Школа, доступная для всех

 №53       

Зульфия МАДЫШЕВА,

учитель биологии I квалификационной категории средней школы №173 г.Казани

Прогуливаясь по лесам, полям, ощущая на себе тёплые прикосновения солнечных лучей, любуясь чистой и голубизной небосвода, слушая трель соловья, мы преклоняемся перед величием Природы. Мы делимся своей радостью, общаемся, гуляем, занимаемся спортом, посещаем театры и выставки.  Стремимся получить образование, освоить специальность, найти свое место в этом мире. А как находят свое «место под солнцем» те, у кого есть проблемы со здоровьем? Те, кто в некоторой степени лишен этого, т.е. людях с ограниченными возможностями здоровья.

Перед такими людьми вырастают горы непонимания и отчужденности  окружающих. Многие здоровые люди избегают общества людей с ограниченными возможностями, отказываются  принимать их как равных.  Наиболее уязвимы в этом отношении дети. Испытывая неприязнь со стороны остальных, они уходят в себя, избегают общения. Без должного внимания, в нежной и ранимой душе ребенка затаится обида на окружающих и даже на родителей, которая с возрастом может перерасти в ненависть. Отсутствие общения со сверстниками, специальных бытовых условий могут выбить ребенка из колеи. Как мы можем помочь таким детям?

 В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».   говорится о возможности совместного обучения детей с ограниченными возможностями с другими обучающимися. Этот новый подход для нашего образования носит название – инклюзивное образование.

Данный вид образования у нас довольно проблематичен, хотя в мировой практике считается гуманным и эффективным. Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями.

 Мои ученицы проводили в течение трех лет исследования: «Готова ли  наша школа к инклюзивному образованию?». Девочки выясняли, насколько учащиеся школы толерантны к людям с ограниченными возможностями; исследовали здание школы: насколько оно адаптировано к инклюзивному образованию. И пришли к следующим выводам:

 1. Подводя итоги анкетирования, выяснили, что наши учащиеся психологически готовы к совместному обучению с детьми ограниченными возможностями здоровья. Более того, большая часть считает, что это необходимо как им самим, так и детям с ограниченными возможностями. Ребята думают, что детям  с ограниченными возможностями будет сложно в обычной школе, но они  готовы помочь адаптироваться им.

2. Проанализировав, архитектурные особенности и техническую оснащённость школы пришли к выводу, что школа совершенно не приспособлена для учёбы детей с болезнями опорно-двигательного аппарата.

3. Кроме того в школе отсутствует штатный медработник, а это тоже проблема, особенно если в школе будут учиться дети с ограниченными возможностями здоровья.

Данные исследования были доведены до сведения администрации школы, города. В результате наша школа была включена в пилотный проект  государственной программы РТ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» по отработке формирования доступной среды для людей с инвалидностью. И при капитальном ремонте здания школы в 2015 году архитектурные барьеры были устранены.

 Барьерами в инклюзивном образовании являются и трудности в обучении из-за устаревших негибких методов. Педагогам средней школы не имеющим специального образования, методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья так же будет сложно полностью реализовать программу. Инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. Школа, в которой применяются инклюзивные подходы, должна стать нормой. Данный вид образования нужен нашему обществу, чтобы каждый человек мог реализовать свои возможности, не быть одиноким, не чувствовал себя изгоем.