Инновационные преобразования с учетом этносоицальных потребностей
№ 138
Фавзия ПАК,
заведующий детского сада «Чулпан» г. Перми
Современные документы в сфере образования Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др.) связаны с переходом российского образования на новую качественную ступень в области социальной политики страны и ее модернизацию, одно из направлений которой представлено решением задач формирования культуры межнационального общения подрастающего поколения. Судя по результатам исследований и анализу практической деятельности дошкольных образовательных организаций, уровень освоения детьми знаний в области социальной культуры достаточно высок, но при этом развитие эмоций, чувств и поведения остается на низком уровне, что проблематизирует процесс становления личностных качеств детей (инициативности, ответственности, самооценки, навыков общения). Особенно это касается развития тех сфер личности, которые связаны с освоением социальной и, в частности, национальной культуры, которая составляет основу толерантности.
Что побудило коллектив нашего МАДОУ целенаправленно заниматься изменением содержания образования? Прежде всего — анализ ситуации, сложившейся в последние годы в г. Перми. В городе проживает 100 000 татар и башкир, но нет детских учреждений, в которых бы дети этих национальностей могли изучать свой родной язык и традиции, культуру татарского и башкирского народов.
Учитывая характеристику контингента воспитанников (дети русской национальности — 53%, дети татарской национальности — 42,2%, дети башкирской национальности — 2,8%, дети азербайджанской национальности — 2%), коллектив МАДОУ определил цель — формирование и распространение идей межнационального согласия, внедрение в социальную практику толерантного
поведения и мышления не только среди воспитанников, но и среди их родителей. При сохранении этнокультурного своеобразия семей, уважения к их национальным особенностям мощным объединяющим началом является распространение знаний об истории и культуре народов Прикамья и России в целом.
В 2014 году был подготовлен проблемно-ориентированный анализ состояния ДОУ, в котором учитывалось: кадровое обеспечение, характеристика социума, материально-технические условия, внешние контакты, организационно-управленческое обеспечение образования, традиции МАДОУ. На основе анализа деятельности МАДОУ педагогический коллектив наметил следующие задачи:
— обеспечить подготовку кадров, осуществляющих педагогическую деятельность в условиях двуязычного обучения;
— конкретизировать содержание учебного материала по всем разделам и по всем возрастным ступеням с учетом введения элементов татарской и башкирской культуры;
— разработать научно-методическое оснащение педагогического процесса в контексте изменения содержания образования;
— освоить новую технологию воспитательно-образовательного процесса в условиях двуязычного обучения;
— изменить стиль и структуру управления с учетом современных мотивационных и управленческих концепций.
Эффективность решения задач инновационной детяельности обеспечена разработкой и реализацией индивидуальных проектов, представленных в табл. 1.
Таблица 1
Тематика индивидуальных проектов инновационной деятельности |
№ |
Тема | ФИО, должность |
1. |
Инновационные преобразования в дошкольном образовательном учреждении с учетом этносоциальных потребностей многонационального населения города |
заведующий Пак Ф.С. |
2. |
Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре | зам. заведующего по учебно-методической работе Зыкова Л.Н. |
3. |
Ознакомление дошкольников с родословной как фактор развития ценностного отношения к жизни |
воспитатель Рахимулина Д.Х. |
4. |
Музей как средство формирования основ межнациональной толерантности |
воспитатель Маматова Ф.М. |
5. |
Активизация родителей для решения вопросов формирования национального самосознания средствами народного фольклора на занятиях семейного клуба «Крепыш» |
инструктор по физической культуре Позднякова Н.Е |
Окончание табл. 1 |
№ |
Тема | ФИО, должность |
6 |
Музыкальная гостиная как средство становления национального самосознания детей дошкольного возраста и их родителей |
музыкальный руководитель Шилоносова Т.В. |
7 |
Становление национального самосознания родителей воспитанников этнической (татарской) культуры в дошкольном учреждении |
воспитатель Рахимова Г.Я. |
8 |
Использование информационных компьютерных технологий при ознакомлении с национальной культурой детей старшего дошкольного возраста |
воспитатель Шайхутдинова И.А. |
9 |
Использование режимных моментов и подвижных игр в формировании у детей уважения к национальным традициям |
воспитатель Токарева Т.Н. |
10 |
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам традиционной культуры |
воспитатель Маматова Ф.М. |
11 |
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста |
заместитель заведующего по УМР Зыкова Л.Н., воспитатель Рахимова Г.Я. |
12 |
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре русского и татарского народов средствами театрализованной деятельности |
воспитатели Токарева Т.Н., Трудова Н.Г., Рахимулина Д.Х. |
В процессе решения поставленных задач был разработан новый учебный план с внесением разделов, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом. Часть занятий («Конструирование», «Ручной труд») вынесены в свободную деятельность, что позволило значительно сократить количество учебных занятий и уменьшить учебную нагрузку во всех возрастных группа (I младшая группа — 10 занятий в неделю по 5-10 минут; II младшая группа- 10 занятий в неделю по 10-12 минут;средняя группа — 11 занятий в неделю по 1520 минут; старшая группа — 13 занятий в неделю по 20 минут; подготовительная к школе группа — 13 занятий в неделю по 25 минут).
