Формирование компетенций учителя в области достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся

№ 112

Анна РЯБОВА,

старший преподаватель кафедры математического и естественно-научного образования ИРО РТ

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в т. ч. способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ. Освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) – системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. А процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информационных технологий – это и есть процесс информатизации образования.

На протяжении последних лет в Республике Татарстан огромное внимание уделяется проблеме повышения уровня оснащения учебных заведений современной мультимедийной техникой.

Если раньше (2008 г.) на один компьютер приходилось 26 учащихся, то сейчас этот показатель снизился до 2 – 3 человек. По этому показателю наша республика – в числе российских регионов с высоким уровнем информатизации образования. В республике произошел качественный рывок, сделано очень многое. Сегодня в рамках системы «Электронное образование Республики Татарстан» (https://edu.tatar.ru) создается единое электронное информационное пространство, объединяющее учителей, учеников и их родителей. В свою очередь, ученики получают возможность углубить свои знания через виртуальные факультативы. На сегодняшний день в системе зарегистрировано более 100 тыс. пользователей. Это директора, учителя и школьники из  школ РТ, а также их родители. В это число входят и около 15 тысяч преподавателей из 375 школ республики, которые в рамках проекта «Компьютер – учителю» получили ноутбуки. Уже сегодня все участники системы «Электронное образование» могут обмениваться электронными сообщениями в почтовой системе, созданной при поддержке компании Mail.ru, размещать свои достижения в разделе «Портфолио», пользоваться цифровыми образовательными ресурсами и оставлять к ним комментарии, узнавать новости школьной жизни республиканского и местного масштаба, участвовать в тематических сообществах и конкурсах, проводимых в режиме On-Line.

На сегодняшний день все школы РТ имеют доступ в Интернет по оптоволоконным линиям связи. Создана система контентной фильтрации, сформирован школьный пакет свободного программного обеспечения, наконец, по практически всем предметным областям школьной программы созданы современные электронно-образовательные ресурсы и учебно-методические материалы, которые находятся в свободном доступе.

Среди основных задач информатизации образовательной системы РТ можно выделить следующие:

– использование портала «Электронное образование в Республике Татарстан» как единого образовательного пространства для общего, среднего и высшего профессионального образования;

– оснащение учебных заведений современной мультимедийной техникой и программным обеспечением;

– развитие дистанционного образования и цифровых образовательных ресурсов;

– создание и совершенствование систем автоматизации управления учебными заведениями;

– подготовка и переподготовка педагогических кадров по использованию ИКТ в образовании.

В связи с созданием в республике единой информационной образовательной среды актуальной также становится проблема организации подготовки и переподготовки педагогических кадров по использованию  информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время все согласны с тем, что учителя должны принимать самое активное участие в составлении обучающих программ. Это бесспорно, но нельзя признать верным мнение, будто учитель или группа энтузиастов смогут создать достаточно эффективные учебные материалы. Можно не сомневаться в том, что они создадут, например, программы направленные на усвоение некоторой темы или на выполнение лабораторной работы. Здесь требуется иной подход в разработке обучающих программ, обеспечивающий достижение многих, в т. ч. и отдаленных целей, предусматривающих построение модели учащегося и т.д. Поэтому на вопрос, может ли учитель самостоятельно создать программу компьютерного обучения для целого учебного курса, следует ответить так – может, если он является одновременно крупным специалистом соответствующей области знаний, психологом, методистом, программистом. Если он к тому же владеет мастерством редактора, художника и может работать не мене N часов в сутки. Только коллектив, куда входят специалисты указанных профилей, может взять на себя решение такой задачи, создать полноценные обучающие программы для школьников. Чтобы эффективно использовать компьютер в учебном процессе, учитель должен приобрести многие знания и умения. Если речь идет о всеобщей компьютерной грамотности, то ею должны овладеть все учителя. Кроме того, те учителя, которые будут использовать компьютер в обучении, должны получить более основательную подготовку в этой области.

На базе нашего Института развития образования РТ реализуется дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Применение ИКТ в образовании» и ежегодно по этой программе проходят обучение около 1,5 тыс. педагогов республики.

