Морфологический разбор имени прилагательного
№ 133
(Урок русского языка в VI классе с использованием онлайн-генератора «Облако слов»)
Рима КАБИРОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Рыбно-Слободской гимназии №1, почетный работник сферы образования РФ
Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель. Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имен прилагательных.
Задачи:
– обеспечить усвоение учащимися порядка морфологического разбора имен прилагательных, добиться усвоения правильного применения правила при письме;
– формировать навыки правописания и самоконтроля;
– расширять словарный запас учащихся;
–развивать умения обосновывать правильность написания;
– воспитывать активную личность;
– развивать речь, орфографическую зоркость;
– развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность учащихся.
Оборудование: учебник (Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – Ч.2.– [Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 5 изд.– М.: Просвещение, 2015. – 191с), снежинки для оценивания, приложения 1, 2, 3 (у каждого ученика), ноутбуки, онлайн работа в Интернете, принтер.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы; приём визуализации; приём «Облако слов».
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать порядок морфологического разбора имен прилагательных; уметь правильно делать морфологический разбор имен прилагательных;
метапредметные: оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, осуществлять речевой самоконтроль, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
личностные: осознание эстетической ценности русского языка; сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | ||
Деятельность учащихся | УУД учащихся | ||
I. Организационный момент | – Здравствуйте, ребята! В ваших взглядах я вижу интерес и думаю, мы справимся с вами со всеми задачами урока. В этот прекрасный зимний день хотелось бы вас спросить о том, каким вы видите январь? Работать мы будем в командах, где распределяем роли МодераторФилолог
Эксперт по оцениванию IT-специалист |
Приветствие | Личностные: положительно относятся к учению |
II. Повторение ранее изученного | – Да, признаки, которые вы назвали, присущи январю. А признак предмета обозначает имя прилагательное.Предлагаю выполнить тест на тему «Имя прилагательное». [Приложение 1]
– Перед вами на рабочих столах страница с «Облаком слов» по теме «Имя прилагательное». [Приложение 2] – Здесь характеристика имени прилагательного находится в хаотичном порядке. Постарайтесь правильно охарактеризовать имя прилагательное по грамматическим признакам и синтаксической роли. – Как вам кажется, чему мы сегодня посвятим наш урок? Правильно, молодцы! Ваша задача — научиться правильно выполнять морфологический разбор имени прилагательного |
Выполняют письменные задания Производят взаимопроверку. Работают вместе с классом | Познавательные: осуществляют учебно-познавательные действия в умственной форме |
III. Подготовка к восприятию нового матеиала | Фронтальный опрос– Имя прилагательное – это …
– Какие степени сравнения имеют имена прилагательные? – Какие разряды имен прилагательных мы знаем? |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Личностные: желают приобрести новые знания, умения.Познавательные: принимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции |
IV. Формулировка цели и задач урока | – Ребята, давайте еще раз обратим внимание на тему нашего урока и попробуем сформулировать цель, которую сегодня мы должны достигнуть | – Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспехаПознавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста и объяснения учителя
Регулятивные: планируют необходимые действия |
V. Изучение нового материала | – Итак, помогите, пожалуйста, разобраться с порядком морфологического разбора– Сверьтесь по странице учебника с правильностью нашей структуры разбора
– Внимательно рассмотрите перфокарты с порядком разбора Всё ли понятно?
