Повторение по теме «Имя существительное»

№ 116

(Урок русского языка для VI класса)

Алсу МАРДАНОВА,

учитель русского языка Среднекирменской средней школы Мамадышского района.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний

Задачи урока:

-закрепить и обобщить  сведения об имени существительном;

-расширить знания учащихся об имени существительном;

-воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка;

 Планируемые результаты:

Личностные:

-осознавать роль языка  и речи в жизни людей;

-воспитывать положительную мотивацию  к учению;

-развивать готовность и способность к  саморазвитию и самообучению;

Предметные:

-научиться отличать имя существительное от других  частей речи;

-находить   имена существительные  в тексте, определять его морфологические признаки  и синтаксическую роль;

-наблюдать роль имен существительных в тексте, использовать их в связной  речи, строить связные высказывания;

Метапредметные:

-навыки  целеполагания и самоконтроля;

-навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение осуществлять поиск необходимой  информации в различных источниках для решения учебных задач;

-умение сравнивать и классифицировать;

-умение строить устное высказывание, высказывать свои  предположения, способность к самооценке;

-умение планировать свою учебную работу;

Ресурсы урока: оценочный лист, карточки с заданиями, карта путешествия.

Учебно-методический материал:Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. -Москва «Русское слово»,2015. Поурочные разработки по русскому языку 6 класс. Н.В. Егорова. М. Вако,2018 г.

Материально-техническое оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация.

 

Ход урока

 1.Этап мотивации

Учитель: Добрый   день, ребята!

Прочитайте эпиграф и скажите, как вы его понимаете.

Эпиграф к уроку: (слова древнеримского политика, философа, оратора Марка Туллия Цицерона записаны на доске)

«Ошибаться может каждый, оставаться же при своей ошибке — только безумный»

Надо исправлять ошибки, чтобы не допускать их в следующий раз.

          2.Формулирование темы и цели урока

Учитель: Ребята, прочитайте это слово, что оно означает? Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие  в КОРОЛЕВСТВО  «Имени существительного».  Нам предстоит повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и орфограммы, которые изучали по теме « Имя существительное». Путешествие – дело довольно трудное. Прежде чем в него отправиться, что вам  нужно собрать? Конечно, РЮКЗАК.(в виртуальном мире). В нем будет   маршрутный и  оценочный лист (на каждой парте, на доске). Я думаю, это нам по плечу. В добрый путь!

Учитель: Каждое выполненное задание вы будете оценивать сами по «пятибалльной системе», а в конце урока конечный результат баллов разделите на количество заданий,получите оценку за ваш труд, за ваши знания  путем математического округления(в оценочных листах).

 Учитель: Прежде чем отправиться в путешествие мы  должны проверить, насколько мы готовы к нему, с каким багажом знаний мы отправимся  в путешествие.

Маршрут путешествия:

 1. Начало путешествия.  Домашнее задание.

  2. Долина постоянных признаков

 3 Домик «Разносклоняемые имена существительные»

4 Несклоняемые  имена существительные.

5. Синтаксическая поляна

6 .Пещера суффиксов и окончаний.

1.Проверка домашнего задания (выполнение тестовых заданий)

Вариант 1

 А1. У какого (какой) писателя (писательницы) не склоняются и имя, и фамилия?

1) Астрид Линдrрен
2) Ханс Кристиан Андерсен
3) Рей Брэдбери
4) Марк Твен

А2. В каком ряду одно из существительных не относится к об­щему роду?

1) непоседа, юноша
2) сирота, забияка
3) невежда, разиня
4) плакса, неряха

А3. В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду?

1) метро, кольраби
2) стремя, плато
3) кофе, фойе
4) фрау, Баку

B1. Из данного предложения выпишите существительное (существительные) общего рода.

А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, ста­рый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани!»

Вариант 2

А1. У какого писателя склоняются и имя, и фамилия?

1) Владимир Короленко
2) Жюль Верн
3) Александр Дюма
4) Даниэль Дефо

А2. В каком ряду одно из существительных не относится к об­щему роду?

1) дедушка, грязнуля
2) кривляка, молодчина
3) неженка, гуляка
4) выскочка, невежа

А3. В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду?

1) авеню, кашне
2) пенальти, кино
3) Сочи, тире
4) интервью, пианино

B1. Из данного предложения выпишите существительное (существительные) общего рода.

Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, наше-то совсем раскололось».

Учитель: Ребята, при выполнении домашнего задания какие знания вам понадобились? Что было сложно?

Были затруднения при определении несклоняемых существительных.

Учитель: Сверьте выполненные задания   с эталоном.

 

                                 Эталон поверки:
Вариант 1
А1-1
А2-1
А3-2
В1. невежа
Вариант 2
А1-2
А2-1
А3-4
В1. дурачина, простофиля

  Оценивание:

 Учитель: в оценочных листах поставьте баллы(за каждый  правильный ответ 1 балл).ПРИЛОЖЕНИЕ 1(пункт2)

                                3 Актуализация знаний учащихся

Учитель: Ребята, чтобы попасть в Королевства , вам необходимо будет преодолеть препятствия на своём пути. Все готовы к испытаниям? Впереди ДОЛИНА ПОСТОЯННЫХ ПРИЗНАКОВ. На ваших столах лежат задания.НА ЭТО ДАЕТСЯ  5 МИНУТ.

  1. Перечислите постоянные морфологические признаки имени  существительного.
  2. Разделите слова лес, гора, озеро и Обь, Новосибирск, Петровка, на 2 группы :по какому признаку вы их -разделите?-
  3.  Как одним словом или каким словом можно назвать эти существительные?  пюре, метро, меню, мадам, такси,леди,
  4. Назовите основные  признаки  сущ.общего рода. Почему они называются существительными общего рода?

5.Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных вы узнали в 6 классе? ( разносклоняемые и несклоняемые).

     ЭТАЛОН ПРОВЕРКИ:

 1.Собственные и нарицательные, одушевленность  и неодушевленность, род, склонение.

2.Слова гора, озеро, лес — нарицательные, Объ, Новосибирск, Петровка — собственные,

3.Несклоняемые имена существительные.

4.Окончание – а,часто  отрицательно характеризуют человека, пишутся с НЕ слитно,  используются в разговорной речи,слова,характеризующиепрофессию,род деятельности (учитель, врач,профессор) не являются словами общего рода.

 5.У имен существительных три склонения. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

 УЧИТЕЛЬ : Сколько заданий выполнили правильно, столько и баллов  у вас будет.

ОЦЕНИВАНИЕ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1(пункт2) 5 заданий- 5 б,4 задания-4б, 3 задания-3б,2 задания- 2б,1задание-1б.

Учитель:  впереди мы видим жителей прибрежного домика «РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ». Они просят нас о помощи: после урагана они потеряли свою семью — окончания и суффиксы – помогите им найти друг друга, для этого запишите слова, данные в скобках, в нужном падеже.
— Работайте  в тетрадях

Сколько (время), дорожить (время).

Полковым (знамя), под (бремя) усталости.

 В горячем (пламя), крупные (семя).
Назвать по (имя), идти по (путь).

 Ярким ( пламя), стоял у (знамя)

  Учитель: Ребята,  все выполнили задание? Какие  знания вам понадобились? Какие затруднения были?

 Разносклоняемые имена существительные  в родительном, дательном, предложном  имеют окончание _И, как сущ  3-го склонения,, а в творительном падеже ед.числа имеют окончание ЕМ, как сущ.2-го склонения.

     ЭТАЛОН ПРОВЕРКИ:

 Сколько времени,дорожить временем

Полковым знаменем,под бременем усталости

В горячем пламени,крупные семена,

Назвать по имени,идти по пути

Ярким пламенем,стоял у знамени.

          ОЦЕНКА:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1(пункт 3) 0-1 ошибка -5б,2-3 ошибки -4,4 ошибки-3 б,5-6 ошибок- 2 б.

Спасибо, вы очень помогли жителям этой деревни. Вы, наверное, устали. Я предлагаю вам  отдохнуть и поиграть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Физминутка (дидактическая игра)
— Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду диктовать слова 1, 2 и 3 склонения. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны хлопнуть в ладоши, 2 склонение присесть, положив руки на пояс, и если вы услышите существительное 3 склонения, то топните ногой негромко.
-Вы готовы? Тогда начнём.
Ракета, самолёт, небо, звезда, планета, космонавт, невесомость, пыль, экипаж, Земля, метеорит.