Целью дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Применение ИКТ в образовании» является обновление и развитие профессиональных компетенций работников образования в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности. Достижению этой цели подчинено решение следующих задач:

– формирование представлений о современных тенденциях в области применения ИКТ в образовании;

– обогащение знаний, умений и навыков, связанных с организацией образовательного  процесса посредством широкого использования  ИКТ;

– ознакомление с инновационными практиками применения ИКТ в образовательном процессе.

Слушатели приходят на курсы с высокой степенью мотивации, желанием узнать что-то новое, преодолеть боязнь к компьютерной технике, повысить свой уровень, закрепить полученные умения и навыки. Наибольший интерес вызвало использование технологий MS Office: создание презентаций для урока, построение диаграмм, работа в сети Интернет.

В выпускную работу слушатели стремятся включать свои личные разработки уроков, наиболее яркие сценарии мероприятий, делятся своим опытом по теме самообразования. Основными факторами, влияющими на результат обучения слушателей, является уровень информационной подготовки, личностные характеристики и наличие мотивации к обучению. Курсы повышения квалификации в области информационных технологий дали учителям мощный толчок для активного использования ИКТ на уроках и во внеклассной работе.

По мнению учителей, использование ИКТ на уроках повышает у учеников мотивацию к обучению, способствует внедрению современных педагогических технологий,  прививает ученикам навыки самообразования.

Еще десять лет назад, осваивая компьютер, как начинающие пользователи, учителя изучали такие компьютерные технологии как Windows, AltLinux, Microsoft Office. Подробно на курсах повышения квалификации мы рассматривали компьютерные технологии создания учебно-методических материалов для образовательного процесса – это: Microsoft Word, PowerPoint, Publisher, Excel и Access. Особое внимание уделялось созданию презентации. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала – это наиболее эффективная форма представления учебного материала. В них включены различные наглядные средства: фотографии, рисунки статические и динамические, лежащие в одной плоскости и в трехмерном пространстве, анимация и видеоролики, графические элементы. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся. Уроки становятся более интересными и наглядными, со стороны учащихся повышается уровень активной и осмысленной работы. Технология Microsoft Publisher также активно используется педагогами в своей работе для создания буклетов, веб-страниц, учебных пособий.  Работа в Publisher отличается нестандартностью представления материала, что повышает уровень мотивации к изучению темы, дает возможность реализовать свои творческие способности, позволяет совершенствовать навыки работы с информацией: свернуть, развернуть информацию, представить ее в виде таблице, схемы, графиках.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны.

Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. Для промежуточного и итогового контроля, а также для подготовки к ЕГЭ по предметам, на курсах повышения квалификации мы знакомим учителей с компьютерными тестирующими программами-оболочками, например, HyperTest и MyTest (http://mytest.klyaksa.net/), что позволяет создавать тестовые задания с выбором одного или несколько вариантов ответа, заданий на соответствие и др. По окончании теста выдается результат (причем результаты отображаются как на экране, так и сохраняются в файл), анализируя допущенные ошибки, можно сразу же определить пробелы в познаниях конкретного ученика, принять корректирующие меры.

Особое внимание при обучении педагогов уделяется методике использования сетевых (Web) технологий, начиная с изучения принципов работы локальной, глобальной сети, программ-браузеров  до  различных технологий создания сайта: от применения конструктора сайтов,  электронных дистанционных курсов, портфолио, методических разработок Конструктор e-Publish (http://www.edusite.ru) до HTML и Java.

Но для разработки учителями авторских учебно-методических комплектов, интерактивных уроков, для реализации проектов учеников,  нужны более мощные программы, позволяющие работать с графикой, видео, программировать задачи, резать звуковые файлы. Поэтому в курсовую подготовку педагогов мы включили  изучение таких компьютерных программных пакетов как:

ü    CamtasiaStudio – эта программа-утилита, которая позволяет записывать  изображения с экрана в аудио-видео файл, делать учебные демонстрационные ролики, с помощью этой программы учителя разрабатывают интерактивные уроки, учебные пособия;

ü     Easy Gif Animator – программа используется для создания и редактирования анимированных файлов, с использованием спецэффектов, что делает  презентации более яркими и наглядными;

ü    AutoPlay Media Studio позволяет сделать интерфейс УМК более дружественным и красивым, этот пакет для быстрого и качественного создания AutoRun-меню, которое появляется автоматически после вставки диска с разработкой, что очень важно для конкурсных работ. У данного пакета огромное количество различных возможностей. Эта программа создает все необходимые файлы для автозапуска и его графическую оболочку;

ü    Macromedia Flash MX – инструмент для создания анимаций. Для того чтобы использовать интерактивную доску не просто как экран, стенд, а сделать компьютерные уроки более интерактивными, мы ввели в программу повышения квалификации изучение мультимедийной платформы Macromedia Flash компании Adobe для создания веб-приложений, мультимедийных презентаций, пособий, интерактивных уроков и тестов.

