Клеточное строение листа
№ 119
(Урок биологии в VI классе)
Гульнур ЗАРИПОВА,
учитель биологии I квалификационной категории Татарско-Бурнаевской основной школы Алькеевского района
Цели:
предметные: познакомить учащихся с особенностями строения кожицы листа и его внутренним строением, тканями, входящими в состав мякоти листа, дать представление о связи особенностей строения клеток с их функциями; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом;
метапредметные: содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать интерес к учению;
личностные: содействовать воспитанию у учащихся толерантности, бережного отношения к окружающему миру. Развитие патриотического отношения.
Задачи урока:
познавательные: умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с различными источниками информации;
логические: поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений;
регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; преобразовывать практическую задачу в познавательную; развитие навыков самооценки;
коммуникативные: умение слушать учителя, уметь задавать вопросы, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, контролировать действия партнёра, умение находить общее решение.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Детальное описание этапов урока | Актуальность | Материалы/ IT ресурсы |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)Для реализации этой цели необходимо:
– создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») – установить тематические рамки учебной деятельности |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Высказывает добрые пожелания детям.– А сейчас проверь дружок, готов ли ты начать урок?
– Все на месте? Все в порядке? Книжки, ручки и тетрадки. Вижу, хорошо приготовились, молодцы! – А теперь повернитесь друг к другу и мысленно пожелайте удачи в том числе и мне, ведь мы – одна команда! Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Расшифровывают пословицу: «Где нет листьев, там нет и фруктов» (Слайд 2)
|
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Учебник (Биология. Многооборазие покрытосемянных растений. – 6 кл. :учебник/ В.В.Пасечник. – 4-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2015. – 141,[3]с), использование ИКТ,оценочные листы, компьютерная презентация, средства обучения: электронная презентация (в программе Power Point) по теме «Клеточное строение листа» |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Возникновение проблемной ситуации
|
Учитель организует повторение опорных знаний. Предлагает входной тест. Погружает учащихся в их «незнание»Загадка: Висит – зеленеет, летит – желтеет, упадет – чернеет.
– Значит объектом нашего изучения будет лист. – Что вы уже знаете о листьях? (Составление кластера. Слайд 3) Приложение 1. – Дайте характеристику листьев растений Учащиеся дают характеристику листьев растений. Взаимопроверка |
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося | |
III. Постановка учебной задачи | Постановка проблемного вопросаЗадание №1.
– Как вы думаете, возможна ли жизнь без растений? – Почему? А задумались ли вы над смыслом данной пословицы «Где нет листьев, там нет и фруктов»? (Учащиеся отвечают на вопросы.) – Что нужно знать, прежде, чем уметь объяснять процесс образования органических веществ в листьях? (Как устроен лист.) – Какую тему мы с вами проходили на прошлом уроке? (Внешнее строение листа.) – Какое строении е листа мы не знаем? (Внутреннее строение листа.) Учитель: показывает 1-й слайд и говорит «Клеточное строение листа. Какой проблемный вопрос можно поставить?» (Ответ учащихся.) Учащиеся. Как проходит фотосинтез и какие особенности строения листа позволяют ему фотосинтезировать? Учитель. Какую цель ставите пред собой на уроке? Учащиеся. Изучить внутреннее строение листа. (Учащиеся обсуждают цели урока.) Цель. Изучить внутреннее строение листа. – Заполнение второй графы таблицы. (Индивидуально) Выявление причин затруднения Задание №2 Приложение 2. Заполнения таблицы Определите правильность суждения о клеточном строении листа (если согласны, ставьте – (+), если нет – (-) (Слайд 5) |
Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:– воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
– попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании |
|
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | Учитель организовывает фронтальную работу с текстом учебникаПредлагает выполнить задания в таблице
Учащиеся смотрят видеофрагмент «Внутреннее строение листа и его функции» Учащиеся отвечают на поставленные вопросы после просмотра видеофрагмента – Какие действия вы предпримете, чтобы не осталось нерешенных вопросов? (Работа с учебником) Смысловое чтение текста, поиск в парах ответа на нерешенные вопросы Внимательно изучите текст учебника стр. 80 – 82. Учитель задает вопросы, а учащиеся из учебника находят ответы на вопросы: – Почему они бесцветные и прозрачные? – Какую функцию они выполняют? – Посмотрите, оболочки клетки плотно прилегают друг к другу? – Какое это имеет значение для листка? – Как называются группы клеток, которые имеют одинаковое строение и выполняют одну и ту же функцию? (Тканью) – Какой тканью образованы клетки кожицы? (Покровной) – Среди бесцветных и прозрачных клеток кожицы увидели другие клетки? (Да) – Как они называются? (Устьичные клетки) – Найдите устьичные клетки. Чем устьичные клетки отличаются от других клеток кожицы листа? – Какое строение имеют устьица? Каково их количество на листьях разных растений? Учащиеся заполняют таблицу на стр. 81. Работа с таблицей «Количество устьиц у растений разных мест обитания» на стр.81, рис.63. Какое значение имеют устьица? Учащиеся исследуют жилки листовой пластинки (на натуральном объекте), работа с рис.62, стр.80 и выполняют задание на листе ученической тетради Формулируют вывод (строение клеток-соответствие функций). Задание. Подпишите структуры листа, обозначенные цифрами от 1 до 10.
