Адаптация детей раннего дошкольного возраста к детскому саду
Адаптация детей раннего дошкольного возраста к детскому саду
Мария ГАФУРОВА
воспитатель детского сада №4
г. Казани
Социально-экономические проблемы, которые существуют в обществе, предъявляют повышенные требования к процессу развития и формирования гармоничной личности. Следует отметить, что нынешние условия для самореализации личности значительно осложнились, поскольку диапазон общественных оценок и ожиданий расширился, разнообразными стали желаемые и допустимые способы поведения. Вместе с тем все большее значение приобретает способность человека к нестандартным, нетипичным решениям проблемных ситуаций. Именно поэтому проблема адаптированности личности в новом социуме является весьма актуальной.
В многочисленных педагогических и психологических исследованиях подчеркивается необходимость учитывать специфику адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Игнорирование проблем адаптации обуславливает трудности их дальнейшей жизни и общения.
Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Цель исследования заключается в том, чтобы исследовать особенности адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: социальная адаптация в младшем возрасте.
Предмет исследования: особенности адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
В целях исследования мы определили следующие задачи:
- Охарактеризовать понятие «адаптация» и основные факторы, влияющие на успешную адаптацию ребенка в дошкольном возрасте.
- Подoбрать комплекс диагнoстических метoдик.
- Провести исследование адаптации детей младшего вoзраста.
- Прoанализировать и выявить эффективные программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего вoзраста.
Гипотеза исследования: специально подобранные упражнения и игры облегчают процесс адаптации детей младшего возраста в начальный период их пребывания в дошкольном учреждении.
Теоретическое значение полученных результатов исследования заключается в том, что данные исследования будут полезны для воспитателей, психологов дошкольных учреждений, родителей детей младшего возраста, студентов.
Глава I
Методические подходы к процессам адаптации детей к дошкольному учебному заведению
1.1. Методы и формы помощи детям проходящим адаптацию к условиям ДОУ
В нашем понимании адаптация определяется как процесс взаимодействия субъекта с окружающей средой, результатом которой является возникновение моделей и стратегий поведения, приводящие к успешному преодолению трудностей, возникающих, преодоление определенных стрессовых ситуаций. Все силы в этот период обучения направляю на снижение риска возникновения этих стрессовых ситуаций, возможность преодоления трудностей с помощью коллектива и понимание воспитателя.
Основная функция адаптации – усвоение условий среды, решение типичных проблем, повторяющихся путем использования принятых способов социального поведения, усвоенных способов действий.
Усваиваемая форма поведения становится устойчивой только в том случае, если ребенок, с одной стороны, научается соответствующим способам поведения, а с другой – если у него возникает внутреннее побуждение обращаться к усвоенным образцам. Воспитание устойчивости нравственно-психологических качеств ребенка требует определенной организации как ее мотивационной сферы, так и поведения [3, с. 271–272].
В своем исследовании А.Черная отмечает, что у средних дошкольников отсутствует собственный нравственный опыт, поэтому дети верят в истинность того, что им говорят взрослые, прежде всего, в безусловность и необходимость нравственных норм. Бывают случаи, что дети, хотя и знают, как нужно вести себя, пренебрегают всеми правилами, и это объясняется тем фактом, что взрослые ограничиваются словесными формами воспитания, мало поправляя детей, не требуя от них надлежащего поведения [12, с. 20].
Так воспитатель А.Черная, высказывает мысль в своей работе, что работа с семьями детей является одной из важных звеньев просветительской деятельности воспитателей. Иногда воспитателям достаточно сложно установить положительные и результативные контакты с родителями.
Для того, чтобы правильно и гармонично воспитывать ребенка, пришедшего в учебное заведение, следует тесно сотрудничать воспитателям с родителями, а для этого необходимо взаимоуважение, взаимопонимание, взаимоподдержка.
Следует постоянно поощрять родителей к участию в жизни группы. В каждом ДОУ существует своя, выверенная практикой и опытом система родительского просвещения, целью которого является повышение потенциала семейного воспитания и совершенствования его реализации.
Формы работы и занятия с родителями могут охватывать разное количество родителей: быть общим, проводиться в средней, средней или младшей группе; охватывать группы по направлениям развития (логопедические, коррекционные) или в форме группового всеобуча.
В рамках этих занятий можно найти место и для подготовки родителей к эмоциональному развитию ребенка в семье, в частности воспитания эмпатии и навыков сопереживания. Перед воспитателями стоит задача актуализировать проблему эмоционального развития ребенка в семье, расширить знания родителей, подсказать пути и средства такой работы в семье.
