Исследовательский метод обучения как средство эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку
№ 89
Алсу МАРДАНОВА,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Среднекирменской средней школы Мамадышского района
Ученики часто воспринимают русский язык лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к предмету очень важна и актуальна. Красота и богатство языка в полной мере могут раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке. Л.Н.Толстой сказал: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». «Корень учения горек», – говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры – никто не спорит. Но меняется время, меняются нравы, меняется взгляд на жизнь, меняемся и мы. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением его применить. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями. В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. В своей работе отдаю предпочтение таким современным технологиям, как технология мастерских, личностно-ориентированное обучение, технология деятельностного подхода, интерактивные технологии, исследовательский метод, что обеспечивает активность на уроке каждого ученика, повышает в его представлении ценность и авторитет знаний, воспитывает ответственность за результаты учебного труда. На уроках царит атмосфера сотрудничества и коллективизма, что способствует развитию творческих способностей учащихся. Использую разнообразные средства, приемы и методы: это – лекция и беседа, проектирование и наблюдение, анализ текстов и составление учащимися текстов разных жанров .
Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы, развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы, формирует способность к суждениям и их аргументации. Готовить детей к экзамену надо с V класса. Предлагаю свою систему работы над текстом, начиная с V класса по IX класс. В V классе учащиеся внимательно читают текст, подумают, о чем говорится в этом тексте, определяют тему и основную мысль текста, выделяют смысловые части (микротемы), озаглавят каждую смысловую часть (микротему).Далее предлагаю творческие задания к тексту, связанные с изученным теоретическим материалом.
Пример текста:
На балконе стоял пес боксер. Скуластый, с коротки, обрубленным хвостом, он стоял на задних лапах, а передние положил на перила.
Боксер не сводил глаз с ворот. И когда появился Коста, глаза собаки загорелись радостью.
Коста подбежал к сараю, взял лестницу потащил к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. Лестница была тяжело. Когда Коста наконец приставил ее к перилам балкона, боксер спустился по ней на землю. Он стал тереться о штаны мальчика. При этом поджимал лапу. У него болела лапа.
Коста достал припасы, завернутые в газету. Боксер был голоден. Он ел жадно, но при этом посматривал на Косту, и в глазах накопилось столько невысказанных чувств,что, казалось, он сейчас заговорит.
Когда собачий обед кончился, Коста похлопал пса по спине, прицепил, к ошейнику поводо , и они отправились на прогулку. Отвисшие углы большого рта собаки вздрагивали от пружинистых шагов. Иногда боксер поджимал больную лапу.
Дворничиха им вслед сказала:
– Выставили собаку на балкон и уехали. А она хоть помирай с голоду
Когда Коста уходил, боксер провожал его глазами, полными преданности. Его морда была в темных морщинах, лоб пересекала глубокая складка. Он молча шевелил обрубком хвоста. (По Ю.Яковлеву)
Далее предлагаю творческие задания к тексту, связанные с изученным теоретическим материалом:
– Какой это текст: повествование или описание? Докажите.
– Выпишите выделенные словосочетания. Графически обозначьте главное и зависимое слова и средства связи слов.
– Вы хотели бы дружить с таким мальчиком, как Коста? Докажите.
– Напишите изложение текста. Постарайтесь сохранить те же средства связи предложений, которые используются в тексте.
Прочитайте текст. Запишите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.
Что такое «обыкновенное» и «необыкновенное»? Все на свете необыкновенно! Ну вот, например, снег. Для нас февральские вьюги, сугробы и сосульки – это самое обычное дело, но ведь для жителей тропиков снег – чудо! Или возьмем слона. Верь явно необычный: рост 3,5 метра, вес 5 тонн, нос до земли. Но ведь для индейцев или африканцев слон – обыкновенная домашняя скотина. Мы называем обыкновенным то, что для нас привычно. Но разве снег и слонами по себе обыкновенны? Присмотритесь все в них необычно. Привычным может стать все, но обыкновенным – никогда. Все вокруг нас необыкновенное!
Задания к тексту.
Напишите свободное изложение на тему «Все вокруг нас необыкновенное!» Возьмите за основу прочитанный текст, но примеры «необыкновенного» и подберите самостоятельно (задание исследовательского характера).
Система работы над текстом в VI классе.
Береза – дерево удивительное. Можно весь свет обойти, нигде такого растения не встретишь. У нее – единственный в мире – белая кора, тонкая и нежная. Плохо пришлось бы березе без такой коры. Дерево могло бы получить солнечные ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом нетрудно убедиться, если в жаркий день прикоснуться к стволу березы – даже на солнце он остается прохладным.
Береза – дерево неприхотливое, может расти на любых почвах. И везде хороша. Светел и радостен березовый лес. Недаром в старину березу называли «веселкой».
Наше белоствольное чудо чудное радует не только своей красотой. В давние времена крестьянские избы освещали лучиной. А лучину щепали березовую – оно хорошо горит, почти без копоти.
А какие банные веники, какие метлы считаются лучшими? Березовые!
Русские умельцы вырезали из березы всевозможные игрушки, скульптурки, ложки. Из бересты делали посуду для хранения пищи, воды, молока – они и легки, и влагу не пропускают. Чуть ли не вся кухонная утварь в крестьянских избах делалась из бересты.
Много столетий назад, когда еще не знали бумагу, ее заменяла береста. При помощи костяных или медных стержней наши предки писали на бересте письма. Береза – это символ нашей родины – России! (Из «Книги природы»)
Предлагаю такие задания к тексту:
– Определите тип речи текста (подтвердите это примерами из текста).
