«Наследие Татарстана» и «Зелёная планета»
№ 136
(Использование элементов метапредметных связей на внеурочных занятиях с учащимися 1-4 классов)
Альмира ИБРАГИМОВА,
педагог дополнительного образования, учитель начальных классов и учитель татарского языка и татарской литературы школы №2 пгт Васильево Зеленодольского района
Работая педагогом дополнительного образования, я задумалась в первую очередь над тем, что нужно сделать, чтобы мои занятия были интересны и привлекательны для детей. Ведь на своих занятиях у меня нет возможности привлечь внимание и стимулирование оценками. Поэтому пришлось продумывать различные варианты ради стимуляции детей с целью привлечь внимание и интерес к изучению данного материала. Огромную помощь я нашла в книгах для учащихся с 1 по 4 классы: «Наследие Татарстана»: учебные пособия для общеобразовательных организаций/Сост.М.М.Гибатдинов, Л.Р.Муртазина. -Казань: Татар. Дет. изд-во, 2017./, содержание которой учитывает и возрастные особенности детей, и написана в доступной форме, и красочно оформлена. Помимо этого моей целью было также научить детей научиться выбирать для себя тот вид деятельности, который им нравится самим, но не отходить от темы, изучаемой на данном занятии.
Материал, включенный в данное учебное пособие даёт возможность использовать элементы метапредметности, так как содержание данного учебного пособия включает в себя элементы метапредметного подхода. Изучая материал, дети учатся видеть необходимость познания данного материала и видят
возможность использования изученного материала в жизни. Также ученики видят и связь, изучаемого материала с материалом, изученным на других занятиях.
На сегодня мы чаще стали встречаться с понятиями метапредметность и метапредметное обучение. У меня было желание понять и увидеть отличие понятий метапредметность и межпредметность. Метапредметность, в первую очередь, способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их. Межпредметность можно определить как объединение неких пограничных, смежных явлений из различных предметных областей, в то время как метапредметность – это обращение к основам предмета, его изначальному смыслу, что в теории ведёт к целостному образному восприятию мира, к универсальной надпредметной связи.
Метапредметное обучение – это обучение детей приёмам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые возможно использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни. Эльконин- Давыдов, создавая свои труды, включили элементы метапредметного обучения. Это – мыследеятельная педагогика, коммуникативная дидактика и другие.
Огромный вклад внёс в развитие метапредметности отечественный педагог и психолог, профессор Юрий Вячеславович Громыко. Ю.Громыко выделил следующие метапредметы: ,,Знание”, ,,Знак”, ,,Проблему” и ,,Задачу” Каждый из них имеет свои цели:
«Знак” – формирование у ребят способности схематизации, умения через схемы выражать то, что они понимают, хотят сказать и сделать.
“Знание”- формирование своего блока способностей, в частности, умениние работать с понятиями, с системой знаний.
“Проблема”- умение организовывть и вести диалог, развитие способностей самоопределения.
“Задача” — решение задач разных типов из разных областей задания.
Метапредметность подразумевает освоение ребёнком универсальных учебных действий (УУД). УУД — это способы осуществления разных видов деятельности, которые позволяют учащимся самостоятельно овладевать новыми знаниям и умениями. К УУД относятся: обобщение, систематизация, классификация, умение определять цели, планировать, навыки контроля и самооценки, рефлексия собственной деятельности т.д.
Учащийся усваивает учебный материал через решение той или иной задачи, проблемной ситуации. Это так называемые метапредметные задания. Хорошо использовать такие задания, которые предполагают изучение одного вопроса или познание объекта двух или более образовательных дисциплин. Во время выполнения метапредметного задания у ребёнка формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении житейских проблем. Поэтому очень важно , чтобы дети понимали, что именно они усваивают и где помимо школы могут применить полученные знания и умения. Сформировать у школьника УУД является результатом метапредметного обучения.
Наиболее оптимальным способом использования метапредметности на занятиях становится использование элементов метапредметности на традиционных занятиях.
Метапредметный подход также используется при подготовке и защите проектов.
На своих занятиях : “Наследие Татарстана” и “Зелёная планета” стараюсь также показать взаимосвязь и с другими предметами. Содержание учебного пособия позволяет получать знания по заданной теме, даёт возможность вести диалог по материалу текста, а при возможности выбора творческого задания развивать способности к способности самоопределения. Также я пытаюсь подвести учащихся к тому, чтобы они могли поставить перед собой задачу работы подбора материала из других источников, причём не в обязательном порядке, а по желанию самого ученика. Таким образом, даже у замкнутого ребёнка есть возможность расскрыть свой потенциал. Для них слово: ,,Молодец!” становится стимулом к стремлению творчески выбирать и создавать свои труды. На данных занятиях есть возможность учить детей работать в сотрудничестве друг с другом. А для меня, как для педагога, приятно видеть глаза детей, которые работают с удовольствием и стремятся к познаниям.