Каюм Насыри – писатель, ученый, этнограф

№ 174

Татьяна ХАЛИКОВА,

старший воспитатель детского сада №328 г. Казани

Каюм Насыри родился в деревне Верхние Ширданы в Казанской губернии 14 февраля 1825 года. Здесь прошло все его детство. Первым учителем Каюма Насыри был его отец, затем он продолжил учиться в казанском медресе, благодаря чему получил хорошее образование. К.Насыри изучал разные языки – турецкий, арабский, персидский, но отдельный интерес он проявлял к изучению русского языка. Став слушателем в Казанском университете, он обогатил свои знания.

Сведения о личной жизни К.Насыри в разных источниках различаются. Одни исследователи пишут, что его супруга умерла при родах и он больше не женился, другие – что он предпочитал одиночество, поэтому у него не было семьи.

К.Насыри выбрал для себя работу педагога. Первое его место работы – духовное училище в Казани, затем духовная семинария. Такой поступок, как увлечение русской культурой, не нашел одобрения у татарского народа, его считали предателем. Его часто называли «Урыс Каюм», что в переводе означает «русский Каюм». Однако это не мешало философу совершенствовать свои знания. Он много читал восточные рукописи, труды европейских ученых. В эти же годы стал работать над собственными сочинениями.

В 1871 году К.Насыри открыл собственную русско-татарскую школу благодаря реформам в системе образования. Однако на деле все оказалось не так просто, многие из идей К.Насыри не поощрялись. Ему приходилось содержать школу на собственные деньги. Из-за разногласий с инспектором, учреждение просуществовало всего пять лет. После данного случая, философ посвятил себя научной деятельности, по результатам которой создан труд «Книга о воспитании», где содержатся наставления для педагогов и родителей. Также появилось несколько работ, которые сделали неоценимый вклад в педагогическую науку.

К.Насыри многое делал для сближения татарского народа с русским, так как считал двуязычие расцветом культуры народа. Просветителем созданы труды по грамматике, истории, математике, гигиене, анатомии, физики, кулинарии. Он стремился обогащать лексикон татар новыми терминами, составляя словари. Важным творением в этой области является книга «Плоды собеседований». Кроме этого, мыслитель был фольклористом и интересовался этнографией. Ему принадлежит коллекция стихов, сказок, поговорок, обрядов и обычаев, что составляет основу татарского народа. Повесть «Абугалисина» пользовалась особой популярностью в Обществе этнографии, членом которого ученый являлся. Его календарь содержал не только даты, но и познавательную и интересную информацию, в результате чего назван энциклопедическим.

К.Насыри интересовался и литературным творчеством. Он написал поучительные рассказы, повести, полезные для детей и взрослых. Свои работы мыслитель старался создавать на языке, близком татарскому народу.

Философ умер 20 августа 1902 года по причине слабого здоровья. Его мучил паралич, с которым ему не удалось справиться даже с помощью собственной разработанной системой упражнений. Могила просветителя расположена на кладбище Новотатарской слободы.

Мыслитель до конца дней жил в доме родственника, где занимал две комнаты. У него была большая библиотека. В 2002 году в данном строении открыт дом музей Каюма Насыри. Посетителя доступны рукописи писателя, фотографии представителей его рода.

При жизни К.Насыри не получил признания от татарского народа, был для него предателем, отступником. После его смерти труды философа, просветителя, этнографа признаны существенным вкладом в развитие татарской культуры, письменности и языка.

Интересные факты:

– именем Каюма Насыри названа центральная улица в Казани;

– с 1995 года действует премия им. Каюма Насыри, являющаяся просвещением и применением педагогического наследия мыслителя;

– в 2019 году на экраны вышел фильм «Водяная», в основе которого лежат очерки этнографа;

– К.Насыри хотел издавать собственную газету «Утренняя звезда», но власти эту идею не одобрили;

– К.Насыри не только занимался научной, педагогической, литературной деятельностью, его увлекала музыка, рисование, выращивание целебных трав, ремесло слесаря.

Литература

1. Гайнуллин М.Х. Каюм Насыров и просветительское движение среди татар. – Казань, 1955 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tatarica.org/ru/razdely/nauka/personalii/nasyri-kayum Онлайн-энциклопедия Tatarica

2. Каюм Насыри. Биография [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kpfu.ru/philology-culture/ikn/biografiya-kajuma-nasyri

3. Рамазанов Ш. Каюм Насыри – основатель татарского литературного языка. – Казань, 1945.