В страну звуков. Дифференциация звуков [п – б]
№65
(Интегрированное занятие для учащихся II – III классов с ОВЗ)
Зульфия САФИНА,
педагог-психолог Арской гимназии № 5 г. Арска
Наталья АПАЙЧЕВА,
учитель-логопед Арской гимназии № 5 г. Арска
Цель занятия: активизировать знания детей о звуках [п] – [б], [п’] – [б’] дифференцировать данные звуки в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи занятия:
– вырабатывать чёткую дифференциацию звуков [п] – [б], [п’] – [б’] по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости;
– закреплять знания об артикуляции и характеристике звуков [п] – [б];
– развивать фонематическое восприятие и навыки звуко-буквенного анализа;
– совершенствовать грамматические формы речи;
– воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности;
– формирование учебной мотивации;
– развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;
– повышение эмоционально-волевых качеств, самооценки учащихся.
Планируемые результаты учебной деятельности:
– соблюдать правила работы в группе:участвовать в совместной работе, используя общение (ЛУУД);
– уметь ставить перед собой учебную задачу (РУУД);
– дифференцировать согласные [п] – [б] по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости в слогах, словах, предложениях (ПУУД);
– использовать речь для регуляции своего действия при решении коммуникативных задач (КУУД);
– развивать умение выражать свою точку зрения, уважительно относится к чужому мнению, развивать навыки совместной деятельности (КУУД).
Методы и технологии, используемые на занятии:
– активные методы обучения;
– технология на основе деятельностного подхода;
– здоровьесберегающие технологии;
– информационно-коммуникативные технологии.
Оборудование: иллюстрации к сказке Братьев Гримм «Бременские музыканты», предметные картинки, лента букв, схема характеристики звука, зеркала, карточки: [п], [б].
Ход занятия
I. Организация начала занятия (проводит психолог)
Психологическое упражнение «Здороваемся необычно».
Каждый ребёнок при входе в класс выбирает себе понравившийся осенний лист. Педагог предлагаем учащимся поздороваться на разных языках: русском, татарском, английском в соответствии с цветом осеннего листа – красным, жёлтым, зелёным.
II. Формулирование темы занятия, постановка цели
Выделение звуков [п – б] (проводит логопед)
«Исключение лишнего» по предметным картинкам:
– осёл, собака, кот, барс, петух
– Почему? В какой сказке можно встретить остальных животных? (В сказке Братьев Гримм «Бременские музыканты».)
– С какого звука начинается название этой сказки? (Со звука [б].)
– Назовите пару этого звука. (Звук [п]).
– Назовите тему нашего занятия. (Звуки [п – б].)
– Попробуйте определить цель. (Научиться слышать, различать согласные [п – б] и не путать их на письме.)
III. Основная часть
– Сегодня у нас в гостях герои сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты». Отправимся в путь вместе с бродячими артистами. Они нас будут песнями развлекать, а мы их научим звуки различать!
1. Психологическое упражнение «Лучшие качества» (проводит психолог)
– Давайте подумаем, какие наши лучшие качества нам пригодятся в путешествии. (Дети по кругу называют свои лучшие качества, которые необходимы в коллективном путешествии.)
– Молодцы! Отправляемся в путь!
2. АМО «В поход с рюкзаками» (проводит логопед).
Цель: представление учебного материала по разделам «звуки», «слоги», «слова», «словосочетание».
Подготовка: рисунки рюкзаков по количеству разделов работы, таблички с названиями разделов, слайд с изображением дороги, чистые листы для выполнения заданий.
Проведение (предлагается отправиться в путь):
– С собой мы возьмём знания. Куда их будем складывать? В рюкзаки! Рюкзаки выставить на наборное полотно, прикрепить таблички с названиями разделов работы.
3. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков.
Произнесение звуков [п – б], наблюдение артикуляции по индивидуальным зеркалам.
– Посмотрите и почувствуйте, как произносятся звуки [п – б]? (Учащиеся отвечают.)