|
Работают с наглядными пособиями, отвечают на вопросы, под руководством педагога. Выполняют предоставленные задания | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачиПознавательные: читают, слушают, извлекая нужную информацию |
VI. Первичное закрепление материала | – У вас на столах листы с фрагментом из сказки Андерсена «Снеговик». [Приложение 3]– Теперь я предлагаю вам выполнить морфологический разбор прилагательного, заполнив нашу перфокарту
белых кораллов Кораллов (каких?) белых н.ф. – белый 2) пост: качеств. непост: полная форма, р.п., мн.ч. Является определением тончайшим узором узором (каким?) тончайшим н.ф. – тончайший 2) пост: качеств. непост: полная форма, простая превосходная степень; т.п., ед.ч, м.р.. Является определением Снежной пылью пылью (какой?) снежной н.ф. – снежный пост.: относительное; непост.: т.п., ед.ч. Является определением |
Формулируют собственные мысли. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют задачи, отвечают на вопросы.Самостоятельная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информацииРегулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Динамическая пауза | – Давайте немного отдохнем. Упражнения для позвоночника, направленные на укрепление осанки | Выполняют задание | Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя; умения контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
VII. Закрепление нового материала | – А теперь, работая в командах и используя ноутбуки, выпишите из текста имена прилагательные, поставив их в начальную форму. Модератор регулирует порядок работы, филолог проверяет правильность написания, эксперт диктует, IT-специалист набирает прилагательные в онлайн-генераторе «Облако слов». Распечатываем наш результат | Самостоятельная работа | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операцииКоммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
VIII. Подведение итогов урока | – Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, как называлась наша тема? (Морфологический разбор имени прилагательного.) – Что нового вы сегодня узнали? Кто сколько баллов – снежинок собрал? | Оценивают свои знания, отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человекаПознавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
IX. Рефлексия | «Снеговик успеха»Ребенок выбирает того снеговика, который соответствует его пониманию темы. На одном снеговике руки опущены, и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Снеговик, у которого руки разведены в сторону, говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Снеговик с поднятыми вверх руками говорит о том, что все запланированное удалось | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Определяют уровень знаний | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельностьРегулятивные: оценивают свою работу |
X. Домашнее задание | Порядок разбора имени прилагательного выучить, выполнить упр. 354.Используя онлайн-генератор «Облако слов» составить облако на одно из стихотворений о зиме. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия |
Приложение 1
Тест по теме «Имя прилагательное» (VI класс)
1. Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы:
а) кто, что;
б) какой, чей;
в) где, куда, зачем.
2. Имя прилагательное в предложении может быть:
а) только подлежащим;
б) сказуемым и определением;
в) только главными членами;
г) только обстоятельством.
3. Начальная форма имени прилагательного – это:
а) мн. число, им. п.;
б) мужской род, ед. ч., им. п.;
в) ж. р., ед.ч., им. п.
4. Прилагательные в форме простой превосходной степени имеют суффиксы:
а) -онн-, -енн-;
б) -ейш-, -айш-;
в) -чик-, -щик-.
5. По разряду прилагательные делятся на (найдите неверное утверждение):
а) количественные;
б) качественные;
в) относительные;
г) притяжательные.
6. Признак предмета по его принадлежности человеку или животному обозначают прилагательные:
а) притяжательные;
б) относительные;
в) качественные.
7. Прилагательные какого разряда имеют краткую форму:
а) качественные;
б) относительные;
в) притяжательные.
8. Найдите прилагательное в составной сравнительной степени:
а) более легкий;
б) красивейший;
в) ярче;
г) самый быстрый.
Приложение 2
Приложение 3
«Снеговик» (По Г.Х. Андерсену)
Погода и в самом деле переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым, тягучим туманом; потом подул резкий, леденящий ветер и затрещал мороз. А что за красота, когда взошло солнышко!
Деревья и кусты в саду стояли все покрытые инеем, точно лес из белых кораллов! Все ветви словно оделись блестящими белыми цветочками! Мельчайшие разветвления, которых летом и не видно из-за густой листвы, теперь ясно вырисовывались тончайшим кружевным узором ослепительной белизны; от каждой ветви как будто лилось сияние! Плакучая береза, колеблемая ветром, казалось, ожила; длинные ветви ее с пушистою бахромой тихо шевелились — точь-в-точь как летом! Вот было великолепие! Встало солнышко… Ах, как все вдруг засверкало и загорелось крошечными, ослепительно-белыми огоньками! Все было точно осыпано алмазною пылью, а на снегу переливались крупные бриллианты!