4 Организация  познавательной  деятельности

Учитель: Ну, что ж, ребята, двигаемся дальше . В  бутылке , выброшенной волнами на берег, мы находим записку. Скорее всего, это маршрут каких-нибудь путешественников. Куда же они направлялись?

—  Ребята , продолжим наше путешествие. А сейчас вам нужно перебраться через речку  , но мост разрушен. Восстановить его вы сможете, выполнив   следующее задание .Определите род несклоняемых существительных.

  Задание:

1) Густонаселен…… Сан-Франциско

2) огромн………  Гоби

3) полноводн….. Конго,

4) солнечный …Тбилиси,

ЭТАЛОН ПРОВЕРКИ:

1) Густонаселенный Сан-Франциско

2) огромная  Гоби

3) полноводная  Конго,

4) солнечный  Тбилиси,

5) глубокое  Онтарио

   ОЦЕНИВАНИЕ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1(пункт 4) 0 ошибок -5б,1ошибка – 4 б,2-3 ошибки-3б, 4 ошибки-2 б, 5 ошибок-0 б.

 Учитель:  Ребята, каков наш следующий маршрут  ?

 Мы попали на Синтаксическую поляну

Синтаксическая роль существительных.

  • Труд кормит, а лень портит.
  •  На лесной вырубке пахнет медом  от цветов.
  • Сердце сердцу весть подает.
  • Ехал прямо, да попал в яму.
  • Птички солнышка ждут, птички песни поют

ЭТАЛОН ПРОВЕРКИ:

  • Труд кормит, а лень портит(подл).
  •  На лесной вырубке пахнет медом  от цветов.(обстоят,допол, допол.)
  • Сердце сердцу весть подает.(допол)
  • Ехал прямо, да попал в яму.(обст)
  • Птички солнышка ждут, птички песни поют(подл, допол.)

 Проверьте  по эталону. См.приложение 1 (пункт 5).Оценивание:

0-1 ошибка-5б,   2- ошибки-4б, 3 ошибки- 4 ошибки-2б ,5 ошибок-1б

Учитель :Ребята,приближаемся к пещере суффиксов

Пещера  суффиксов и окончаний. Допишите окончания  существительных, обозначьте в них суффиксы и окончания, определите их род в начальной форме.

УЧИТЕЛЬ: по одному заходить  в пещеру страшно ,поэтому будем работать в паре,но будем помогать друг другу 

Допишите окончания  существительных ,обозначьте в них суффиксы и окончания, определите их род в начальной форме.

Донышк..,перышк..,волчищ…,волчишк…,пятнышк…,городишк…,

гнездышк..,деревушк….,дядюшк…,пальтишк….,паучишк…,полюшк…,

соловушк…,суденышк…,котищ…,носищ…,силищ….

ЭТАЛОН ПРОВЕРКИ  и ОЦЕНИВАНИЕ:

Донышк.О.,перышкО.,волчищЕ…,волчишкО…,пятнышкО…,городишкО

гнездышкО,деревушкО….,дядюшкА…,пальтишкО….,паучишкО,…,полюшкО…,

соловушкА…,суденышкО…,котищЕ…,носищЕ…,силищЕ….

Учитель: Ребята,какие затруднения у Вас были при выполнении задания,какое правило забыли,найдите по учебнику(183-184стр). Давайте поможем друг другу, исправим свои  ошибки (ВЗАИМОПОМОЩЬ, ВЗАИМОВЫРУЧКА)

                              5. Этап рефлексии

Учитель: Ребята, наше путешествие приближается к концу. Итак, подведем итоги. НАМ  необходимо возвращаться домой, где вас ждут гости с необычными отметками.  Во время путешествия, что мы повторили?

Я  предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберите начало фразы и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

                  Проведем рефлексию

было интересно…

было трудно…

я теперь могу…

 мне захотелось

Мои знания пригодятся…

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 Работа  по тексту: (выполните только задания:4,7)

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
В.1.

1)Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?
2)Прежде всего, хозяин должен быть приветливым. 3)Радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.
4)Надо заранее подумать о том, чем угостить своих друзей. 5)Почти у каждого в доме найдётся чай, кофе или сок. 6)Очень важно также предложитьгостямразвлечения. 7)Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы принять их хорошо.
8)Надо быть тактичным. 9)Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не начинать разговоров на неприятную для него тему.
10)Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям плохого настроения или недовольства чем-нибудь. 11)Гостеприимство вовсе небремя, апрекрасное времяпровождение. 12)Очень важно, чтобы гость не счёл вас невежей, а ушёл в хорошем настроении. 13)В следующий раз он обязательно вернётся.

