Экологическая культура и способы её формирования

№71

Милавша НАЗМУТДИНОВА,

заместитель директора по нациолальным вопросам гимназии №10 г. Зеленодольска

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Что такое экология? Экология – это (греч. «йокос» – дом, жилище, родина, «логос» – понятие, учение) наука о взаимодействии живых организмов и со средой, в которой они обитают. Под живым организмом можно понимать и микроб, и слона, и человека. Под средой обитания – и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, т. е. всё, что окружает организм и с чем он взаимодействует. Понятие «экология» ввёл в 1866 году выдающийся немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель. Он считал предметом исследования экологии связь живых существ со средой обитания. Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоёв населения экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением. Выделяют ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания:

  • процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением;
  • процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем;
  • в основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению;
  • процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

  • экологические знания;
  • понимание, что природа является источником жизни и красоты;
  • богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождённых общением с природой;
  • ответственность за её сохранение;
  • способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека;
  • глубокая заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное её осуществление.

Систему экологического образования составляют звенья:

  • экологическое воспитание в семье;
  • экологическое воспитание в дошкольных учреждениях;
  • экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе);
  • экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях;

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание. У нас в гимназии учащиеся на уроках обогащаются новыми эстетическими впечатлениями. Этому способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы…), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды. Сухомлинский считал, что «нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым». Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают:

  • традиционные;
  •  инновационные.

Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения. В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения окружающего мира младшими школьниками: – массовые; – групповые; – индивидуальные. К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке. К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы, экологический практикум. Индивидуальная форма предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка. Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней. Ведущие методы преподавания: наблюдение, эксперимент, моделирование. Названные методы определяют формы организации учебнойдеятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета:

  • экскурсии;
  • уроки с раздаточным материалом;
  • практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе;
  • самостоятельные наблюдения детей.

Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям. Таким образом, успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и окружающей среды. Содержание школьного курса естественнонаучных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности.