Учимся английскому, играя
№ 109
Гузель БАДРЕТДИНОВА, учитель английского языка средней школы №184 г. Казани
Федеральные государственные образовательные стандарты определили основную цель обучения иностранному языку как формирование коммуникативной компетентности. Научить детей общению на иностранном языке, пробудить у них интерес к предмету и процессу обучения, развивать творческое воображение – реализации этих задач способствует системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС. Важной составляющей системно-деятельностного подхода в обучении является наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию.
Учитывая психологические особенности школьников, которые легче воспринимают информацию в игровой форме, в своей практике я стараюсь максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Ведь именно игра способствует повышению мотивации, интереса к предмету, вовлечению моих учеников в языковую среду. При помощи игры ребята быстрее усваивают учебный материал.
К началу урока готовятся атрибуты, непосредственно связанные с игрой, отвечающей теме урока. Это могут быть разнообразные картинки со словами, мяч, игрушки. Уже на перемене ребята начинают подходить и спрашивать: «А что мы будем делать?». У них появляется интерес, и они с нетерпением ждут начала урока.
Например, в третьем классе, когда мы проходим тему «Еда», на доске появляются корзинки с надписями “fruit”, “vegetable”и “drink”. На столе раскладываю карточки с рисунками овощей, фруктов и напитков. Задача учащихся назвать предмет, выбрать нужную картинку и «положить» ее в соответствующую корзину. Можно разнообразить эту работу, проведя ее в форме командной игры.
Игра «Угадайка» помогает мне, когда мы с учениками изучаем тему: «Цвета». На доске вывешивается плакат с цветовой палитрой. Дается команда: «Close your eyes». Ученики закрывают глаза, в это время закрывается один из цветов большим магнитом и дается следующая команда: « Open your eyes», ребята открывают глаза и начинают угадывать, какой же цвет спрятан. С удовольствием мои воспитанники выполняют данное задание.
Во втором классе при изучении лексики по теме «Мой дом» большую помощь оказывают кукольные домики с мебелью. Довольно быстро в этой ситуации дети усваивают и грамматическую конструкцию типа «Where’s mother? She’s in the kitchen”.
Для закрепления лексических навыков по теме «Школьные принадлежности» на уроке появляется большой портфель со школьными атрибутами: пеналом, ручками, карандашами, тетрадками. Ученики задают друг другу вопросы, используя конструкцию: “Is it a …(pen, pencil, rubber)?” — «Yes, it is a …” – “No, it isn’t. It is a …” Таким образом мы называем все предметы и быстрее их запоминаем. Наглядная демонстрация в игровой форме способствует эффективному усвоению лексического и грамматического материала.
При работе над навыками говорения используется прием создания игровой речевой ситуации: к нам в гости приходит какой-нибудь сказочный герой или же мягкая игрушка, которые понимают только английский язык, и мы разговариваем с ними, вспоминая все фразы, которые знаем.
Для того, чтобы лучше закрепить в речи школьников глаголы, которые усваиваются обычно хуже, чем существительные, используем песенки на английском языке, например “Clap, Clap, Clap Your Hands!” (“Wash, Wash, Wash Your Hands!” …), “I can run” (“I can swim”…).
Эффективной формой обучения диалогическому общению являются ролевые игры. В ходе игры формируются и развиваются речевые навыки и умения учащихся. В своей практике я использую такие ситуации, как «В больнице», «В магазине», «В библиотеке», «Разговор по телефону», «День рождения», ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. Цель ролевой игры — закрепление изученного лексического и грамматического материала, умение применять его в игровой ситуации общения, повышение интереса к изучению английского языка. Чем раньше учащиеся начинают знакомиться с такими приёмами, чем больше они ими овладевают, тем легче они включаются в собственно ролевую игру и в дальнейшем лучше ориентируются в жизненных ситуациях.
Игра способствуют поддержанию эмоциональной сферы. С большим желанием школьники участвуют в командных играх: соревнованиях, викторинах, КВН. Такие игровые формы я использую, когда провожу обобщающий урок по той или иной теме.
В старших классах мы практикуем проведение игры «Snowball» для пересказа прочитанного текста. Участники составляют по одному предложению пересказа, второй участник повторяет предыдущее высказывание и добавляет свое, третий участник повторяет первое и второе высказывание и добавляет новое. С каждым новым высказыванием текст становится объемнее, а за счет многократных повторов все выражения останутся в памяти.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.