Наиболее естественным является включить вопрос эмоционального развития детей в раздел, посвященный воспитательной деятельности семьи. Формами подготовки родителей к воспитанию у их детей эмпатии к сверстникам, к старшим, к больным, лучше служат беседы, семинары, обмен опытом, диспуты, обсуждения утверждений воспитательного содержания.
А.Докукина предлагает предложить родителям, называя свое имя, вспомнить, как их называли в детстве, рассказать о своих любимых блюдах, цветы, музыкальные предпочтения и тому подобное. Следует проявлять творчество в поисках методов представления родителей и их разнообразия. Приглашая родителей на встречу, следует обращаться персонально к каждому из них. Планируя собрания, следует предусмотреть время для того, чтобы родители могли пообщаться между собой, ознакомиться с подготовленной наглядностью.
Ориентировочные темы бесед: «Эмоциональное развитие ребенка», «Пути и средства воспитания чувств у средних дошкольников».
На занятиях в постоянном общении с воспитателем и сверстниками формируется нравственность ребенка, способность к сочувствию, сопереживанию и др., обогащается его жизненный опыт. Волнение средних дошкольников, их радости и образы связаны с общением учебой и игрой. На занятиях взаимодействуют все элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на, а не так называемые воспитательные моменты. В процессе обучения происходит систематическое привлечение к моральным знаниям.
Так в своем педагогическом опыте Мануйло А.В., указывает на то что важным источником их накопления нравственных и колективных навыков взаимодействия является знакомство детей среднего дошкольного возраста с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.
Экскурсии с детьми среднего дошкольного возраста проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе определенный эмоциональный настрой, распределяет между детьми среднего дошкольного возраста задачи. Своеобразной «школой» нравственного воспитания являются экскурсии на природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп, в том числе и детей среднего дошкольного возраста. Такие экскурсии дают возможность воспитателю развивать у учащихся чувства принадлежности к своей Родине, бережного отношения к природе, любовь к животным и растениям.
Знание дошкольника о эмпатии и ее формы, полученные на занятиях, собственные жизненные наблюдения и переживания нередко бывают разными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний, разделение их на положительные и отрицательные, поиск эффективных видов поведения в ситуациях, где требуется поддержка, помощь и др. Формы работы разные: это может быть рассказ воспитателя, этическая беседа.
Этические беседы способствуют получению нравственных знаний, выработке у детей среднего дошкольного возраста этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценке нравственной деятельности, развивают способность к эмпатии. Такие беседы предусматривают сопоставление поступков литературных героев с поведением детей, на основе чего формируются обобщенные представления о нормах и правилах поведения детей, системы нравственных оценок, форм и путей проявления эмпатии, ее важности. Результатом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждению вопроса, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом, и иметь хорошо развитую эмпатию.
Наиболее удачными и эффективными по мнению И.М.Коган является методы формирование эмпатии, основанные на использовании средств искусства (художественная литература, театрализованные действия и т.д.), в которых раскрывается значимость внутреннего мира другой личности и предоставляются образцы для формирования собственного отношения к другому человеку. Обязательным условием формирования эмпатии является организация групповых форм межличностного взаимодействия с последующим анализом и рефлексивным обсуждением чувств и действий всех участников группы [7].
Он предусматривает привлечение учащихся к традициям и обычаям народа и единство национального и общечеловеческого. Одним из направлений реализации принципа народности является использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей и молодежи. Хорошо организованная внеклассная работа помогает закрепить и усовершенствовать достигнуто на уроке. В процессе внеклассной работы реализуется принцип народной педагогики – принцип творческого отношения к обучению, то есть выбор ребенком деятельности согласно своим задатками, наклонностями, способностями. Поскольку в центре учебно-воспитательного процесса стоит личность, поэтому вся внеклассная работа должна нести в себе глубокий воспитательный потенциал. Она должна быть направлена на формирование высоконравственных качеств личности, осознания ребенком своего места и значимости своего «Я» в обществе.
Существует широкий спектр форм работы, способствует реализации поставленных задач (учебной, воспитательной):
– Соревнования, викторина;
– Беседы;
– Праздник на конкретную тему;
– Экскурсия;
– Инсценировка и драматизация;
– Утренники, связанные с народными обычаями и обрядностью.