|
Учитель организует целенаправленную познавательную деятельность учащихся, их тренировку в тех действиях, которые являются целью урока. Организует образовательные ситуации развивающего типа
Работа с учебником
|
|
Физкультминутка | Наблюдение за природой через окно(Фенологические изменения в природе) | Упражнения для снятия напряжения с глаз | |
V. Первичное закрепление | Учитель организует образовательные ситуации развивающего типа. Создает условия для самоконтроля, коррекции, и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся.Учащиеся выполняют задание в парах «Найди ошибки», отстаивают свою точку зрения. Приложение 3 | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | |
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Учитель напоминает условия проведения теста и о времени, отведенном на выполнение задания. Учащиеся выполняют тест по вариантам. Приложение 4Взаимопроверка.
|
Обобщить знания учащихся об особенностях клеточного строения листа, установить степень усвоения учащимися темы | |
VII. Рефлексия Научить школьников:
– соотносить полученный результат с поставленной целью; – оценивать результат своей деятельности |
Учитель проводит беседу по вопросам достигнуты ли цели, пригодятся ли им полученные знания, каким образом можно узнать непонятное и др.– Достигли ли вы цели урока? (Ответы учащихся.)
Самоанализ 1. Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке 2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «оказывается …» Самооценка И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: – Сегодня я узнал … – Я удивился … – Теперь я умею … – Я хотел бы … (Учащиеся участвуют в беседе.) Самооценка знаний я доволен своим результатом
мог бы и лучше.
надо повторить тему урока.
|
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества | |
VIII. Домашнее задание | Учитель обеспечивает самоопределение на домашнее задание. Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданиемУчащиеся сами формулируют домашнее задание (прочитать, повторить, ответить на вопросы и т.д.).
Для сильных учащихся подготовить дополнительный материал об одном растении, которая занесена в Красную книгу РТ Записывают домашнее задание по выбору: если итоговая оценка за урок «4» или «5» – то творческое задание; оценка «3» – проработать материал ещё раз |
Учащиеся сами формулируют домашнее задание (прочитать, повторить, ответить на вопросы и т.д.) |
Приложение 1.
Дайте характеристику листьев растений
(I вариант – бегония металлическая, II вариант – хлорофитум хохлатый) по следующему плану. (Слайд 4):
1. Название листа.
2. Простой или сложный лист.
3. Жилкование листа.
4. Листорасположение.
5. Двудольное или однодольное растение.
Цель. Изучить внутреннее строение листа.Задание №2. Определите правильность суждения о клеточном строении листа (если согласны, ставьте – (+), если нет – (-) (Слайд 5)
|
Приложение 2. Заполнения таблицы.
Приложение 3.
Задание: «Найди ошибки»
1. Клетки кожицы образованы механической тканью, они пропускают свет и выполняют защитную функцию.
2. Устьичные клетки выполняют защитную функцию.
3. Клетки мякоти листа состоят из сосудов и ситовидных трубок.
4. Клетки мякоти листа имеют зеленый цвет, так как в них содержится хлорофилл.
5. Межклетники заполнены воздухом.
6. Волокна, которые входят в состав жилок листа, выполняют проводящую функцию.
Приложение 4.Задание. Выполни тест «Клеточное строение листа»
Вариант 1 1. К какому типу тканей относится кожица листа? А) покровная ткань; Б) проводящая ткань; В) механическая ткань. 2. Какую функцию выполняют устьица листа? А) проведение жидкостей; Б) газообмен; В) опора. 3. Чем отличается губчатая ткань от столбчатой? А) расположением клеток; Б) цветом клеток. 4. Какие клетки листа пропускают свет? А) сосуды; Б) ситовидные клетки; В) клетки кожицы. 5. В каких клетках находятся хлоропласты? А) в клетках кожицы; Б) в межклетниках; В) в клетках мякоти листа. Вариант 2 1. Где расположены клетки устьиц? А) в межклетниках; Б) в клетках мякоти; В) в клетках кожицы. 2. Чем отличается губчатая ткань от столбчатой? А) расположением клеток; Б) цветом клеток. 3. В каких клетках находятся хлоропласты? А) в клетках кожицы; Б) в межклетниках; В) в клетках мякоти листа. 4. К какому типу тканей относится кожица листа? А) покровная ткань; Б) проводящая ткань; В) механическая ткань. 5. Какую функцию выполняют устьица листа? А) проведение жидкостей; Б) газообмен; |
Выставляют отметки
5 правильных ответов – «5»;
4 правильных ответа – «4», три правильных ответа – «3»;
менее 3-х правильных ответов – «2».