Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
№ 130
(Урок по биологии в VIII классе)
Ильсия САМАТОВА,
учитель биологии гимназии-интерната №4 г. Казани
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Планируемые результаты обучения:
личностные: формирование интересов, биологических знаний и умений, навыков их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
предметные: формирование знаний о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах и их функциях; сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты), плазму; давать им характеристику;
метапредметные: формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы.
Оборудование: учебник (Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. Биология. Человек. 8 класс – М.: Дрофа, 2010), дополнительный материал к уроку для работы в группах, ноутбук , интерактивная доска, презентация.
Педагогическая технология: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления.
Технологическая карта урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
Личностная |
||||||
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деятельности
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деятельности
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деятельности
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деятельности
|
||
I этап. Организационный момент.
Актуализация знаний и формулировка задачи урока и планирование деятельности |
Учитель организует фронтальную работу учащихся, обсуждение в парах:
– Что такое среда? – Какая среда окружает наш организм? – Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма? – Внутренняя среда – совокупность жидкостей. – Будет ли кровь являться компонентом внутренней среды? Постановка проблемной задачи: ? Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит? ? Вы уже знаете, что кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит? Какие знания необходимо использовать для ответа на данные вопросы? |
Предлагают свои варианты ответа, формулируют тему и цель урока | Формирование познавательной цели, определение объекта изучения | Взаимодействуют в парах, при ответе на вопросы на слайде | Умение слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
|
Контролируют правильность ответов товарищей | Определение степени успешности выполнения работы
|
Предлагают свои варианты ответа, формулируют тему и цель урока | Осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
|
II этап. Работа с новой информацией | Организует работу по опорным листам в парах. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 118. Запишите определение крови и заполните схему в опорных листах.
— Можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? Проверим правильность записанного вами определения и составленной схемы. Кровь — это жидкая соединительная ткань красного цвета. У взрослого человека 5-6 л крови, что составляет около 7% массы тела.
Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Слайд Нижний слой – осадок цвета темно-красного цвета, который образован форменными элементами эритроцитами. Средний слой – осадок светлого цвета, который образован форменными элементами лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.
|
Учащиеся работают с текстом учебника и выполняют задание в опорных листах: составляют схему № 1 «Компоненты внутренней среды». Компоненты внутренней среды: кровь-лимфа – тканевая жидкость. (Приложение 1)
Учащиеся составляют схему №2 «Состав крови» в опорных листах. (Приложение 2)
|
анализ информации с выделением существенных признаков;
проведение синтеза (восстановление целого из частей);
учебно-познавательный интерес; анализ отобранной информации и интерпретация её в соответствии с поставленной задачей.
|
Вносят проанализированную информацию в опорные листы в виде схемы
Вносят проанализированную информацию в опорные листы в виде схемы
|
Письменно выражают свои мысли, сотрудничество в поиске информации
Умение слушать своего соседа, уважительное отношение к чужому мнению |
Осуществляют самоконтроль выполнения задания
самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале;
|
Осуществляют учебную задачу
работать по плану, инструкции
|
Вносят проанализированную информацию в опорные листы в виде схемы
Вносят проанализированную информацию в опорные листы в виде схемы |
Развитие познавательной самостоятельности
понимание важности сохранения здоровья самоопределение, самосознание.
|
III этап. Включение новых знаний в систему знаний | Учитель организует работу в командах по 5 человек. Задание для 1 группы:
Изучить текст учебника §17 с 84 «Плазма крови», дополнительный материал и заполнить таблицу (Приложение 3) в опорном листе. Задание для 2 группы: Изучить текст учебника §17 с 84 «Эритроциты», дополнительный материал и заполнить таблицу в опорном листе. Задание для 3 группы: Изучить текст учебника §17 с 86 «Лейкоциты», дополнительный материал и заполнить таблицу в опорном листе. Задание для 4 группы: Изучить текст учебника §17 с 86 «Тромбоциты или кровяные тельца», дополнительный материал и заполнить таблицу в опорном листе. Затем учащиеся проделывают тест и проверяют вместе с учителем. (Приложение 4)
|
Сначала учащиеся работают в группе по своему заданию, затем через 7 минут 2 чел из 5 остаются на местах, а 3 расходятся по одному в другие группы (меняется состав, в новой группе оказываются учащиеся, которые изучали разный материал, теперь они обмениваются знаниями→в результате, у каждого полностью заполнена таблица). Затем учащиеся выполняют тест.