Интересной формой работы над народной сказкой является драматизация, во время которой дети принимаются в образы своих героев, глубже познают состояние и чувства.
Перед драматизацией необходимо проанализировать с детьми характеры героев сказки с морально-этической стороны, будет воспитывать у детей навыки контроля, критического отношения к поведению других. Важным моментом в этой работе является осознание учеником того, что он не будет плохим героем, а будет играть роль плохого героя. И чтобы эта работа проходила с положительными эмоциями и приносила радость, должны быть зрители. Песни и народные думы можно использовать в любых формах внеклассной работы.
Морально-этическая беседа – это организованная и целенаправленная разговор воспитателя с учениками на соответствующую моральную тему, которая предусматривает вопросы и ответы. [41]. Такие беседы могут проводиться по содержанию легенд и сказок. Темы нравственных бесед с младшими школьниками могут содержать народные пословицы и поговорки: «Кто средних оскорбляет, сам от этого пострадает», «Добро делай – хорошо и будет», «Кто из чужой беде смеется – том в жизни не пройдет». Эти пословицы должны быть моральным выводом беседы, которая должна быть нацелена на усвоение младшими школьниками нравственных норм, форм поведения в ситуациях, в которых кто-то нуждается в помощи, понимания, поддержки.
Также на положительный микроклимат группы влияет своевременное решение конфликтов.
Решить конфликт – это его локализовать или устранить. Критериями конструктивного решения конфликта есть мера разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта. В психолого-педагогической практике выделяют три основные стратегии разрешения конфликтов:
- Стратегия игнорирования. Дошкольники получают определенный опыт социального конфликта, но они не получают опыт социального примирения. Большинство разбойников не понимают, почему их тянет драться. Если игнорировать детские драки, то они будут восстанавливаться снова и снова. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этого, как правило, не научатся.
- Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: отругать, развести по углам, наказать, вызвать родителей. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дошкольники делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно не на глазах взрослых.
- Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, которая заключается в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к драке, и вместе с ними пытается найти различные способы примирения [6].
Это нам дает основания еще раз подчеркнуть важность подготовки воспитателя к конструктивного разрешения конфликтов у детей дошкольного возраста, так как конфликты между детьми могут стать эффективным инструментом воспитательного процесса.
Практика показывает, что в некоторых дошкольников воспитатели относятся предвзято, неправильно интерпретируя проявления конфликтного поведения. Некоторые дети не желают что-либо делать, совершать определенные действия; хотят владеть чем-то; непокорные режима, просьбой, требованиям; отказываются от пищи или общения; проявляют агрессию, демонстративное капризность. Длительные, нерешенные конфликты негативно влияют на межличностные отношения детей, социально-психологический климат в группе.
Обычно в конфликте дошкольников воспитатели берут на себя роль третейского судьи или арбитра. Виновного в споре осуждают или наказывают, а такие негативные аспекты в поведении детей, как агрессия, ложь остаются без внимания. Неконструктивные типы реакций провоцируют перерастания деловых конфликтов в эмоциональные, которые приводят к росту эмоционального напряжения, повышение уровня тревожности. Неконструктивным считается готовность воспитателя к отвержению негативных реакций воспитанников и принятия репрессивных мер в отношении виновника; стремление к вытеснению неприятной информации; непринятия конфликта. Игнорирование таких фактов воспитателем приводит к повышению конфликтогенности учебно-воспитательной среды, которая становится основой формирования конфликтной направленной личности.
Так как, воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то его главная цель – целенаправленное воздействие на устранение причин, спровоцировавших конфликт, профилактика поведения участников конфликта, обеспечения нормального обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет конфликта, а формальная сторона взаимодействия, то есть его организованность [5, с.79]. Становясь посредником в решении детских конфликтов, педагог должен учитывать их характерные особенности. Такая ситуация требует от воспитателя умение диагностировать симптомы конфликтных отношений, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников. В дошкольном учреждении могут создаваться условия, которые негативно будут влиять на маленькую личность. Ребенок может оказаться в ситуации одиночества среди детей. Такие дети не в состоянии решить это самостоятельно, поэтому требуют особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого по налаживанию полноценных отношений со сверстниками. Преодоление конфликтов между дошкольниками состоит в создании таких объективных условий воспитателем, когда ребенок будет поставлена перед необходимостью развивать в себе определенные положительные качества.
Проблема осложняется тем, что в детский воспитательного заведения приходят дети с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и, в одно время, с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников.
