Куда девается вода из моря?
№ 158
(Интегрированная проектная работа учащихся (русская литература и физика)
Рамля НУРИЕВА,
учитель физики высшей квалификационной категории Шушмабашской средней школы Арского района
Гульназ ФАЙЗРАХМАНОВА,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Шушмабашской средней школы Арского района “
Цель проекта: объяснить и наглядно показать процесс круговорота воды в природе.
Задачи проекта:
– расширить представление о круговороте воды в природе;
– рассмотреть круговорот в больших и маленьких масштабах;
– подробно рассмотреть явления, связанные с круговоротом воды в природе;
– побудить в наших сверстниках бережное отношение к воде.
Актуальность проекта. Что нас окружает? Земля, воздух, вода… Но как она попадает к нам? И почему облака на небе постоянно? Всё это – круговорот воды в природе. Как происходит круговорот воды в природе, какие проблемы имеет человечество связанные с круговоротом воды?
В этом проекте мы подробно рассмотрим круговорот воды в природе и явления, связанные с ним.
I часть. Вода – вещество необычное. Как вода нам помогает?
Учитель физики. В этом году мы стали изучать физику. Когда дошли до изучения темы «Три состояния вещества», вспомнили рассуждение великого русского писателя Л.Н.Толстого «Куда девается вода из моря?».
«Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?
Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…».
Учитель физики. Нам захотелось понять мировую важность круговорота воды в природе. Вода является уникальной жидкостью, простой по природе и неповторимой. Вода бесцветна, не имеет ни вкуса, ни запаха. В повседневной жизни это так удобно!
На Земле присутствует одновременно в трех состояниях. Плотность воды больше плотности льда. Покрывая водоемы сверху лед защищает их от дальнейшего замерзания подводного мира. Круговорот воды осуществляется благодаря испарению, передвижению водяного пара в атмосфере, его конденсации и выпадению осадков. Начинается круговорот с испарения воды. Водяные пары перемещаются из одной области в другую. Большая часть воды испаряется с поверхности Мирового океана, в который вода поступает из сточных и подземных вод. Меньшая доля испарившейся воды переносится на сушу воздушными течениями. В связи с процессами конденсации влаги происходит выпадение осадков.
Наши опыты как зеркало природных явлений:
1. «Вызываем тучу» – наблюдение явления конденсации.
2. «Льдинка, растай!» – наблюдение за уровнем воды при плавлении льда на его поверхности.
3. Расширение воды при замерзании, образование льда и снега.
Если парообразование – превращение воды в пар, то конденсация – превращение пара в воду. Из этой воды образуются облака, когда они наберут большую массу, то выплеснут свою воду на Землю и пойдёт дождь, снег или град. Но как зимой пар поднимается так высоко, ведь он просто может заледенеть. Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрели термин «испарение».
Когда парообразование происходит с поверхности воды, его называют испарением. Испарение обусловлено тем, что в жидкости всегда есть какая-то доля быстрых молекул, кинетическая энергия которых достаточна для того, чтобы они могли вылететь из жидкости. Такие быстрые молекулы есть при любой температуре, поэтому испарение происходит при любой температуре. И именно поэтому зимой идёт снег.
А что, если…
Что же будет, если круговорот воды в природе прекратится? Начнём с версий прекращения:
1. Испарение воды без выпадения осадков.
2. Выпадение осадков без испарения.
3. Прекращение действия всего круговорота.
4. Когда вода только начнёт испаряться, на Земле произойдут незначительные изменения. Но уже через неделю объём мирового океана сильно уменьшится. Ещё через две недели у некоторых стран возникнут проблемы питьевой воды, в засушливых странах начнётся массовое вымирание. Спустя месяц «водная проблема» станет мировой. Ещё через 4 – 5 месяцев пересохнет весь мировой океан.
А) Образовались облака. Пошёл дождь, снег, или даже град. Но испарение не произошло, поэтому после повторных осадков некоторые части планеты начинает затапливать (реки, моря, океаны выходят за свои границы). Запасы облаков истощаются, осадков всё меньше и меньше. После прекращения выпадения осадков вода начинает перемещаться по территории планеты.
Б) Людям придётся использовать искусственное орошение.
В) При прекращении действия всего круговорота произойдёт то же самое, что и при выпадении осадков без испарения. Только осадков не будет. Произойдут массовые потопы. Люди будут искусственно орошать землю.
Выводы:
– Круговорот воды в природе очень важен для всей планеты.
– С помощью свойства испарения осадки выпадают при любой температуре.
– Удельную теплоту парообразования возможно рассчитать.
– Если бы не было конденсации, то вся вода с поверхности Земли просто испарилась бы.
– При прекращении круговорота воды в природе планета Земля может погибнуть от засухи, или людям придётся искусственно орошать землю
1. Наши опыты по определению мутности, наличия осадка, цвета воды в реке Шушма.
2. Наблюдение явлений испарения, конденсации, замерзания и таяния в лабораторных условиях.
Нани опыты
1-й опыт – «Вызови тучу» (наблюдение явления конденсации).
Осторожно наполняем бутылку горячей водой. Через 3 минут выливаем воду, оставив немного на самом дне. Положим сверху на горлышко открытой бутылки кубик льда. Поставим за бутылкой лист тёмной бумаги. Там, где поднимающийся со дна горячий воздух соприкасается с охлаждённым воздухом у горлышка, образуется белое облачко. Водяной пар, содержащийся в воздухе, конденсируется, образуя облако мельчайших водяных капель. Явление конденсации.
2-й опыт – «Смотри в корень!»
Наблюдение за уровнем воды при плавлении льда на его поверхности. Взяли чайный стакан, наполнили его кусочками чистого льда и внесли стакан в комнату. Налили в стакан до краев комнатной воды. Когда весь лед растаял, уровень воды в стакане не изменился. Сделали вывод, Уровень воды при плавлении льда не изменился. Когда лед растаял, полученная из него вода заняла в точности тот самый объем, который занимала погруженная в воду часть льда.
3-й опыт – «Расширение воды при замерзании»
Беседа с заведующей лабораторией Северного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан об экологическом состоянии реки Шушма.
Итоги исследовательского проекта:
Изучив воду, мы пришли к выводу, что вода в нашем селе чистая и пригодная к применению, но ее нужно беречь. Природа нам подарила удивительную жидкость, но запасы ее небезграничны. Вода – это жизнь. Давайте будем ее защищать, беречь и любить как неотделимую часть нашей Родины, чтобы не навредить самому себе.
Использованные интернет-ресурсы:
1) http://baltasi-inform.narod.ru
2) http://e-science.ru
3) http://images.yandex.ru
4) http://nikken77.narod.ru
5) http:// www.techgidravlika.ru
6) http://ru.wikipedia.org
7) http://www.watermap.ru
9) https://awesomeworld.ru/nezhivaya-priroda/krugovorot-vody-v-prirode.html