В организации воспитательно-образовательного процесса большое место занимают краткосрочные образовательные практики с национальным компонентом для детей старшего дошкольного возраста: «Цветок тюльпан» (татарский национальный узор), «Юрта» из палочек Киюзенера, «Батыр» (богатырь) из палочек Киюзенера, «Украшение татарским узором пояса бисером», «Сапожок» (ичиги) в технике оригами, «Тюбетейка» в технике оригами, магнит на холодильник «Цветок на овале», магнит на холодильник «Чайник», картина «Конь» в технике металлопластики, картина «Татарский |
узор» в технике металлопластики, «Украшение салфетки татарским узором» (вышивание), «Украшение калфака татарским узором» (вышивание).
На каждой возрастной ступени решаются задачи, обеспечивающие связь и качество самого образования и воспитания в системе двуязычного обучения, что позволило создать модель выпускника ДОУ, позволяющую обучаться выпускникам национальных групп как в государственной (русскоязычной), так и в национальной (татарской) школах.
Целевые ориентиры инновационной деятельности нашли отражение в разных формах организации работы с детьми, педагогами, родителями:
— совет МАДОУ по теме «Гуманизация воспитательного процесса на основе лучших традиций народностей»;
— открытый педагогический совет на тему «Лучшие традиции народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста в системе двуязычного обучения»;
— цикл семинаров по теме «Культура и история Прикамья»;
— клуб «Семья» (на одном из заседаний которого дети и воспитывающие взрослые совершили «Сентиментальное путешествие по старой Перми»);
— лекторий по теме «Историческая этнография татарского народа»;
— школа диалога культур;
— фольклорные ансамбли «Родничок» и «Чулпан» (воспитанники — участники ансамблей принимали и принимают активное участие в районных, городских и областных мероприятиях) (конкурс «Цветы России», акция «Венок дружбы», «Дни татарской культуры», «Солнечный круг», «Национальная радуга»).
Основные достижения детского сада по проблемам формирования культуры межнационльного общения детей дошкольного возраста:
— в МАДОУ функционируют пять групп по обучению детей татарскому языку и ознакомлению с историей и культурой татар и башкир;
— устанавливаются связи по обмену опытом с дошкольными учреждениями Татарстана;
— создан Центр межнационального общения дошкольников на базе русской и татарской национальностей;
— педагогический коллектив МАДОУ «Чулпан» под научным руководством профессора Л.В. Коломийченко издал книги «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья» и «Пермский хоровод»
— обобщающий опыт дошкольного учреждения трех поколений освещен в книге Фавзии Сунгатовны «Мой народ — моя судьба»;
— традиционно проводятся народные праздники и гуляния совместно с родителями («Осенины», «Рождество», «Курбан-Байрам», «Науруз», «Пасха», «Сабантуй», «Сенокос»);
— в 2016 года наше МАДОУ победило в конкурсе социально-значимых проектов «Город это мы», проект «Народов много — страна одна».
— в 2017 году получены дипломы лауреата рейтинга ТОП-500 образовательных организаций в номинации «Лучшие условия для обмена педагогическим опытом по приобщению детей к национальным традициям»; международного конкурса «Лучшая образовательная организация Лидеры будущего» в номинации «Лучший детский сад» — 2017 года. (Образовательная ассамблея г. Казани);
— в 2017, 2018 году на основании рейтинговых исследований детский сад получил свидетельство участника Единого национального реестра ведущих образовательных учреждений Российской Федерации;
— 2019 году получен диплом лауреата- победителя Всероссийского смотра
— конкурса «Образцовый детский сад 2018-2019».
Объединение усилий практиков и ученых вузов г. Перми позволило сконцентрировать информацию об этнокультурных сообществах, более эффективно осуществлять образовательные и просветительные программы по языку, истории и культуре этих сообществ, внедрять в социальную практику культуру межнационального общения