Педагогическое сопровождение активной самоорганизации инновационности учащихся в учебной деятельности

№44

Зиля МАГИЯРОВА,

доцент кафедры обучения на двуязычной основе КНИТУ (КХТИ), кандидат педагогических наук

В последние годы проблема инновационности школьников продиктована  необходимостью исследования особенностей  этого процесса и разработки новых путей педагогического управления педагогическим процессом. В системной модели инновационности большое значение придается уровню деятельностной активности восприятия инноваций участниками сферы школьного образования. Главная роль  в продвижении  инноваций в образовательные учреждения отводится учителям.

По мнению О.Михайлова, инновационость – это совокупность личностных качеств в возрастающей динамике, обеспечивающих восприятие, оценку, доработку, оперативное внедрение и практическую реализацию оригинальных идей.

Если рассматривать инновационность как совокупность личностных качеств, то следует выделить хорошо зарекомендовавший себя фактор организации педагогического процесса, как активная самостоятельная учебная деятельность учащихся. По своей природе «Студент (student – обучающийся» с греч.) – усердно работающий, самостоятельно овладевающий знаниями». В этой связи целесообразно рассмотреть компонент инновационного потенциала учащегося как форму деятельностной активности в старшем звене школы.

В теории, получившей наибольшее распространение в отечественной психологии и педагогике, деятельность рассматривается как специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира.

Активность является характеристикой качеств школьников в учебной  деятельности, имеющей самостоятельную силу реагирования, и проявляется в свободной сознательной, внутренне необходимой деятельности. В структуре инновационного потенциала активности можно выделить следующие виды  активности:

• ценностно-мотивационный (созидательный);

• деятельностный (инновационный);

• интеллектуальный.

Отсюда следует, что активность может рассматриваться как ценностная характеристика качеств ученика, необходимых в моделировании, структурировании и самоосуществлении инновационной деятельности и поведения. К ним следует отнести:

• чувствительность к проблемным ситуациям;

• поиск, выделение и формулирование проблемы;

• генерирование гипотез, касающихся выбора способов работы с проблемой;

• проверку результатов;

• нахождеие и формулирование результатов;

• интерпретация и популяризация результатов.

Поэтому для активизации творческого начала инновационности школьника в учебной деятельности должны быть созданы такие условия, где этот школьник рассматривается как индивидуальность, который не только обучается, но и изучается  динамика его возрастного развития.

Следовательно, одним из самых доступных и проверенных практикой профессиональных компетенций педагога является личная готовность к восприятию и реализации новых идей в работе с учащимися. Только учитель, владеющий навыками самостоятельно принимать решения, может активизировать самостоятельную работу учащихся, по формированию приемов учебной работы. Между тем, несмотря на внешнюю активность изучать, пропагандировать  активность (иногдя явно показную)  в общей образовательной школе можно редко увидеть работу по управлению формированием приемам самостоятельной работы по решению учебных задач индивидуально и в составе микрогрупп и целой группы.  Как подчеркивает зарубежные и отечественные ученые М.Чиксетмихайн, О.Михайлова, в итоге огромное количество новых, актуальных идей в сфере современного образования остаются не реализованными вследствие неспособности участников обучающей системы, В связи с неподготовленностью понять и принять. их для активизации инновационной деятельности и развития творческого начала современных школьников должна быть создана инновационная образовательная среда – среда, названная совместной  продуктивной деятельностью учителя с учениками» (Ляудис 1995) согласно  логики учебного занятия.                                                                                                            

Логика процесса обучения в структуре учебного занятия

Психические процессы

Структура занятия

Восприятие учебного материала  
Осмысление  
Запоминание и сохранение  
Применение усвоенного в практической деятельности  

 

Из таблицы  следует, что как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, систему активной деятельности личности, направленную на  выполнение поставленной цели в отведенное для этого время в строгой последовательности в структуре учебной деятельности: поиск знаний, их осмысление, закрепление, систематизация, формирование умений и навыков, с другой – форму проявления соответствующей деятельности восприятия, мышления, памяти, творческого воображения при реализации навыков и умений. Активная самостоятельная деятельность в конечном этапе приводит к получению совершенно нового, ранее неизвестного знания, либо к углублению и расширению сферы действия ранее полученных знаний. Исследования педагогов, психологов по проблеме позволяют условно выделить несколько уровней организации активной продуктивной самостоятельной педагогической работы. Специально организованная обучающая среда создает условия для  саморазвития  и проектирование кооперантных и индивидуальных программ. Показатели инновационности могут быть использованы для создания программ организации активной самостоятельной деятельности учащихся. Инструментами реализации программы развития являются проектирование определенных образовательных технологий: игровых, проектных, спортивны, музыкальных и др. Учителю интересно будет знать приведенные ниже показатели активного развития креативности как основы формирования инновационности старшеклассников:

• формированность умений и навыков выполнения индивидуальных и групповых проблемных учебных  заданий;

• активность участия в проектах, семинарах, конференциях по собственному решению; Умение  организовать свою работу в условиях активного сотрудничества;

• умение анализировать изменения условий  учебной деятельности  с учетом собственных возможностей;

• решительность и уверенность в себе.