Опыт изучения различных конфликтов указывает на то, что не все конфликты можно предупредить, поэтому одним из важнейших в психологии конфликтов является обучение средствам, конструктивным выходам и психотехнологиям их решения. Для того, чтобы воспитатель смог обучать воспитанников конструктивным формам решения конфликта, он сам должен обладать приемами и навыками конструктивного выхода из межличностного конфликта.
Поэтому будущем воспитателю нужно овладеть системой технологий оценки, требований, поддержки, успеха, защиты, то есть техникой педагогического общения. Важно умение объяснения, обсуждения конфликтных ситуаций. Такое обсуждение учит анализировать конфликты, находить причины их возникновения и искать конструктивные способы выхода из сложных ситуаций взаимодействия.
1.2. Анализ педагогического опыта по процессу адаптации к условиям ДОУ
Для преодоления тревожности нужно разработать и экспериментально внедрить определенную систему работы. Она может быть представлена в виде комплексной программы, включающей психолого-педагогические условия и систему психогимнастических тренинговых упражнений для преодоления личностной тревожности у детей.
Конечно, нужно понимать определенную искусственность классификации этих условий, так как общий эффект они дают только во взаимодействии. Но такое условное разделение на группы позволяет более четко выразить их особенности и указать на пути и приемы обеспечения условий в процессе игровой, учебной и социальной-коммуникативной деятельности и межличностного взаимодействия дошкольников.
В своем исследовании А.Черная отмечает, что у средних дошкольников отсутствует собственный нравственный опыт, поэтому дети верят в истинность того, что им говорят взрослые, прежде всего, в безусловность и необходимость нравственных норм. Бывают случаи, что дети, хотя и знают, как нужно вести себя, пренебрегают всеми правилами, и это объясняется тем фактом, что взрослые ограничиваются словесными формами воспитания, мало поправляя детей, не требуя от них надлежащего поведения [12, с.20].
Так воспитатель А.Черная, высказывает мысль в своей работе, что работа с семьями детей является одной из важных звеньев просветительской деятельности воспитателей. Иногда воспитателям достаточно сложно установить положительные и результативные контакты с родителями.
Для того, чтобы правильно и гармонично воспитывать ребенка, пришедшего в учебное заведение, следует тесно сотрудничать воспитателям с родителями, а для этого необходимо взаимоуважение, взаимопонимание, взаимоподдержка.
Следует постоянно поощрять родителей к участию в жизни группы. В каждом ДОУ существует своя, выверенная практикой и опытом система родительского просвещения, целью которого является повышение потенциала семейного воспитания и совершенствования его реализации.
Формы работы и занятия с родителями могут охватывать разное количество родителей: быть общим, проводиться в средней, средней или младшей группе; охватывать группы по направлениям развития (логопедические, коррекционные) или в форме группового всеобуча.
В рамках этих занятий можно найти место и для подготовки родителей к эмоциональному развитию ребенка в семье, в частности воспитания эмпатии и навыков сопереживания. Перед воспитателями стоит задача актуализировать проблему эмоционального развития ребенка в семье, расширить знания родителей, подсказать пути и средства такой работы в семье.
Наиболее естественным является включить вопрос эмоционального развития детей в раздел, посвященный воспитательной деятельности семьи. Формами подготовки родителей к воспитанию у их детей эмпатии к сверстникам, к старшим, к больным и лучше служат беседы, семинары, обмен опытом, диспуты, обсуждения утверждений воспитательного содержания.
А.Докукина предлагает предложить родителям, называя свое имя, вспомнить, как их называли в детстве, рассказать о своих любимых блюдах, цветы, музыкальные предпочтения и тому подобное. Следует проявлять творчество в поисках методов представления родителей и их разнообразия. Приглашая родителей на встречу, следует обращаться персонально к каждому из них. Планируя собрания, следует предусмотреть время для того, чтобы родители могли пообщаться между собой, ознакомиться с подготовленной наглядностью.
Ориентировочные темы бесед: «Эмоциональное развитие ребенка», «Пути и средства воспитания чувств у средних дошкольников» и др.
На занятиях в постоянном общении с воспитателем и сверстниками формируется нравственность ребенка, способность к сочувствию, сопереживанию и др., обогащается его жизненный опыт. Волнение средних дошкольников, их радости и образы связаны с общением учебой и игрой. На занятиях взаимодействуют все элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на, а не так называемые воспитательные моменты. В процессе обучения происходит систематическое привлечение к моральным знаниям.