|
Умение ориентироваться в системе знаний; применять свои знания при решении теста | Сначала учащиеся работают в команде, заполняют таблицу, затем расходятся по другим командам, затем тест | Умение работать в команде, умение прислушиваться к чужому мнению, умение отстаивать свою точку зрения, умение дискутировать | самостоятельный
учет выделенных ориентиров в учебном материале |
работать по плану, инструкции, применять свои знания в нестандартной ситуации
|
Личное участие каждого ученика как в команде, так и в самом коллективе | понимание важности сохранения здоровья
самооценка |
IV этап. Рефлексия и самооценивание
V этап. Домашнее задание |
Организует рефлексию.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами: в каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
СИНКВЕЙН 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. учебник стр. 118-119, учить определения, творческое задание — сделать презентации или краткие сообщения на темы: — История открытия фагоцитоза. -История открытия групп крови.
|
Составляют синквейн. Пример синквейна с урока:
1 строка — Урок биологии 2 строка — Интересный, познавательный 3 строка – составляли, искали, узнавали 4 строка — Быстро прошел урок. 5 строка — Знания
|
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
выстраивание логической цепочки рассуждения; рефлексия способов и условий действий.
|
Фиксируют свои идеи на бумаге | умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
|
Индивидуальная работа учащихся | Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей. | Каждый составляет свой синквейн | умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
Приложение 1
Схема №1 «Компоненты внутренней среды»
кровь лимфа
тканевая
жидкость
Приложение 2
Схема №2 «Состав крови»
кровь
плазма компоненты внутренней среды
↓ ↓ ↓
эритроциты лейкоциты тромбоциты
Приложение 3
Компоненты крови |
Содержание в крови, штук/мл |
Особенности строения
(форма, цвет, наличие ядра)
|
Место образования и срок жизни
|
функции |
Плазма
|
||||
Эритроциты | ||||
Лейкоциты
|
||||
Тромбоциты
|
Приложение 4
Тест
- Внутреннюю среду организма образуют:
А – кровь, лимфа, тканевая жидкость
Б – полость тела
В – внутренние органы
Г – ткани, образующие внутренние органы
2. Жидкую часть крови называют:
А – тканевой жидкостью
Б – плазмой
В – лимфой
Г – физиологическим раствором
3. Все клетки тела окружает:
А – лимфа
Б — раствор поваренной соли
В – тканевая жидкость
Г – кровь
4. Из тканевой жидкости образуется:
А – лимфа
Б – кровь
В – плазма крови
Г – слюна
5. Строение эритроцитов связано
с выполняемой ими функцией:
А – участием в свертывании крови
Б – обезвреживанием бактерий
В – переносом кислорода и углекислого газа
Г – выработкой антител
6. Строение эритроцитов связано
с выполняемой ими функцией:
А – участием в свертывании крови
Б – обезвреживанием бактерий
В – переносом кислорода
Г – выработкой антител
7. При малокровии в крови уменьшается содержание:
А – кровяной плазмы
Б – тромбоцитов
В – лейкоцитов
Г – эритроцитов
8. Фагоцитоз – это процесс:
А – поглощения и переваривания микробов
и чужеродных частиц лейкоцитами;
Б – свертывания крови
В – размножения лейкоцитов
Г – перемещения фагоцитов в тканя
9. Антигенами называют:
А – белки, нейтрализующие вредное действие
чужеродных тел и веществ
Б – чужеродные вещества, способные вызвать
иммунную реакцию
В – форменные элементы крови
Г – особый белок, называемый резус-фактором
10. Антитела образуются:
А – всеми лимфоцитами
Б – Т-лимфоцитами
В – фагоцитами
Г – В-лимфоцитами