Глагол
№ 129
(Задания на формирование УУД по теме)
Зульфия МУХАМЕТЗЯНОВА,
учитель русского языка и литературы Куакбашской основной школы Лениногорского района
Коммуникативные УУД
Задание 1
Напишите поздравительную открытку своему учителю с его профессиональным праздником. Выразите благодарность и восхищение его профессиональными и личностными качествами. Используйте глаголы 1-ого и 3-ого лица.
Эталон.
Уважаемая Тамара Осиповна! Поздравляю Вас со Всемирным днём учителя! Желаю вам лёгкой работы, отличного настроя, удачливых начинаний и, конечно, покладистых учеников. Пусть ваш труд всегда оценивается по праву и с большим уважением к вашей личности. Простого и близкого счастья желаю, гармонии в семье и светлого учебного года.
Хочу выразить огромную признательность за бесценные уроки. Ваша мудрость и знание предмета восхищают. Хочу, чтоб всё больше учеников имели возможность поучиться у Вас. Спасибо!
С уважением, Алина.
Задание 2
Составьте синквейн по теме «Глагол».
Эталон.
Глагол.
Совершенный, несовершенный.
Обозначает, отвечает, изменяется.
Самая динамичная часть речи.
Действие.
Задание 3
Используя глаголы разных времён, составьте памятку «Как вести себя в лесу».
Эталон.
Детям и подросткам, самостоятельно отправляющимся в лесной поход, необходимо помнить:
- Главное правило – близкие и знакомые должны знать маршрут вашего путешествия. Если вдруг в походе случится непредвиденная ситуация, эта информация будет очень важна и, возможно, спасёт кому-то жизнь.
- Не заходите далеко в лесной массив. При прогулке может сложиться обманчивое ощущения близости к тому месту, где вы зашли в лес. Поэтому запомните время начала вашего похода. Это поможет вам правильно сориентироваться.
- Если кто-то из вас заблудился в лесу – не стоит суматошно метаться в поисках своей группы. Лучше всего успокоиться и оставаться на одном месте. Нужно обязательно подавать громкие сигналы, звать на помощь, а в перерывах – прислушиваться, не зовут ли вас ваши друзья. Даже если вы услышите отдалённые «ау» — не уходите. Отзывайтесь и ждите помощь.
- Бережно относитесь к природе – не разоряйте птичьи гнёзда, не рвите много цветов, если увидите детёныша какого-то дикого животного – не берите его домой и не уносите далеко от места, где он находился.
Задание 4
Составьте текст сказки в художественном стиле «Спряжение глагола». Постарайтесь уйти от традиционной структуры правила по русскому языку.
Эталон. Жил да был Глагол. Было у него две дочки: Что сделать и Что делать. И вот настало выдавать дочерей замуж. Выдал Глагол их за богатых мужей двух братьев: Совершенного и Несовершенного вида. И думал он, что один остался, да не тут то было! К нему племянницы приехали, двойняшки они — 1 спряжение и 2 спряжение. Необразованные они были: не знали, какие у них слова исключения есть, как распределять слова по спряжениям.. . Тут Глагол решил обучить их. Объяснил им, что к 1 первому спряжению относятся глаголы БРИТЬ и СТЕЛИТЬ, а также все глаголы на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ИТЬ, -ТЬ. А ко 2 спряжению все глаголы ни -ИТЬ, КРОМЕ БРИТЬ И СТЕЛИТЬ, 7 глаголов на -ЕТЬ: видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть; 4 глагола на -АТЬ: гнать, дышать, держать, слышать. Так его племянницы и выучились, и жизни много добились. А сам Глагол понял, что может он детей научить многому и стал в школе работать Глаголом — Частью Речи.
Задание 5
Придумайте 5 названий статей для школьной газеты по экологии с использованием глаголов повелительного наклонения. Запишите названия, обсудите с соседом по парте.
Эталон:
«Берегите природу !», «Сохраните чистыми водоёмы!», «Не бросайте мусор на проезжую дорогу!» , «Не ломайте деревья и кусты!», «Не рвите цветы!»