Многим учителям стало мало готовых программ-оболочек, вот таких «продвинутых» учителей мы обучаем программированию, со школьного курса Pascal, мы перешли на более современный уровень программирования – объектное программирование в Delphi. В этой объектно-ориентированной среде учителя совместно с учениками создают интересные компьютерные проекты по математике, генетике, по экологии и др. у них получаются профессиональные обучающие, контролирующие программы, виртуальные лаборатории.

Проектами учителей с курсов повышения квалификации пользуются педагоги не только нашей республики, но и других регионов России. Деятельность, направленная на учителя, выражается в распространении опыта использования ИКТ, самообразовании. Успешное участие педагогов республики во Всероссийском творческом конкурсе учителей «Код свободы» (1 победитель, 27 призеров), на котором были представлены электронные учебно-методические пособия по разным предметным областям, позволило им войти в сообщество учителей Российской Федерации, имеющих опыт использования пакета свободного программного обеспечения в образовательном процессе (http://freeschool.altlinux.ru). Бурнашева А.В., учитель информатики Советского района г. Казани стала победителем Российского конкурса «Код своды», ее электронный учебник по базам данных, разработанный в Linux,  признан лучшим проектом конкурса.

С 2002 года ежегодно в республике проводится открытый конкурс для работников образования «Использование новых информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности» (http://mon.tatarstan.ru/), где учителя демонстрируют свои лучшие учебно-методические разработки с использованием современных компьютерных технологий в следующих номинациях: лучшее учебное пособие для обучения детей с ограниченными физическими возможностями; дополнительного образования учащихся, для изучения технологических процессов, для предметов естественно-научного цикла, для изучения татарского языка, языков народов России и иностранных языков, для начальной школы и дошкольного обучения,  по математике и информатике, по предметам гуманитарного цикла, а также лучший учебно-методический Web-сайт учителя.

Более 16 лет  проводится ежегодный республиканский конкурс «Юный программист». Это конкурс для учащихся II – XI классов. Ребята привозят на конкурс свои лучшие компьютерные разработки по таким интересным направлениям как программирование, презентации, компьютерное искусство и сайты. Ученики, победившие в этом конкурсе, получают льготы при поступлении в вузы г. Казани, а также бесплатные путевки в компьютерный лагерь «Байтик» (http://baytik-kazan.ru/).

Возможно, кто-то скажет, что говорить об информатизации обучения, имея современный компьютерный кабинет и довольно большой материал медиатеки, легко. Возможно, легко, но в тоже время и ответственно. С чего начать учителю-предметнику? С формирования банка данных по своему предмету, в который могут войти такие разделы, как программы по предмету, список учащихся, тематическое планирование, мониторинг успеваемости, работа с родителями, внеклассная работа, передовой педагогический опыт, открытые уроки и многое другое. Благодаря банку данных можно легко подготовить отчет по учебно-воспитательной работе, обобщить опыт работы.

Процесс развития ИОС в школе невозможен без учителя информатики, его помощи учителям предметникам, без изучения предмета информатики и ИКТ.  С целью обеспечения правильной организации изучения курса информатики и ИКТ в общеобразовательной школе и эффективной оценки качества подготовки выпускников по этой учебной дисциплине Минобразованием РФ разработан комплект нормативных документов и документов рекомендательного характера (примерные программы, требования к уровню подготовки выпускников, примерные экзаменационные билеты, образцы итоговых заданий, рекомендации по использованию учебников, учебных пособий, авторских разработок и пр.)

Стандарт общего образования предполагает создание в каждой школе современной информационно-образовательной среды, которая невозможна без:

1) соответствующего технического обеспечения (компьютеры, оргтехника, ЛВС и прочее оборудование);

2) интеллектуального сопровождения (наличие электронных (цифровых) образовательных ресурсов);

3) соответствующих педагогических технологий, которые обеспечивают обучение в этой среде с получением конкретных результатов.

