Новые микрорайоны города и пути адаптации школьников к новой географической среде
№ 129
Елена КОМАР,
учитель географии средней школы № 82 города Казани
Развитие экономики больших городов на протяжении многих десятилетий привлекает в них большое количество мигрантов. Люди едут из малых городов, сельской местности, соседних республик и стран ближнего Зарубежья. Причинами переездов становятся чаще всего экономические предпосылки, хотя есть доля переездов по религиозным причинам и возвращение на историческую Родину.
В Казани количество мигрантов, прибывших из зарубежных государств, по данным Территориального органа Федеральной службы статистики по РТ в 2018 году уменьшилось, а количество мигрантов, переселяющихся в пределах РТ, увеличилось на 4,3% по сравнению с 2017 годом. Последние годы наблюдалось увеличение естественного прироста населения. Рекордным по рождаемости в РТ стал 2016 год.
Рост населения, развитие экономики, спрос на жилье оказывают воздействие и на строительную отрасль. В Казани продолжают активно строить новые жилые микрорайоны. Так, программа Правительства по ликвидации ветхого жилья привела к строительству и освоению огромной территории Советского района города Казани-Азино. В последние годы активно осваивается Кировский район и прилегающие к нему территории, в частности, территория поселка Осиново Зеленодольского района РТ (ЖК Радужный) и поселка Залесный (ЖК Салават Купере).
Целью данной работы является изучение периода адаптации людей к новой географической среде. Для этого были поставлены задачи: провести опрос школьников двух школ города и сделать выводы о сроках периода адаптации. Одна школа находится в старом центре города Казани, а другая в новом ЖК Салават Купере. Предмет изучения –это школьники среднего школьного возраста. Эта тема актуальна для огромного количества жителей, в частности, и для автора этой работы. Основным методом изучения данной работы является опрос населения. Нам также хотелось понять, как взрослые могут помочь ребенку привыкнуть к новой географической и социальной среде. Какие трудности может испытывать ребенок, и как помочь ему их преодолеть.
Переезд на новое место всегда вызывает у людей смешанные чувства. Первый дом в Салават Купере был заселен в декабре 2015 года. Вокруг было чистое поле и грандиозная стройка. В этих условиях переехавшие семьи вынуждены были возить своих детей в детские сады и школы по старому месту жительства, местные учреждения образования были переполнены. Однако первые знакомства со сверстниками происходили на детских площадках и во дворах новых домов в воскресные дни.
В 2018 году в микрорайоне ввели в эксплуатацию новый политехнический лицей № 182 и большая часть детей поступила туда на учебу. У педагогов и родителей остро возник вопрос адаптации школьников. Дети и подростки, обучающиеся в разных частях города, пришли в новую школу и должны были познакомиться, подружиться и сложиться в новый коллектив.
Возраст от 3 до 15 лет психологи называют самым трудным периодом для переездов. Ребенок теряет при переезде:
- Привычную обстановку квартиры
- Знакомый в деталях двор
- Родную школу с ее требованиями и традициями
- Кружки и секции, в которых он занимался
- Людей: учителей, воспитателей, соседей, друзей.
Вопрос адаптации переживается большинством очень тревожно.
Географической средой ученые называют часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Географическая среда — необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение.
Большую роль в построении местного сообщества на локальной территории всегда играет школа, которая становится социокультурным центром нового микрорайона. В зависимости от того, насколько школа смогла сплотить своих учеников, очень разных по месту рождения и социокультурному опыту, зависит и то, будут ли все жители ощущать себя сообществом. Молодые образовательные учреждения, возведенные по последнему слову техники и имеющие богатую материальную базу, сталкиваются с многочисленными проблемами. Это психологические проблемы в условиях формирования детского и педагогического коллективов.
В педагогической литературе коллективом называют объединение людей с признаками:
1.Общая социально значимая цель
2. Общая совместная деятельность
3.Общая организация этой деятельности
4. Отношения ответственной зависимости
5. Общий руководящий орган
6. Благоприятный психологический климат
Поэтому одной из главных программ развития новой школы в новом микрорайоне будет программа социокультурной адаптации ребенка.