Регулятивные УУД
Задание 1
Учащийся допустил ошибки в орфограммах «Личные окончания глаголов», «Непроизносимое согласное», «Глаголы на –тся, -ться», «Проверяемая гласная в корне слова». Найдите их и исправьте. Расставьте недостающие две запятые.
Всякое время года манет художника своей особенной красотой.
Весной природа пробуждается от холодного белого зимнего сна. Тает снег на полях и в лугах. Зеленеит трава. Деревья одеваються листвой.
Летом жаркое сонце греит землю. Созревает хлеба. Ветви деревьев в саду гнуться от тяжести плодов.
Осенью леса стаят жолтые красные пёстрые. Льют дожди. Ветер срывает листья нисёт над землёй. Скоро зима. Ляжет на землю белый снег укроит её до весны.
Эталон. Всякое время года манит художника своей особенной красотой.
Весной природа пробуждается от холодного белого зимнего сна. Тает снег на полях и в лугах. Зеленеет трава. Деревья одеваются листвой.
Летом жаркое солнце греет землю. Созревает хлеба. Ветви деревьев в саду гнуться от тяжести плодов.
Осенью леса стоят жёлтые, красные пёстрые. Льют дожди. Ветер срывает листья, несёт над землёй. Скоро зима. Ляжет на землю белый снег укроет её до весны.
Задание 2
Спишите, объясняя написание пропущенных букв. На основе этих пословиц напишите несколько своих «правил нравственности».
- Скаж..ш.. — не ворот..ш..; напиш..ш.., не сотр..ш.., отруб..ш.. — не сотрет..; отруб..т.. — не пристав..ш..
- Правдой мир держ..тся.
- Без ветра и трава не колышется.
- Без труда не вын..шь рыбку из пруда.
- Тише ед..ш.. — дальше буд..ш..
Эталон.
1. Подумай о последствиях, прежде чем что-то сказать.
2. Всегда говори правду.
3. Без действия не будет результата – действуй!
4. Трудись, невозможно жить без труда.
5. Не торопись!
Задание 3
Запишите краткую инструкцию по пользованию словарями, обращенную ко всем посетителям кабинета русского языка. Используйте глаголы в форме повелительного наклонения.
Эталон.
Инструкция. « Как пользоваться словарем».
1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.
2. Подумай, в каком словаре ты можешь найти объяснение необходимого слова. Для выяснения смысла непонятного тебе русского слова следует обратиться к толковому словарю (например, к «Словарю русского языка» Ожегова С. И. или 4-томному «Толковому словарю русского языка» под ред. Ушакова Д. И.).
3. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
4. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.
5. Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте).
6. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.
Задание 4
Составьте инструкцию, как пользоваться учебником русского языка для 7 класса. Используйте глаголы повелительного наклонения.
Задание 5
Перед вами текст из учебника биологии. Найдите глаголы и распределите слова таблицу: «Времена глагола»
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Первые микроскопы с двумя линзами были изобретены в конце XVI в. Однако только в 1665 г. англичанин Роберт Гук применил усовершенствованный им микроскоп для исследования организмов. Рассматривая в микроскоп тонкий срез пробки (коры пробкового дуба), он насчитал до 125 млн пор, или ячеек, в одном квадратном дюйме (2,5 см). В сердцевине бузины, стеблях различных растений Гук обнаружил такие же ячейки. Он дал им название «клетки».
Световой микроскоп (от греч. микрос — малый и скопео — смотрю) — оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов. С его помощью изучают, например, строение клеток. Его изобрели в ещё
Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса (от лат. тубус — трубка). В верхней части тубуса находится окуляр (от лат. окулус — глаз). Он состоит из оправы и двух увеличительных стекол. На нижнем конце тубуса находится объектив (от лат. объектум — предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. Тубус прикреплен к штативу. Тубус поднимается и опускается с помощью винтов. На штативе находится также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Рассматриваемый на предметном стекле объект помещается на предметный столик и закрепляется на нем с помощью зажимов.
