Морфологический разбор имени прилагательного

№ 133

(Урок русского языка в VI классе с использованием онлайн-генератора «Облако слов»)

Рима КАБИРОВА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Рыбно-Слободской гимназии №1, почетный работник сферы образования РФ

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель. Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имен прилагательных.

Задачи:

– обеспечить усвоение учащимися порядка морфологического разбора имен прилагательных, добиться усвоения  правильного применения правила при письме;

– формировать навыки правописания и самоконтроля;

– расширять словарный запас учащихся;

–развивать умения обосновывать правильность написания;

– воспитывать активную личность;

– развивать речь, орфографическую зоркость;

– развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность учащихся.

Оборудование: учебник (Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – Ч.2.– [Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 5 изд.–  М.: Просвещение, 2015. – 191с), снежинки для оценивания, приложения 1, 2, 3 (у каждого ученика), ноутбуки, онлайн работа в Интернете, принтер.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы; приём визуализации;  приём «Облако слов».

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать порядок морфологического разбора имен прилагательных; уметь правильно делать морфологический разбор имен прилагательных;

метапредметные: оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,  осуществлять речевой самоконтроль, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся УУД учащихся
I. Организационный момент – Здравствуйте, ребята! В ваших взглядах я вижу интерес и думаю, мы справимся с вами со всеми задачами урока. В этот прекрасный зимний день хотелось бы вас спросить о том, каким вы видите январь? Работать мы будем в командах, где распределяем роли МодераторФилолог

Эксперт по оцениванию

IT-специалист

Приветствие Личностные: положительно относятся к учению
II. Повторение ранее изученного – Да, признаки, которые вы назвали, присущи январю. А признак предмета обозначает имя прилагательное.Предлагаю выполнить тест на тему «Имя прилагательное». [Приложение 1]

– Перед вами на рабочих столах страница с «Облаком слов»  по теме «Имя прилагательное». [Приложение 2]

– Здесь характеристика  имени прилагательного находится в хаотичном порядке. Постарайтесь правильно охарактеризовать имя прилагательное по грамматическим признакам и синтаксической роли.

– Как вам кажется, чему мы сегодня посвятим наш урок? Правильно, молодцы! Ваша задача  — научиться правильно выполнять морфологический разбор имени прилагательного

Выполняют письменные задания Производят взаимопроверку. Работают вместе с классом Познавательные: осуществляют учебно-познавательные действия в умственной форме
III. Подготовка к восприятию нового матеиала Фронтальный опрос– Имя прилагательное – это …

– Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?

– Какие разряды имен прилагательных мы знаем?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку Личностные: желают приобрести новые знания, умения.Познавательные: принимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

IV. Формулировка цели и задач урока – Ребята, давайте еще раз обратим внимание на тему нашего урока и попробуем сформулировать цель, которую сегодня мы должны достигнуть  – Формулируют цель учебной деятельности  в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспехаПознавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста и объяснения учителя

Регулятивные: планируют необходимые действия

V. Изучение нового материала – Итак, помогите, пожалуйста, разобраться с порядком морфологического разбора– Сверьтесь по странице учебника  с правильностью нашей структуры разбора

– Внимательно рассмотрите перфокарты с порядком разбора Всё ли понятно?

 

Работают с наглядными пособиями, отвечают на вопросы, под руководством педагога. Выполняют предоставленные задания Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачиПознавательные: читают, слушают, извлекая нужную информацию
VI. Первичное закрепление материала – У вас на столах листы с фрагментом из сказки Андерсена «Снеговик». [Приложение 3]– Теперь я предлагаю вам выполнить морфологический разбор прилагательного, заполнив нашу перфокарту

белых кораллов

Кораллов (каких?) белых

н.ф. – белый

2) пост: качеств.

непост: полная форма, р.п., мн.ч.

Является определением

тончайшим узором

узором (каким?) тончайшим

н.ф. – тончайший

2) пост: качеств.

непост: полная форма, простая превосходная степень; т.п., ед.ч, м.р..