Так в своем педагогическом опыте Мануйло А.В., указывает на то что важным источником их накопления нравственных и колективных навыков взаимодействия является знакомство детей дошкольного возраста с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.
При разработке программы следует исходить из предположения, что она будет эффективна при соблюдении и учете ряда общих психолого-педагогических условий развития и формирования личности детей: учет индивидуально-типологических и возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи, социального окружения, в котором живет ребенок, анализа истории ее развития на протяжении младшего дошкольного периода; изучение и составление дифференцированной характеристики познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы дошкольника; выявление особенностей его поведения и деятельности в семье, учебном заведении и при непосредственном общении с воспитателем, сверстниками в ходе экспериментального исследования; обеспечение взаимодействия между семьей и ДОУ в вопросах развития обучения и воспитания детей и формирования их личности. [4, с. 60]
Существенным является соблюдение конкретных условий преодоления личностной тревожности дошкольников, связанных с факторами, которые ее вызывают:
Создание ребенку комфортных психофизиологических условий пребывания в ДОУ; культивирования педагогом доброжелательности, взаимопомощи, взаимоподдержки в отношениях между детьми; поддержание в группе атмосферы принятия ребенка, защищенности, независимо от достижений в обучении; расширение взаимного доверия, поддержки.
Обеспечение педагогом индивидуального подхода в обучении и воспитании дошкольников; развитие их индивидуальности и самостоятельности; разработка, совместно с психологом, необходимой для этого стратегии и тактики по развитию произвольности, овладению компонентами учебной деятельности, формированию познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы.
Овладение способностью четко ставить цель деятельности; выработка вместе с психологом критериев личностного успеха; развитие мотива компетентности; адекватного уровня притязаний, прежде всего, в учебной деятельности.
Использование по отношению к тревожным детям развернутых критериев педагогической оценки; применения содержательных суждений с максимальным сужением и конкретизацией сферы их действия; использование сравнительных оценок собственных успехов ребенка.
Овладение учащимися приемами самоанализа развития у них рефлексии собственного «Я», критичности самооценки; создание возможностей для сближения оценки между «Я – реальный» – «Я – идеальный»; расширение способности понимать себя и других. Умение определять причины тревожности, понимать психофизиологические особенности проявления; способность контролировать, преодолевать его.
Работу по преодолению тревожности нужно осуществлять на трех взаимосвязанных и взаимодополняющих уровнях: выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях; обучения учащихся приемам и методам овладения тревожностью; расширение функциональных и операционных возможностей дошкольника, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков, которые ведут к повышению результативности деятельности, создание запаса эмоционального равновесия и устойчивости; перестройка мотивации ребенка.
Исследования по проблемам социально-психологической адаптации в современной психологической науке определяют это понятие как процесс и результат вхождения индивида в систему социальных взаимоотношений, обеспечивающий формирование личности и раскрытие его внутреннего потенциала. Психологические подходы к теоретическому изучению личности и ее становление в онтогенезе позволяют определить два компонента социально-психологической адаптации: индивидуально-психологический и социально-психологический, которые соотносятся соответственно с внутренне детерминированным (психологическими) и внешне детерминированными (социальными) условиями. Старший дошкольный возраст в контексте социально-психологической адаптации является важным этапом формирования личностных новообразований благодаря социализации и индивидуализации, которые определены как одни из психологических механизмов психосоциального развития личности.
Для успешного прохождения адаптационного процесса необходимо гарантировать каждому ребенку психологическую безопасность, учитывая его личностные особенности, опыт, привычки, условия воспитания в семье.
Нужно организовать сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учебному заведению: работа с детьми, работа с воспитателями, работа с родителями.
Чтобы подготовить ребенка к жизни в организованном детском коллективе, важно максимально приблизить ее режим дня в семье к режиму дошкольного учреждения. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад.
Определяющую роль в процессе адаптации детей к условиям детского сада играют различные формы общения.
Согласно полученным данным можно сформировать следующие рекомендации по психологической помощи в адаптации детей: участие психолога в организации подготовки к приему детей в детское учреждение; помощь, психологом, воспитателям по выявлению индивидуальных особенностей детей; консультирование воспитателей по организации психологического комфорта для новоприбывших детей; создание условий для возникновения у детей потребности в содержательной деятельности; определение содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы с вновь прибывшими детьми.
Формы работы для оптимизации процесса адаптации детей младшего возраста к новым условиям в ДОУ:
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе дошкольного учреждения и семьи.
- Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
- Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».