 

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему и основную мысль текста.

Тема

Основная мысль

3. Найдите в тексте ответ на вопрос: что значит быть тактичным?

4. Найдите в тексте и выпишите несклоняемое существительное. Укажите его род.

5. Выпишите из текста разносклоняемое существительное. Запишите его в форме П.п.

6. Выпишите из текста по одному слову с приставками пре- и при-. Объясните орфограмму.

7. Выпишите из текста существительное общего рода

Составьте предложение с этим существительным в ж.р.

7. Выполните морфемный разбор слов приветливым, разговоров, выглядеть.

8. Укажите номер сложноподчинённого предложения в 5-ом абзаце.

9. Выполните морфологический разбор существительных (в) доме, (на) тему

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
В.2

1)Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?
2)Прежде всего, хозяин должен быть приветливым. 3)Радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.
4)Надо заранее подумать о том, чем угостить своих друзей. 5)Почти у каждого в доме найдётся чай, кофе или сок. 6)Очень важно также предложитьгостямразвлечения. 7)Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы принять их хорошо.
8)Надо быть тактичным. 9)Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не начинать разговоров на неприятную для него тему.
10)Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям плохого настроения или недовольства чем-нибудь. 11)Гостеприимство вовсе небремя, апрекрасное времяпровождение. 12)Очень важно, чтобы гость не счёл вас невежей, а ушёл в хорошем настроении. 13)В следующий раз он обязательно вернётся.

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему и основную мысль текста.

Тема

Основная мысль

3. Найдите в тексте ответ на вопрос: что значит быть тактичным?

4. Найдите в тексте и выпишите несклоняемое существительное. Укажите его род.

5. Выпишите из текста разносклоняемое существительное. Запишите его в форме Д.п.

6. Выпишите из текста по одному слову с приставками пре- и при-. Объясните орфограмму.

7. Выпишите из текста существительное общего рода

Составьте предложение с этим существительным в м.р.

7. Выполните морфемный разбор слов вежливым, промахов, вернётся

8. Укажите номер сложноподчинённого предложения в 5-ом абзаце.

9. Выполните морфологический разбор существительных (в) настроении, гостям

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ .Выставление оценок за урок.

 Испытание Количество баллов
Домашнее задание  
Долина постоянных признаков  
Разносклоняемые существительные  
Несклоняемые имена существительные  
Синтаксическая поляна  
Пещера суффиксов  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1(по пунктам)

ОЦЕНИВАНИЕ:

1.1 ЗАДАНИЕ (домашнее задание)

В оценочных листах поставьте баллы (за каждый  правильный ответ 1 балл).

2.2 ЗАДАНИЕ

Сколько заданий выполнили правильно, столько и баллов  у вас будет.

5 заданий- 5 б,4 задания-4б, 3 задания-3б,2 задания- 2б,1задание-1б.

3.3 ЗАДАНИЕ

0-1 ошибка -5б,2-3 ошибки -4,4 ошибки-3 б,5-6 ошибок- 2 б,7-8 ошибок -1б,9-10 ошибок-0 б.

4.4 ЗАДАНИЕ

0 ошибок -5б,1ошибка – 4 б,2-3 ошибки-3б, 4 ошибки-2 б, 5 ошибок-0 б.

5.5 ЗАДАНИЕ.

0-1 ошибка-5б,   2- ошибки-4б, 3 ошибки- 4 ошибки-2б ,5 ошибок-1б

Учитель: Ребята, мы с вами должны оценивать свои знания  за урок.

Перевод баллов в школьную отметку: каждое выполненное задание вы оценили по «пятибалльной системе», а сейчас конечный  результат баллов разделите на количество выполненных заданий, получите оценку за ваш труд, за ваши знания путем математического округления.

За первое задание 3б, за второе задание  4б, за 3 задание  3б, за 4 задание 4б, за 5 задание  2б. Всего: 16 баллов. 16: на 5 заданий =3,2. Вы получите оценку путем математического округления: оценка 3.