Все ли школы способны обеспечить качество перечисленных составляющих? Все ли учителя решают свои профессиональные задачи с помощью ИКТ?

Основным оборудованием учебного кабинета является компьютерное оборудование, которое может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Mac OS, Linux). Возможна также реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование участков беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Могут использоваться как настольные компьютеры, так и компьютеры типа «ноутбук» и карманные. Технические характеристики, приведенные в требованиях в ряде случаев, являются ориентировочными и могут изменяться в ходе технического развития.

Для обеспечения удобства работы с цифровыми ресурсами и работами учащихся, как в кабинете информатики, так и в школе в целом рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.

Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики и информационных технологий, а также на других компьютерах, установленных в образовательном учреждении, должны быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

Оснащение кабинета должно предполагать его широкое использование не только для проведения уроков информатики, но и при преподавании других предметов. Учебный кабинет должен обеспечивать возможность проведения занятий по различным предметам, направленных, прежде всего, на поиск и обработку информации, подготовку и демонстрации мультимедиа презентаций.

Информационно-образовательная среда создается человеком или группой людей, а вновь входящие в нее субъекты, приспосабливаются к ней и приспосабливают ее к своим нуждам, т.е. определенным образом изменяют.

Выделим основные направления развития ИОС в условиях реализации ФГОС:

1. Направления информатизации образовательного процесса:

– проведение уроков по различным предметам  общеобразовательного курса с использованием ИКТ;

– использование уроков информатики для закрепления знаний по другим предметам;

– проектная деятельность учащихся;

– организация компьютерного тестирования;

– использование образовательных ресурсов Интернет для учебной деятельности;

– использование электронных учебных материалов для учебных целей;

– разработка методических пособий, раздаточного материала в электронном виде для рассылки по локальной сети;

– обмен опытом педагогической деятельности с коллегами района, республики, России и других стран;

– повышение квалификации педагогов, дистанционное повышение квалификации;

– дистанционное обучение педагогов и учащихся.

2.      Направления информатизации внеклассной и внешкольной работы:

– изучение компьютерной графики и дизайна (рисование и оформление компьютерных рисунков);

– сбор и подготовка материалов для школьного сайта;

– сбор, подготовка и выпуск школьной газеты, предметных приложений к газете;

– организация работы кружка юных журналистов;

– работа школьной видеостудии;

– организация работы школьной медиатеки;

– проведение школьных мультимедиа конференций;

– организация интеллектуального отдыха с использованием познавательных игр для учащихся.

3.      Автоматизация управления школой:

– информационное взаимодействие с управляющими структурами;

– работа с базами данных учащихся и педколлектива (анализ траектории развития классов, отдельных учащихся);

– школьное делопроизводство;

– автоматизация обработки данных медико-психологической службы;

– автоматизация педагогических исследований, (мониторинг педагогической деятельности);

– автоматизация работы по школьному расписанию;

– оперативное взаимодействие с управляющими структурами (РОО, МО);

– организация повышения квалификации педкадров, аттестация.

4.      Формирование информационного пространства ОУ.

– участие школы в сетевых образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, телетестингах, форумах;

– участие в проведении педагогических советов, виртуальных методических объединениях, проектной деятельности;

– сопровождение школьного сайта о практической деятельности учителей и учащихся, о жизни школы;

– обучение педагогов, родителей учащихся использованию возможностей Интернета и электронной почты;

– проведение видеоконференции, виртуальные круглые столы, телемосты и т.д., консультации учителей по электронной почте, в чатах, на форумах, а также в Skype;

– использование коммерческих услуг Интернета.

В таком информационном взаимодействии могут участвовать несколько подразделений: детский сад, начальная школа, основная и старшая школы, модуль дополнительного образования. Эти подразделения, действуя в едином информационном пространстве, составляют информационное сообщество школы.

В содержательном плане для школы процесс информатизации в ОУ – изменение содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода к жизни в условиях информационного общества, подготовка их самостоятельному и успешному строительству своей жизни в быстро развивающемся информационном обществе, при этом сохраняя общечеловеческие ценности.