– Теперь мы знаем артикуляцию этих звуков. Куда мы будем складывать эти знания? (В рюкзак «Звуки».)
4. Сравнительная характеристика звуков [п – б].
– Дайте характеристику звукам опорой на таблицу:
• [п] – согласный, глухой, твёрдый; [п’] – согласный, глухой, мягкий;
• [б] – согласный, звонкий, твёрдый., [б’] – согласный, звонкий, мягкий.
– Чем различаются эти звуки? Что у них общего?
– Какой рюкзак пополнился? («Звуки».)
5. Игра «Молекулы». Слоговая работа. с целью закрепления мотивации групповой работы (проводит психолог).
– Сейчас вы будете передвигаться по классу, а по моему сигналу каждый из вас должен выполнить то, что я скажу: собраться в пары и тройки, выполнить задания из конверта.
Конверт «2» для работы в парах: ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ
– Составьте слоги парами по звонкости – глухости, прочитайте, почувствуйте разницу в звучании твёрдых и мягких согласных.
Конверт «3» для работы в тройках: тру-ба-дур, му-зы-кан-ты, до-ро-ги, ги-та-ра, ба-ра-бан.
– Составь из слогов слова. Устно составь с этими словами предложения.
– Какие рюкзаки пополнились? («Слоги», «Слова» (конверты вкладывается в «рюкзаки»).)
6. Упражнение в определении звуков [п] и [б] на слух (сигнальные карточки [п], [б]) (проводит психолог).
– Чуткий слух кота и собаки поправит нас, если мы ошибёмся.
Пакет, букет, батон, платок, забыл, сапоги, робот, тумба, шляпа, лампа, забор, хлебный, полынь, ребус, просьба.
– Какую одежду я назвала? (Сапоги, шляпа.)
7. Составление схемы слова (проводит логопед).
– Записать только буквы П или Б. А Петушок может склевать лишние.
• Изделие из теста, с дыркой посередине. (Бублик.) (__бб__\_____);
• Как называются отверстия во льду, которые сделал человек (Проруби.) (__п\___\__б’__);
• Приспособление на удочке, за которым следит рыбак (Поплавок.) (__пп__\___\___).
(Определяется желающий выполнить эту работу на листочке – пополнить «рюкзак».)
6. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце «Много – один» (проводит логопед).
Зубы – …, грибы – …, карпы – …, голуби – …, столбы – …, супы – …
Устно составить предложения с образованными словами.
Физкультминутка под музыку из мультфильма «Бременские музыканты» выполняются движения (проводит психолог).
Мы бродячие артисты, мы в дороге день за днём
И фургончик в поле чистом это наш родимый дом.
Невеликие таланты, но понятны и просты.
Мы певцы и музыканты, акробаты и шуты.
7. Составление словосочетаний (проводит логопед).
– Почему это задание можно предложить Ослу?
грибной пакет
заботливый капли
бумажный суп
зубные брат
Записать, подчеркнуть твёрдые и мягкие звуки [п – б] цветными карандашами, устно составить предложения с образованными словосочетаниями.
IV. Итог занятия, рефлексия (проводит психолог).
– Каждый внёс свой вклад в пополнение рюкзаков – добывании знаний. Каждый чувствовал свою личную ответственность. Когда все дружно работают – учиться намного веселее. И спасибо бродячим музыкантам!
– Чему учит нас эта сказка? Почему наши герои оказались на улице? (Они стали не нужны своим хозяевам.)
– Какой выход они нашли из этой ситуации? (Объединились, нашли в себе силы, раскрыли свои способности и стали жить дальше.)
– Какие качества им помогли, что мы можем взять себе на вооружение? (Ученики по кругу высказывают своё мнение.)
1. «Дерево успеха»
Цель: оценить свою работу на уроке.
Подготовка: приготовить изображение дерева, 3 разноцветных листочка: зелёный лист – нет ошибок, жёлтый – одна ошибка, красный – 2 – 3 ошибки.
Учащиеся оценивают результат своей деятельности.
2. Игра «Встретимся опять».
Все учащиеся встают в круг, протягивают вперед руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»