Является определением

Снежной пылью

пылью (какой?) снежной

н.ф. – снежный

пост.: относительное; непост.: т.п., ед.ч.

Является определением

Формулируют собственные мысли.  В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют задачи, отвечают на вопросы.Самостоятельная работа Познавательные: осуществляют поиск необходимой информацииРегулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Динамическая пауза – Давайте немного отдохнем. Упражнения для позвоночника, направленные на укрепление осанки  Выполняют задание Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя; умения контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
VII. Закрепление нового материала – А теперь, работая в командах и используя ноутбуки, выпишите из текста имена прилагательные, поставив их в начальную форму. Модератор регулирует порядок работы, филолог проверяет правильность написания,  эксперт диктует, IT-специалист набирает прилагательные в онлайн-генераторе «Облако слов». Распечатываем наш результат Самостоятельная работа Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операцииКоммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
VIII. Подведение итогов урока – Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, как называлась наша тема? (Морфологический разбор имени прилагательного.) – Что нового вы сегодня узнали? Кто сколько баллов – снежинок собрал? Оценивают свои знания, отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации Личностные: понимают, в чем значение знаний для человекаПознавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни
IX. Рефлексия «Снеговик успеха»Ребенок выбирает того снеговика, который соответствует  его пониманию темы. На одном снеговике руки опущены, и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Снеговик, у которого руки разведены в сторону, говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Снеговик с поднятыми вверх руками говорит о том, что все запланированное удалось Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Определяют уровень знаний Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельностьРегулятивные: оценивают свою работу
X. Домашнее задание Порядок разбора имени прилагательного выучить, выполнить упр. 354.Используя онлайн-генератор «Облако слов» составить облако на одно из стихотворений о зиме. Записывают домашнее задание. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия

 

Приложение 1

Тест по теме «Имя прилагательное» (VI класс)

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы:

а) кто, что;

б) какой, чей;

в) где, куда, зачем.

2. Имя прилагательное в предложении может быть:

а) только подлежащим;

б) сказуемым и определением;

в) только главными членами;

г) только обстоятельством.

3. Начальная форма имени прилагательного – это:

а) мн. число,  им. п.;

б) мужской род, ед. ч., им. п.;

в) ж. р., ед.ч., им. п.

4. Прилагательные в форме простой превосходной степени имеют суффиксы:

а) -онн-, -енн-;

б) -ейш-, -айш-;

в) -чик-, -щик-.

5. По разряду прилагательные делятся на (найдите неверное утверждение):

а) количественные;

б) качественные;

в) относительные;

г) притяжательные.

6. Признак предмета по его принадлежности  человеку или животному обозначают прилагательные:

а) притяжательные;

б) относительные;

в) качественные.

7. Прилагательные какого разряда имеют краткую форму:

а) качественные;

б) относительные;

в) притяжательные.

8. Найдите прилагательное в составной сравнительной степени:

а) более легкий;

б) красивейший;

в) ярче;

г) самый быстрый.

Приложение 2

нокы

Приложение 3

«Снеговик»  (По Г.Х.  Андерсену)

Погода и в самом деле переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым, тягучим туманом; потом подул резкий, леденящий ветер и затрещал мороз. А что за красота, когда взошло солнышко!

Деревья и кусты в саду стояли все покрытые инеем, точно лес из белых кораллов! Все ветви словно оделись блестящими белыми цветочками! Мельчайшие разветвления, которых летом и не видно из-за густой листвы, теперь ясно вырисовывались тончайшим кружевным узором ослепительной белизны; от каждой ветви как будто лилось сияние! Плакучая береза, колеблемая ветром, казалось, ожила; длинные ветви ее с пушистою бахромой тихо шевелились — точь-в-точь как летом! Вот было великолепие! Встало солнышко… Ах, как все вдруг засверкало и загорелось крошечными, ослепительно-белыми огоньками! Все было точно осыпано алмазною пылью, а на снегу переливались крупные бриллианты!