Предпрофильная подготовка как ресурс успешной постинтернатной адаптации

№ 117

Ильсияр БАХУСОВА,

заместитель директора республиканской специальной общеобразовательной школы им.Н.А.Галлямова

Легко дорогам расстилаться

По свету вдоль и поперек!

Легко ли нам не растеряться

На перекрестке всех дорог?

О.Фокина

Воспитанниками государственного казенного специального учебно-воспитательного общеобразовательного учреждения  для обучающихся с девиантным поведением закрытого типа «Республиканская специальная общеобразовательная школа им.Н.А.Галлямова» являются несовершеннолетние от 11 до 18 лет, совершившие общественно-опасные деяния, но не достигшие возраста уголовной ответственности.

Согласно статьи 15  ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в спецучреждение направляются подростки, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального  педагогического подхода.

Антон Семенович Макаренко в лекции о воспитании детей писал, что «воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать… перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения». В этом вот уже 17 лет убеждаются педагоги школы, которые проживают вместе со своими воспитанниками все сложности и трудности их жизни, преодолевают барьеры и учатся слушать и слышать друг друга.

Не один из подростков не родился с клеймом преступника. Социум, семья, жизненные обстоятельства, безразличие окружающих, отсутствие поддержки близких – все это в совокупности повлияло на характер ребят, понимание ими мира отношений между людьми, изменило их ценностные ориентации.

Работа с подростком начинается с выявления накопившихся социально-бытовых проблем, искренней заинтересованности педагогов в изменении вектора направленности личности воспитанника. И в этот момент очень важно оказать детям адресную помощь, создать условия для изменения жизненной ситуации подростка на основе развития их личностных и социальных ресурсов.  В подростковом возрасте очень важно расставить приоритеты и выработать путь к успеху через приобретение трудовых навыков. В процессе труда ребята не только осваивают определенные методы и приемы работы, получают специальные теоретические знания, развивают свои профессиональные компетенции, творческие способности, учатся быть самостоятельными, но и «открывают» себя в различных видах внеурочной деятельности

Для решения этих задач в спецшколе имени Н.А.Галлямова реализуется проект «Из подмастерья в мастеровые», одобренный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

Основной целью проекта является разработка и апробация технологий позиционного самоопределения несовершеннолетних посредством создания  образовательно-реабилитационного пространства, способствующего самоопределению учащегося, через организацию курсов по выбору, информационную работу, профильную ориентацию, через создание культурно‑образовательных и социально-трудовых инициативных сред.

Задачами Проекта являются

1. Создать прецеденты эффективно работающего и деятельного социума, представленного в виде кооперации различных профессиональных и общественных групп

2. Разработать программы предпрофессиональной социализации воспитанника РСОШ, которая определяла вектор  социального становления личности на завершающем этапе школьного обучения, в процессе которого человек осваивает и воспроизводит социальный опыт профессионального самоопределения, трудовой деятельности, профессиональной подготовки, с одной стороны, и регулирует процесс самообразования, самоизменения и профессионального роста с другой.

3. Изучить склонности и профессиональные предпочтения воспитанников для актуализации ресурсов личности.

4. Ознакомить  и помочь приобрести опыт по разным типам профессий, который может стать основой профессионального самоопределения

Для спецшколы закрытого типа предпрофессиональная подготовка имеет особую актуальность. Постинтернатное сопровождение выпускников РСОШ показало, что около 60 %  ребят выбирают колледжи по специальности повар, штукатур-маляр, 10% — столяры, 5% — тренеры, выявилась часть выпускников, которые бросали колледжи, в том числе по причине нежелания в дальнейшем работать по специальности, на которую поступали. Учебно-познавательная деятельность в  рамках предпрофессиональной социализации предполагает постановку перед учащимся проблемы выбора профессии, обзор возможных вариантов выбора, постоянную мотивацию к труду и самоопределению. В результате учащийся к концу своего обучения должен сделать осознанный выбор профессиональной сферы и быть готовым к дальнейшему самосовершенствованию.

Анализ вышеуказанных фактов показывает, что в рамках нашего образовательного учреждения необходимо проводить предпрофильную подготовку с учетом возможностей воспитанника, учебных заведений, по месту жительства и возможностей семьи, в которую будет возвращаться подросток.

Основная идея проекта: разработать и апробировать программу предпрофильной подготовки через  обеспечение трудовой адаптации:

  • развитие первичных трудовых навыков;
  • развитие склонностей и интересов ребенка;
  • переход от самооценки к самопознанию;
  • развитие способностей, умений и навыков;
  • формирование новых видов мышления;
  • обеспечение профессионального самоопределения подростка.

Данное направление деятельности школы является принципиально важным, так как не все воспитанники обладают способностями к базовому образованию. Выход в другие области деятельности, их успех в конечном итоге положительно сказывается и на результатах общего образования, так как начинает заполняться «вакуум мотивации», а главное – поможет в самореализации и профессиональном выборе после выпуска из школы. Таким образом, будет решена главная задача реабилитации – успешная постинтернатная адаптация.

Для реализации проекта выбраны 6 профессий: повар, столяр-плотник, штукатур-маляр, парикмахер, тренер по хоккею, дизайнер. При выборе предпрофильных направлений приоритет был отдан этим профессиям из-за  их прикладного характера. Если они не станут в будущем  работать по изученным специальностям, то полученные знания и навыки  всегда пригодятся им в быту.

Важным элементом программы, мы считаем привлечение наших же выпускников к этой работе: бывший наш выпускник окончил педагогический колледж и работает у нас, а другие работая по специальностям, полученным в школе у нас с ребятами проводят мастер-классы.

Грант позволил нам закупить оборудование для мастерских. Все участники целевой группы проекта получат не только теоретические знания, но и получат практические навыки на новом и уже имеющемся оборудовании по выбранной специальности. Не маловажен и тот факт, что полученное оборудование позволит раскрыть таланты и самореализоваться нашим будущим воспитанникам после окончания проекта.

Студентов колледжа старших курсов парикмахерского искусства, дизайна, поваров,   можно приглашать также на проведение мастер классов. Планируем на этом этапе внедрить наставничество студент-воспитанник. Организованы посещение предприятий и учреждений, колледжей по указанным специальностям, проведены встречи с сотрудниками центра занятости.

Педагоги-психологи и социальные педагоги организовали сопровождение этого проекта, реализуя программы «Навигатор по профессиям», «Изучение себя для личностной профориентации», «Медиаторство как средство позитивной коммуникации в социуме». Данные программы позволяют детям понять и правильно ориентировать и позиционировать себя в полипрофессиональном пространстве – хочу, могу, надо, — а также развивают навыки успешной социализации в новой среде. Это важно не только для выпускников спецучреждения, но и для всех ребят, стоящих перед выбором «Кем быть?».

2019 год объявлен нашим президентом Р.Н.Миннихановым годом рабочих профессий, а в Казани в этом году будет проходить 45-й международный  чемпионат WorldSkills по профессиональному мастерству. Шагая в ногу со временем,по окончанию проекта в мае 2019 года будет проведена защита проектов по выбору участников проекта,  конкурс по типу WorldSkills между студентами  1-2 курсов колледжей смежных специальностей и воспитанниками РСОШ.

Таким образом, сотрудничество с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках проекта «Из подмастерья в мастеровые» помогло нашему учреждению активизировать работу по профессиональной ориентации и стимулировать поиск новых приемов и методов предпрофильной подготовки, что является, на наш взгляд, серьезной основой для успешной постинтернатной адаптации и профилактики повторных правонарушений.