Образовательный потенциал музеев в формировании естественно-научной картины мира
№ 126
Алсу САМИГУЛЛИНА,
учитель биологии высшей квалификационной категории средней школы №167 г. Казани
В условиях современного информационного потока школа должна передавать ученику не знания, а метод получения этих знаний. Существует разнообразное количество технологий, методов, приемов и форм для реализации этой задачи. Одной из таких технологий является использование музейного пространства, экспозиций и ресурсов. По сути она не является новой, так как основы музейной педагогики были заложены в XIX веке. Широко стали использоваться ее приемы в 20-е годы XX века: учащимся и учителям выделялось время для посещения учреждений культуры. Учителя активно использовали педагогический потенциал музеев, знакомство с музейными экспозициями начиналось с первого класса школы. Для педагогов действовали экскурсионные станции, организовывались многочисленные курсы и семинары. Была проведена классификация экскурсий по тематике и форме проведения. С точки зрения взаимодействия руководителя экскурсии и учащихся выделяли три типа экскурсий: иллюстративные, учебно-исследовательские и смешанные. Наиболее эффективной считали учебно-исследовательскую экскурсию, так как она основана на самостоятельной исследовательской работе ребенка. В школьную жизнь 1930-х годов вводится строгая урочная система. Происходит отказ от комплексного метода, от дискуссионных и игровых форм. Самостоятельная творческая и аналитическая работа была отодвинута на второй план. В 90-е годы XX века на фоне свободы педагогической деятельности школы от государственного контроля вновь стали складываться контакты музеев и школы. Но в них отсутствовал единый систематический подход. Сегодня в образовании совершают очередную попытку организовать полноценную и равноправную работу музея и школы. Наша страна не является единственной в использовании и внедрении этой технологии. Большой и положительный опыт имеется в таких странах, как Великобритания, США, Дания, Германия. Так в Великобритании с начала 2000-х годов вход практически во все британские государственные музеи стал бесплатным, в школах были введены обязательные «музейные дни», а учителя получили возможность проводить уроки в музейных залах. Эта модель опирается на мощную государственную и общественную (через систему грантов многочисленных фондов) финансовую поддержку. В настоящее время в Москве и ряде городов нашей страны с 2016 года апробируется проект «Урок в музее». В Казани и Татарстане данная технология используется в процессе дополнительного образования, например, при подготовке ребят к участию в республиканском и заключительных этапах олимпиады по экологии. Учащиеся посещают музеи КФУ, музей естественной истории Татарстана и др., в ходе занятий они прослушивают лекции, отвечают на вопросы лектора. Проект актуален, его нужно активно внедрять в школьное образовательное пространство с учетом следующих факторов:
– финансирования со стороны государства;
– взаимного сотрудничества и партнерства музейных и школьных педагогов;
– интересов учащихся;
– совместного планирования, вплоть до включения музейных уроков в сетку учебных часов;
– доступности к музейным ресурсам через Интернет.
Разработанный методический материал позволяет использовать данную технологию в рамках дополнительных занятий, для основательного изучения биологии. Также нужно учитывать огромный музейный потенциал музеев города. Так, в музее естественной истории РТ можно провести цикл уроков по эволюции, антропогенезу, развитию жизни на Земле, происхождению групп растений и животных, в результате у ребят строится целая картина, а не отдельные и не связанные структуры знания. Нельзя ставить знак равенства между музейной экскурсией и музейным уроком. В музейном уроке выделяют три важных этапа:
– подготовка урока в музее;
– проведение урока;
– подведение итогов.
Опираясь на принцип природосообразности Я.А.Коменского, являющийся фундаментом для многих педагогических и дидактических школ, необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся.
При составлении сценария урока обязательно учитывается опора на музейный предмет, который является источником знания. Важна тщательная подготовка сценария урока, отбор экспонатов, использование музейного пространства. На первом этапе ставятся цели и формулируются задачи урока, проводится отбор содержания и подбор способов для активного восприятия информации (постановка серии проблемных вопросов перед началом урока-экскурсии; постановка творческих задач – сделать наброски заинтересовавших предметов, ответить письменно на поставленные вопросы). Урок построен на проектной работе учащихся, учитель выступает в роли координатора, музейный педагог – научного консультанта. В ходе урока отсутствует презентация теоретической части, зато есть самостоятельная работа учащихся в музейной экспозиции.
Теоретическая часть заранее готовится группами и выносится на выполнение домашнего задания. Сначала весь класс собирается на вступительную беседу, в ходе которой уточняется, насколько они готовы. Ведущий задает вопросы по теме. На вступительной беседе (5 мин.) разъясняется, чем будет заниматься каждая группа. Затем класс делится на группы, выполняет проектные задания на оговоренное время (от 20 до 40 мин.). После того как все группы сделают задания, учащиеся собираются на выделенной территории для подведения итогов. В заключительной беседе (10 мин.) уточняются ответы на задания, обсуждаются возникшие вопросы, готовятся мини-доклады с внесением схем, рисунков, таблиц и прочее. Фломастеры, бумага, цветные карандаши заранее готовятся учащимися. Учитель задает домашнее задание. Домашнее задание – полученные материалы дети оформляют в виде презентаций. Продолжительность урока составляет 1 час 20 мин.
Структура урока:
1. Необходима предварительная подготовка.
2. Теоретическая часть – вводная беседа (5 мин.), заключительная беседа (10 мин.).
3. Систематическое изложение материала не проводится.
4. Практическая часть – работа над заданиями по экспозиции.
5. Структура: общее вступление, работа по группам, общее заключение.
6. Средства наглядности – музейная экспозиция.
7. Численность и организация группы – до 30 чел., делятся по 15 чел.
Соотношение времени – 20% слушают и 80% действуют.
Проектные задания имеют разный уровень сложности и объем задействованных экспонатов. На самих карточках подобной информации не содержится. На каждой карточке написано название проектного задания, место выполнения работы (зал, в котором находится экспозиция). Предлагается рассмотреть конкретные экспонаты (в каждом задании они свои), зарисовать их и (или) сфотографировать. Предлагается оформить результаты в виде таблицы. Последнее задание сформулировано одинаково для всех проектных заданий: «Обсудите результаты в рабочей группе и подготовьте сообщение для других рабочих групп. Какой вывод по работе вы можете сделать? Какая дополнительная информация вам нужна, чтобы выполнить это задание?». Оно не случайно сформулирован именно так. На уроке не преследуется цель выполнить всё задание в музее. Если учащиеся наметят себе план по выполнению этого задания, соберут часть материала в музее, а часть обозначат в виде «белых пятен», которые они смогут заполнить, работая вне музея с другими источниками информации, то можно считать, что цель достигнута. Знать, чего недостает для полной картинки и где можно этот фрагмент найти, не менее важно, чем конкретное, фактическое знание. Оформление собранных материалов в виде презентаций может стать домашним заданием, а сами наработки – основой для дальнейшей проектно-исследовательской деятельности детей. Музейный урок реализует принцип наглядности обучения, что является очень важным при изучении биологии; укреплении связи полученных знаний с жизнью; повышении научности обучения; расширении кругозора; развитии личности учащихся и учителя.