– Найдите в тексте прилагательные разных разрядов.
– Найдите и выпишите слова с корнем – раст, -рос. Объясните их правописание. Сформулируйте правило и приведите свои примеры слов с данным корнем.
– Вспомните, какие стихотворения о березе вы знаете? Почему ее называют красавицей, чудом, дивом?
– Напишите изложение текста, используя стихотворные строки.
Система работы над текстом в VII классе.
Ученикам предлагается текст из воспоминаний Корнея Чуковского о А.П. Чехове. Предлагаю такие задания к тексту.
– Определить тему и основную мысль текста.
– Озаглавьте текст так, чтобы он в полной мере отражал содержание текста.
А ученики самостоятельно предлагают свои творческие задания, т.е используют исследовательский метод.
– Какой абзац, какое предложение являются главными в тексте?
– Определите тип речи и стиль текста. На какие признаки текста вы будете опираться в своем ответе?
– Охарактеризуйте слова якшаться, кишащие, захолустье с точки зрения сферы их употребления.
– Объясните лексическое значение слов магнат, радушие, феноменальный.
– Выпишите местоимения, определите их разряд.
– Выполните морфемный разбор слова (в) подмосковной (усадьбе). Назовите способ его образования.
Научить делать комплексный анализ текста – один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом – это нахождение ключевых слов. Когда эти слова найдены, детям легче назвать тему, основную мысль текста. Учитель предлагает учащимся VIII класса отрывок из очерка «Крестьянская работа», посвященного А.Т.Твардовскому.
Подготовьтесь к изложению, выпишите ключевые слова:
«Жизнь Твардовского похожа на дом… А настоящий дом Твардовского был на даче, у посаженной своими руками яблони, а не на той московской улице, где висят мемориальные доски.
«С большой отрадой дышу летом на Пахре, занимаюсь по хозяйству, обрезаю поврежденные морозами этой зимы яблони; из слив осталось одна, младшая, остальные зачахли, выбросив отростки, ствол сламывается», – пишет Твардовский в дневнике. И между прочим, когда в шестидесятые годы опять возникла угроза войны, Твардовский с некоторой иронией соглашается со своим соседом по даче Баклановым, что если бы спросили их, что бы отдали они ради мира, – так отдали б самое дорогое – вот эти яблони. Яблони в этой истории вспоминаются первыми – не звания, не ордена и автомобили, а вот эти яблони, что растут на небольшом по крестьянским меркам куске земли.
Владимир Лакшин в своих воспоминаниях вторит: «Сад в последние годы был одной из главных слабостей и утех. В нем крепко сидел крестьянский навык – жажда простого труда, радость прикосновения к земле. Он не любил искусственных упражнений для тренировки мышц – не могу представить гимнастику. Но физический труд, и нешуточный, был ему, по-видимому, необходим…».
В 60-е годы Твардовский не однажды ездил за границу, во Францию и Италию. «В Италии, – говорил он, – стыдно сказать – сижу в наушниках на заседании, тут о судьбах романа говорят, а я записываю в книжечку, как надо яблони перекапывать».
Нужно отделить умиление всякого нормального человека, которое вызывает цветущая яблоня, и то, как человек год за годом наблюдает за растущим деревом, – миллионы наших соотечественников, живущих в городах любят воткнуть что-то в землю и любоваться… Но тут разница в подходах –крестьянский труд не забава. Это просто труд, который выстраивает вокруг себя целый мир привычек и жизненных правил. Вот поэтому Твардовский и растил свой журнал «Новый мир» как сад – с напряжением, сродни отчаянию, а не с веселой беззаботностью, как дачник на покое. (В. Березин)
Ученики сами придумают задания к тексту:
– Запишите третий абзац, подчеркните грамматические основы предложений, объясните знаки препинания.
– Выпишите вводное слово, подберите к нему синонимы.
– Укажите средства связи между предложениями.
– Объясните значение слов: умиление, ирония, вторить.
– Скажите, что это текст публицистического стиля.
Система работы по подготовке к ОГЭ (работа над текстом) в IX классе.
При выполнение тематических тестов предлагаю такое задание: выпишите из рассказа Л.Н.Толстого «После бала» сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, (найти главную часть и придаточную часть в сложноподчиненном предложении), бессоюзные предложения (объяснить постановку знаков препинаний между частями БСП, найти в каждой части грамматическую основу).
Ученики находят отрывки из рассказа Л.Н.Толстого «После бала», сами придумывают задания к тексту.
«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми…подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник тип старого служаки, николаевской выправки.
Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, – «надо все по закону», – улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаг своих маленьких, белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, но не модные с острыми, а старинные с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог».
Ученики читают текст, сами самостоятельно составляют КИМы:
– найти стилистически нейтральные синонимы, словарные слова, предложения осложненные с однородными членами, обособленными членами;
– выписать грамматическую основу предложения;
– подчеркнуть подлежащее и сказуемое;
– выпишите из предложений устаревшие слова;
– укажите средства языковой выразительности;
– укажите средства связи между предложениями, от чьего имени ведется повествование, сколько в нем рассказчика.
Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!».
Литература
1. Быстрова Е.А., Воителева Т.М., Кибирева Л.В., Фаттахова Н.Н.. Инновационная школа. Русский язык. 5 класс. – М.: Русское слово, 2014. – С. 80 – 81.
2. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе. – Казань: РИЦ «Школа», 2015. – С. 50 – 51.
3. //Русский язык и литература для школьников.– 2012. – №6. – С. 36 – 37.