Методические рекомендации при подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике

№68

Нурания ХАКИМЗЯНОВА,

 учитель информатики и математики высшей квалификационной категории Кубянской средней школы Атнинского района

Современный учебный процесс  немыслим без широкого применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а выпускники школы больше задумываются о получении престижных специальностей, которые связаны с программированием и бизнес-информатикой.

ЕГЭ по информатике и ИКТ – экзамен по выбору. ЕГЭ – это форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования с использованием заданий стандартизированной формы, т. е. контрольных измерительных материалов. Они позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, базовый и профильный уровни.

Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, базовый и профильный уровни.

Каждый вариант состоит из двух частей и включает 27 заданий, которые различаются формой и уровнем сложности.

I часть содержит 23 задания с кратким ответом базового, повышенного и высокого уровня сложности. II часть содержит 4 задания с развернутым ответом, где 1-е задание повышенного уровня, а 2 – 4 задания высокого уровня сложности.

Выпускник, решивший сдать ЕГЭ по информатике, должен хорошо знать следующие содержательные разделы информатики:

– информация и ее кодирование;

– моделирование и компьютерный эксперимент;

– системы счисления;

– логика и алгоритмы;

– элементы теории алгоритмов;

– программирование;

– архитектура компьютеров и компьютерных сетей;

– обработка числовой информации;

– технологии поиска и хранения информации.

А это значит, что при подготовке к ЕГЭ мы должны научить:

– моделировать объекты, системы, процессы;

– проводить вычисления в электронных таблицах;

– строить информационные модели объектов;

– читать и отлаживать программы на языке программирования;

– создавать программы на языке программирования;

– вычислять логические значения высказываний;

– оценивать числовые параметры информационных объектов;

– оценивать скорость передачи и обработки информации.

Количества учебных часов по информатике для подготовки к ЕГЭ мало. Поэтому необходимо готовить учеников дополнительно на кружках, элективных курсах, проводить дополнительные консультации.

На выполнение заданий отводится 3 часа 55 минут.

Максимальный первичный балл за работу – 35.

Результаты ЕГЭ учитываются при приеме в вузы. В ходе подготовки мы должны ставить задачу не только успешной сдачи учащимися экзамена, но и получение ими максимального количества баллов.

Для учителя информатики подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ носит довольно широкий, разноплановый характер. Это обусловлено и различным уровнем подготовки учащихся, и различными условиями изучения непосредственно самого предмета в образовательном учреждении (количество часов, обеспечение техникой, квалификацией самого учителя и т.д.).

Когда речь идет о технологии подготовки к экзамену, то прежде всего нужно отметить, что нет единого универсального решения, а есть типовые варианты, из которых учитель может подобрать себе подходящий. Здесь учитель выступает организатором всего процесса. Он обеспечивает его системность, содержательную часть, консультационную и контролирующую. Как учитель-эксперт, я хочу сказать о том, что при подготовке к экзаменам нужно создать возможность для дополнительных занятий, т. е. разработать план подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ с учетом индивидуальных особенностей учащегося или группы учащихся.

Основные этапы подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ

1. Нужно определить группу учащихся, которые  планируют сдать ЕГЭ по информатике и ИКТ.

2. Проанализировать демонстрационный материал по экзамену, типичные ошибки при даче ЕГЭ.

3. Разработать программу по подготовке учащихся к сдаче экзамена в формате ЕГЭ:

1) составить план изучения, повторения, обобщения и систематизации тематического материала;

2) внести изменения в календарно-тематическое планирование изучения предмета информатика и ИКТ;

3) определить способ взаимодействия учитель-ученик во внеурочной деятельности.

4. Повысить квалификацию учителя по вопросам, связанными с ЕГЭ:

1) обучение на всевозможных курсах;

2) участие в семинарах, мастер-классах, круглых столах и т.п.

3) обмен опытом в интернет сообществах.

5. Сформировать методическую копилку учителя для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ:

1) создать коллекцию полезных ссылок Интернет-ресурсов;

2) изучить методические пособия, рекомендованные ФИПИ, для подготовки к экзамену;

3) систематизировать наработанные материалы разных лет по разделам экзаменационной работы;

4) проанализировать УМК различных авторских коллективов.

6. Создать информационное пространство поддержки учащегося.

7. Рекомендовать ресурсы учащимся, направленные на самообразование.

При подготовке  к экзаменам мы должны помнить о здоровье учащихся.

Нужно умело, правильно использовать компьютеры, нельзя перегружать детей компьютерами. Только умелое использование компьютерной техники окажет большие возможности на учебный процесс.

Рассмотрим решение некоторых заданий ЕГЭ, которые наиболее часто вызывают трудности у выпускников.

При решении задачи 24 ученик должен  уметь прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки, то есть:

1. указать, что выведет программа при конкретной входной последовательности;

2. указать пример последовательности, при которой программа работает правильно;

3. исправлена первая ошибка;

4. исправлена вторая ошибка.

Достаточно указать один пример таких входных данных. Описание всех данных не требуется.

При исправлении ошибок, то есть 3 и 4 действия, нужно помнить о том, что каждое исправление затрагивает только одну строку программы. Каждое из этих действий оценивается отдельно.