Главный принцип работы светового микроскопа заключается в том, что лучи света проходят через прозрачный (или полупрозрачный) объект исследования, который находится на предметном столике, и попадают на систему линз объектива и окуляра, увеличивающих изображение. Современные световые микроскопы способны увеличивать изображение до 3 600 раз.
Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе. Например, если на окуляре стоит цифра 8, а на объективе — 20, то кратность увеличения будет составлять 8 х 20 = 160.
Эталон.
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
были | изучают | |
применил | состоит | |
обнаружил | находится | |
Дал | попадают | |
увеличивается | ||
стоит | ||
Познавательные УУД по теме «Глагол»
Задание 1
«Кто больше?» Глагол думать имеет один из богатейших синонимических рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (размышлять , раздумывать, мыслить, соображать, помышлять, мозговать, обмозговывать, кумекать). В случае затруднений обращаться к словарям.
Задание 2
Провести исследовательскую работу по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Создать свои словарики по теме «Глагол – «самая огнепышущая, самая живая часть речи»»
План проекта:
1.Создать группу для выполнения проекта.
2. Разделить обязанности в группе.
3. Добыть материал для создания словарика (бумага, ножница, клей, иголка с ниткой, разные картинки, схемы, таблицы).
4. Организовать работу по поиску информации по теме.
5. Работать со словарем (орфографический, толковый словарь Ожегова, этимологический словарь русского языка).
6. Найти и распределить слова по алфавиту, дать их значения.
7. Выход в интернет: найти синонимы к непонятным глаголам, рисунки к словарику.
8.Создать словарик.
9. Организовать презентацию словариков на уроке.
Задание 3
Придумайте лингвистическую сказку о «Глаголе» по мотивам русских народных сказок.
Эталон.
Сказка про глагол
В стране Части речи жил царь-Глагол Будущего времени. И он был очень ленивый. Всем приказывал, а сам даже не мог приподняться со своего трона.
Однажды приходит к нему Имя Существительное и говорит, умоляя:
— Дайте, пожалуйста, семян. Мне нужно срочно посеять буквы.
А Глагол только усмехнулся на эту просьбу:
-Ага, сейчас встану и принесу тебе семян. Как же! Иди и проси у Глагола Настоящего времени.
Из-за этого никто и не уважал Глагола Будущего времени.
Однажды к нему приехали глаголы настоящего и прошедшего времени. Много у них было владений, и слуги счастливы были. Будущее время очень удивилось и позавидовало:
Откуда у вас столько много владений?
А они и отвечают:
А мы сколько трудились! Вот и расширили свои владения.
Стыдно стало Будущему времени, и когда гости уехали, стал он трудиться не покладая рук. Тогда и все царство стало довольно.
Не даром говорят: Какие труды, такие и плоды!
Задание 4
Интерактивная игра «Рассели жильцов в домики». Необходимо расселить жильцов по квартирам: 1 группа – глаголы I спряжения, 2 группа – глаголы II спряжения, 3 группа – глаголы с буквой И в окончании, 4 группа глаголы с буквой Е в окончании. Учитывается время выполнения и правильность.
Слова для 1, 2 группы: Строим, веют, стелет, рубят, борются, клеишь, помогает, слышит, бреет, заметишь, срывает, держись.
Слова для 3, 4 группы: Зависит, откроешь, увидишь, клеит, скачет, выскочит, плачет, уходишь, напевает, дарим.
Задание 5
Задание с выходом в интернет. Подберите 10 пословиц с глаголами неопределенной формы.
Эталон.
- Кто хочет много знать, тот должен мало спать.
- Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
- Умение работать дороже золота.
- Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
- С умным разговориться — что мёду напиться.
- Хорошую речь хорошо и слушать.
- Глубже пахать — больше хлеба собрать…
- Жизнь прожить — не поле перейти.
- Учиться — всегда пригодится.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.