуальные проблемы формирования экологической культуры у воспитанников в детских садах

№ 206

Гулюса КАМАЛОВА, Аниса ГАТАУЛЛИНА, Гулюза ИБАТУЛЛИНА,

воспитатели  детского сада 132 г. Казани

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им адекватное восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Вопросы взаимодействия человека с природой, отношение к ресурсам биосферы всего планетарного сообщества в настоящее время остаются остро значимыми, поскольку экологические проблемы в мире не уменьшаются, общая ситуация на планете не улучшается. Это означает: человечество еще не научилось осознанно и правильно взаимодействовать между собой и с природой без ущерба для себя и планеты. Острота проблемы взаимоотношений человека и природной среды непосредственно связана с вопросом перспективы сохранения жизни на планете.

Острота проблемы взаимоотношений человека и природной среды непосредственно связана с вопросом перспективы сохранения жизни на планете. Степень актуальности проблемы экологической безопасности пропорционально возрастает в связи с бесконтрольным развитием промышленной сферы производства, нещадной эксплуатацией природных ресурсов, игнорированием закономерностей организации био- и экосистемы на фоне роста численности населения.

Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотой родной природы, родным краем, родной страны. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину.

Где же всему этому могут научиться дети? В первую очередь, это конечно же, семья, но дошкольное образовательное учреждение тоже очень многое дает детям в плане социализации, познания мира, любви к окружающему миру и бережному отношению к нему!

В детском саду закладываются основы экологической культуры. Дошкольный возраст – это этап формирования основных нравственных и экологических мировоззрений ребенка. Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к окружающему миру и это является фундаментом в воспитании экологической культуры.

Цель экологического образования дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Для достижения этой цели поставлены решить следующих задач:

– формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

– развитие познавательного интереса к миру природы;

– формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

– воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

– развитие чувства эмпатии к объектам природы;

– формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

– формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;

– освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

– формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

– формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Экологическое воспитание осуществляется в рамках педагогически целенаправленной организации различных форм деятельности дошкольника:

  1. Игровая – вовлечение ребенка в традиционные и народные игры экологического содержания, в которых он символически борется за здоровую и процветающую жизнь природы, осваивает в ролевой импровизации правила и законы экологической этики и учится отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии.
  2. Познавательная – активное участие ребенка в экологических экспериментальных проектах, экскурсиях, прогулках; формирование понимания гармоничного единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства.
  3. Трудовая – осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания.
  4. Художественно-эстетическая – гуманизация отношений ребенка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения.

В качестве основных параметров роста следует указывать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с природой и следующие проявления экологической позиции личности:

– усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с природой, преобразования большей их части в привычки ребенка;

– наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое использование их;

– потребность в общении с представителями флоры и фауны, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, сочувствия к людям, природе;

– бережное отношение ко всему окружению ребенка;

– проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в креативной деятельности;

– проявление инициативы в решении экологических проблем микрорайона.

Старший дошкольник приобретает экологически ориентированный личный опыт за счет:

– наблюдения различных состояний природы, сопровождающихся пояснениями педагога;

– первоначальных оценок деятельности человека (на уровне хорошо – плохо);

– выполнения предложенных педагогом норм поведения;

– общения с представителями флоры и фауны и эмоциональных переживаний;

– эстетического наслаждения красотой природы и креативного воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;

– ощущения потребности в знаниях экологического содержания;

– бережного отношения к используемым предметам;

– наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению состояния окружающей среды и собственного участия в ней.

Степень актуальности проблемы экологической безопасности пропорционально возрастает в связи с бесконтрольным развитием промышленной сферы производства, нещадной эксплуатацией природных ресурсов, игнорированием закономерностей организации био- и экосистемы на фоне роста численности населения.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живучих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильное организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отнош ения.