Данная задача оценивается в 3 балла, если выполнены все 4 необходимых действия и ни одна верная строка не указана в качестве ошибочной.

Если выполнены три их четырех необходимых действий или выполнены все 4 действия, где 1 строка с ошибкой, то данное задание оценивается в 2 балла.

При выполнении 2 действий ставится 1 балл. Если не выполнены условия, позволяющие ставить 1, 2, 3 балла, данное задание оценивается в 0 баллов.

 При решении задачи 25 обучающийся должен знать алгоритм, язык программирования. Нужно написать короткую простую программу на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке. Допускается наличие отдельных синтаксических ошибок, не искажающих замысла автора программы. Допускается запись алгоритма на языке программирования отличном от языков, перечисленных в условии.  Если предложен правильный  алгоритм, выдающий в качестве результата верное значение, то данное задание оценивается в 2 балла.  Ошибки,  допущенные  выпускниками:

  1. в цикле происходит выход за границу массива;
  2. не инициализируется или неверно инициализируется счетчик количества найденных пар;
  3. счетчик количества пар в цикле не изменяется или изменяется неверно;
  4. при проверке выполнения условия для пары элементов используются неверные индексы;
  5. отсутствуют выводы ответа;
  6. не указано или неверно указано условие завершения цикла;
  7. индексная переменная в цикле не меняется;
  8. неверно расставлены операторные скобки и другие.

Если допускается не более одной из перечисленных ошибок, то задание оценивается в 1 балл. Если ошибок 2 и более, то задание выполнено на 0 баллов.

В задаче 26 нужно уметь построить дерево игры по заданному алгоритму  и обосновать выигрышную стратегию.  При описании выигрывающего игрока должно быть указано, каким будет ход этого игрока при любой игре противника.  Это может быть сделано по-разному: в виде словесного описания, в виде таблицы ходов или дерева всех возможных партий. Важно, чтобы из решения точно следовало, как должен ходить выигрывающий игрок в любой возможной ситуации.

В задаче требуется выполнить 3 задания. Количество баллов соответствует количеству выполненных заданий. В решениях допускаются арифметические ошибки, если не искажают суть решения и не приводит к неправильному ответу. Если выполнено третье задание или задания 1 и 2, ставится 2 балла. При выполнении только первого задания или только второго ставится 1 балл.

Пример. Два игрока, Паша и Валя, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Паша. За один ход игрок может добавить в кучу один камень или увеличить количество камней в куче в два раза. Например, имея кучу из 15 камней, за один ход можно получить кучу из 16 или 30 камней. У каждого игрока, чтобы делать ходы, есть неограниченное количество камней.

Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 20. Если при этом в куче оказалось не более 30 камней, то победителем считается игрок, сделавший последний ход. В противном случае победителем становится его противник. Например, если в куче было 17 камней и Паша удвоит количество камней в куче, то игра закончится, и победителем будет Валя. В начальный момент в куче было S камней, 1 ≤ S ≤ 19.

Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока – значит описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника.

Выполните следующие задания.

1. а) При каких значениях числа S Паша может выиграть в один ход? Укажите все такие значения и соответствующие ходы Паши.

б) У кого из игроков есть выигрышная стратегия при S = 18, 17, 16? Опишите выигрышные стратегии для этих случаев.

2. У кого из игроков есть выигрышная стратегия при S = 9, 8? Опишите соответствующие выигрышные стратегии.

3. У кого из игроков есть выигрышная стратегия при S = 7? Постройте дерево всех партий, возможных при этой выигрышной стратегии (в виде рисунка или таблицы). На рёбрах дерева указывайте, кто делает ход; в узлах – количество камней в позиции.

В задаче 27 нужно уметь обосновать собственные программы для решения задач средней сложности. Ученик может представить две программы. В каждой из программ должно быть указано, решением какого из заданий она является.

Если представлена только одна программа, то в ней должно быть указано, решением какого из заданий она является. Если не указывается, к какому заданию относится программа, то рассматривается ка решение задания Б и оценивается по соответствующим критериям.

При оценивании задания А максимальный балл – 2. Допускается до семи синтаксических ошибок, до двух содержательных ошибок. Если программа представлена отдельными фрагментами, то за решение ставится 1 балл.

При оценивании задания Б максимальный балл – 4. Программа может содержать не более трех синтаксических ошибок:

– неверно указан знак пунктуации или он пропущен;

– пропущено служебное слово языка программирования;

– неверно описана переменная или  она пропущена;

– применена операция, которая недопустима для  данной задачи.

Три балла ставится, если программа содержит не более пяти синтаксических ошибок. Также допускается не более одной содержательной ошибки.  Если допущено до семи синтаксических ошибок, но программа в целом работает верно, то  задание оценивается в два балла. При этом возможно до двух содержательных ошибок. Когда программа представлена отдельными фрагментами, в целом представлен правильный путь решения, то программа оценивается в один балл.

Подготовка к ЕГЭ требует комплексного подхода. Только правильно организованная работа поможет ученику успешно сдать ЕГЭ по информатике и ИКТ. Полученные знания  должны помочь выпускнику в его повседневной жизни. Мы, учителя информатики, должны помнить об этом. И я желаю творческих успехов всем учителям информатики в нелёгком труде.