Адаптирование начинается с фиксации разницы между существующим и необходимым уровнем адаптированности, а затем развертывается комплекс процессов, ведущих к достижению нового уровня адаптированности. Механизм социокультурной адаптации на уровне личности представляет собой последовательное взаимовлияние следующих процессов:
1) отображение состояния условий жизнедеятельности в сознании человека;
2) оценка изменения этих состояний;
3) соотношение оценки с ожиданиями и жизненными планами человека;
4) внутренние и поведенческие аффекты, возникающие вследствие взаимодействия объективных тенденций условий жизнедеятельности с субъективными оценками и ожиданиями (например, переживание дискомфорта (вплоть до шока) от осознания огромности дистанции, отделяющей ожидания от наличной социальной действительности);
5) возникновение защитной реакции (в которую можно включить даже фазу апатии, сопровождающуюся автоматизмом реакций и ухудшением памяти);
6) принятие решения. Решение – это точка бифуркации, из которой возможны два выхода: неприятие требований социокультурного окружения вплоть до агрессивных форм поведения или преобразование, внутренняя подготовка себя для реализации скрытых потенций, позволяющих полноценно включиться в жизнь общества или социальной группы. В последнем случае происходит формирование и осмысление индивидом своей социокультурной принадлежности и роли.
Трудности, возникающие в процессе адаптации.
Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:
1. Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды;
2. Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т.д.
Дезадаптация, или нарушение адаптации, выражается как:
1. Неуспешность обучения;
2. Нарушение школьной дисциплины;
3. Конфликты с учителями и одноклассниками;
4.Асоциальное поведение ученика;
5. Эмоциональный дискомфорт (вспышки гнева, высокая тревожность, страхи, избегание, подавленное настроение, часто плачет, внутренняя напряженность);
6.Соматическая ослабленность организма (тошнота, головная боль, снижение иммунитета, ощущение усталости и т.д.).
Мы провели опрос учащихся двух школ, чтобы провести исследование и выяснить какова роль переезда в жизни школьника и сколько времени понадобилось на их адаптацию в новых учебных заведениях (на примере учащихся МБОУ «СОШ №82» и Политехнического лицея №182 г.Казани)
Для подтверждения выводов было проведено анкетирование среди учеников МБОУ «СОШ №82». Участниками анкетирования стали ученики 5-11 классов разного пола.
Им были заданы следующие вопросы:
- Ваш пол.
- Случалось ли вам переходить в другую школу?
- Как долго вы пытались адаптироваться к новой школе?
- Скучаете ли вы по старой школе? Хотели бы вернуться в нее?
В анкетировании участвовали 245 человек, были получены следующие данные.
- Среди учеников 5-11 классов 159 учеников (65% учащихся) ни разу не переходили в другие школы, т.е. обучаются в одной.
- Среди учеников 5-11 классов 86 учеников (35% учащихся) переходили из одной школы в другую. Из 86 человек: 44-девочки (18%), 42-мальчики (17%).
- Среди учеников, которые меняли место своего обучения (35% учащихся), 10 (13%) учеников адаптировались к новой школе в течение 1-2 недель; 59 (74%) учеников адаптировались к новой школе в течение 1-2 месяцев; 10 (13%) учеников в течение двух и более месяцев.
- Среди учеников, которые меняли место своего обучения (35% учащихся) 27 человек из 86 . скучают по старой школе: из них 12 (44%) девочек и 15 (56%) мальчиков. Из 35% учащихся 13 хотели бы вернуться в старую школу: из них 5-девочек, 8-мальчиков.
Выводы, полученные на основе анкетирования:
- Меньше половины школьников были вынуждены (35%) переходить в другую школу.
- Если выделить учащихся, вынужденных перейти в другую школу, по половому признаку, то выявляется незначительная разница. Следовательно, пол никак не влияет на вынужденность перехода в другие учебные заведения (связано это больше с тем, что родители покупают новые квартиры, а это никак не зависит от пола их ребенка).
- Большинство из респондентов, которые переходили в другие школы, адаптировались к новым учебным заведениям в течение 1-2 месяцев.
- Из респондентов, вынужденных перейти в другую школу, 27 человек скучают по старому ученому заведению (это менее 50% от 86 человек -31%). Девочки скучают менее по старым школам, чем мальчики и испытывают меньшее желание вернуться в старое учебное заведение, но разница не особо выделяется.
В анкетировании политехнического лицея № 182 принимали участие 300 учащихся. Особенность адаптации в этом учебном заведении заключается в том, что ученики переехали на новое место жительства в новую географическую среду, где все новички. При этом все улучшили свои жилищные условия. Каждый ребенок имеет свою комнату в квартире, имеются все условия для успешной учебы.
Еще одной особенностью адаптации в данном жилом комплексе является то, что у 20% детей это не первая смена школы, они уже имеют опыт смены места учебы и адаптация проходит легче. Прекрасная оснащенность школы современным оборудованием, много свободного пространства и идеальные условия для занятий спортом и творчеством способствуют этому.
Так же им были заданы следующие вопросы:
1. Ваш пол.
2. Как долго вы пытались адаптироваться к новой школе?
3. Скучаете ли вы по старой школе? Хотели бы вернуться в нее?
Ответы учеников 5-8 классов:
1. Среди учеников 5-8 классов приняли участие в опросе 45% мальчиков (135), 55% девочек(165).
2. Большая часть учеников 5-8 классов (около 70%) называют сроком своего привыкания к новой географической среде 4 месяца, но отмечают, что коллектив еще формируется, хотя всех одноклассников они уже узнали.
3. Большая часть учеников 5-8 классов (около 60%-180 человек) скучают по старой школе. Из них 35% — девочки, 25% — мальчики.
Этот период достаточно сложный для ребенка, поэтому эмоциональное участие и внимательное отношение к нему позволят сделать процесс адаптации к новым условиям обучения менее болезненным. Предлагаем несколько рекомендаций для родителей.
1. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;
2. Не говорите ребенку, что он хуже всех;
3. Честно и терпеливо отвечайте на его вопросы;
4. Старайтесь каждый день общаться со своим ребенком;
5. Когда он дома, найдите время провести его с ним;
6. Подчеркивайте, что вы гордитесь его первыми шаги к самостоятельности;
7. Оценивайте его поступки, а не его личность;
8. Ребенок относится к себе так, как относится к нему взрослый;
9. Не сравнивайте своего ребенка с другими;
10. Отмечайте самые маленькие достижения своего ребенка;
11. Поддерживайте инициативу ребенка, его попытки преодолеть трудности;
12. Давайте своему ребенку высказаться!
13. Интересуйтесь его взаимоотношениям с одноклассниками и учителями.
Признаки успешной адаптации
1. Ребенку нравится ходить в школу;
2. Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле;
3.У него появляются новые друзья.
В заключение хотелось бы привести одну притчу. Однажды человек решил покинуть свой дом и отправиться в путь. Он странствовал очень долго и пришел в город, где о его родной земле никто никогда не слышал. Человек поселился в этом городе. Вскоре у него появились друзья, работа, а потом жена и дети. И всем людям человек рассказывал о том крае, где он родился и ранее жил. Он делал это так вдохновенно, что многие его знакомые отправлялись в путь, чтобы своими глазами увидеть то, о чем рассказывал человек. Но однажды один из ушедших вернулся и поведал, что ничего такого, о чем сообщил ему друг, он не встретил в тех землях. Тогда человек вновь собрался в путь. Он попрощался со своей семьей и отправился назад, на свою родную землю. Но сколько и куда бы он ни шел, ему так и не удалось найти то место, где он когда-то родился. Он прошел множество городов и везде встречал лишь частичку своего родного края. Долго человек бродил по миру, но в итоге вернулся к семье и друзьям, так и не найдя своей родины. Но стоило ему перешагнуть порог дома, который он сам построил, и где его встретили близкие, как человек понял, почему он не смог отыскать родной земли. Все оказалось просто: его родина была здесь. Он сам принес свою родную землю сюда, в этот город, в этот дом, и отдал ее всем этим людям жене, детям, друзьям. Тогда человек понял, что все это время он был дома, да вот не догадывался об этом. Ощутить «чувство дома», то есть осознать свою территориальную принадлежность, крайне важно для каждого горожанина, живущего в условиях постоянно и быстроменяющегося, глобализирующегося мира. Человек по природе своей ищет постоянства и защиты, жаждет уверенности и гарантий в своем будущем. Непостоянство и незащищенность пугают. Чтобы город стал для горожан «родным домом», то есть пространством, дающим ощущение безопасности, комфорта и внутренней раскрепощенности, нужно не только улучшить саму городскую среду, но и изменить человека, живущего в ней. Воспитание у подрастающего поколения чувства территориальной принадлежности – сложной и длительный процесс, который во многом зависит от воспитывающих взрослых – педагогов, родителей.
Мы надеемся, что ЖК «Салават Купере» станет со временем родным и близким местом для нынешних школьников. Они здесь вырастут, обретут друзей, создадут семьи, и, уехав ненадолго, захотят вернуться сюда снова.