• создание, корректировка   программы собственного развития, формирующей  адекватной  или чуть завышенной самооценки своих знаний, умений,  поведения в деятельности.

Продолжая анализ подходов к управлению креативностью в инновационности  учащихся, следует заметить,  что  в процессе обучения важно устранять внутренние противоречия, препятствующие  творческим проявлениям. Следует подчеркнуть, чтобы ученик был готов к творческому поиску, решению проблемных задач, выхода из проблемных ситуаций, необходимо помогать ему обретать уверенность в своих силах, поддержки одноклассников, учителя в деловых (учебных) взаимоотношениях. Масштабы реализации  учителем феномена инновационного потенциала старшеклассников  определяют следующим образом:

Копирующие действия по заданному образцу. Данный уровень присущ подростковому возрасту в средних классах: он  «работает» yроке подражая своему учителю, манере поведения, даже голосу своего учителя. Студент-первокурсник  вспоминая  с добрыми словами  школьные годы, учителей, пишет: «Учитель математики готовила ряд постепенно усложняющихся  задач по математике. Начнешь решать первую задачу и сразу увидишь, что она легкая, не требует никаких умственных усилий. Берешься решать последнюю, не понимаешь даже условий, поэтому она ничем «цепляет». Решая все предлагаемы учителем задачи, обнаруживаешь, интересно работать с той задачей, которая  требует усилие, достижение поставленной цели». Следует подчеркнуть, чтобы быстро и легко решать задачу,  выполнить упражнение по русскому языку, легко ориентироваться в географической карте  надо составлять учебник с разбором сотни задач и упражнений по каждой учебной дисциплине. Это начало, первый этап приобретения качеств самостоятельной, активной работы по  поиск знаний, их осмысления, закрепления, направленной на  выполнение поставленной цели в отведенное для этого время в структуре учебной деятельности».  Поэтому на данном этапе важна несколько подзабытая ныне у нас и широко применяемая за рубежом форма наставничества (коач).

Репродуктивная деятельность по изучению и воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта. Репродуктивный уровень отличается устойчивым отношением к новизне.. Инновационная  активность участников образовательного процесса  проявляется в  рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска новых решений в стандартных условиях. На этом уровне  осуществляется обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на учебную работу с более сложным, типовым учебным материалом. Формируется положительная направленность потребностей и интересов учащихся к изучению альтернативных подходов  к работе с учебным материалом. Управленческая деятельность учителя характеризуется выбором  технологий с активными формами организаций уроков

Продуктивная (эвристическая) деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний, умений, навыков для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивных умозаключениям. Эвристический уровень инновационной активности учащихся характеризуется в общем виде  самостоятельным определением цели, осознанностью выбора путей и способов  переноса знаний по решению задач в совершенно в условиях, новых проектов.  На данном уровне учитель имеет достаточно надежную технологию, но открыты к поиску альтернативных технологий. Такой учитель  отличается высоким уровнем результативности. Нередко такие педагоги выступают инициаторами создания авторских школ, широкой пропаганды своего опыта через средства массовой педагогической информации.

Таким образом, можно утверждать, что управленческая деятельность современного учителя  инновациями, может трактоваться как созидательный процесс и результат его созидательной деятельности.

Но масштабы интереса учителей к различным направлениям этой привлекательной проблематики настолько велики, что для внедрения  эффективных технологий и создания психолого-педагогического сопровождения  становления инновационной личности в  учебном процессе в школе педагогам совместно с учеными важно провести ряд теоретических и эмпирических исследований в последующих научных проектах:

Перспективы дальнейших исследований инновационности как совокупности качеств личности предполагает дальнейший поиск эффективных методов и методик исследования. Несмотря на стремительную активность изучения феномена инновационности личности в системе школьного образования, в данной проблематике столько неизвестного, что практическая результативность невелика.

Научный анализ инновационности, как совокупности качеств личности в настоящее  время ограничен недостаточностью  диагностических методик. К примеру, среди  известных методик наиболее популярной является  Шкала М.Кертона (1976).  В ней основной акцент делается на качественном своеобразии мышления и принятия решения в условиях инновационной деятельности (М. Кертон, 2003). По результатам тестирования учащийся видит, в какой определенной точке шкалы адаптор – инноватор. Он находится. Деятельностная активность адаптора к инновациям связана с избеганием резких изменений, скептическим отношением к ним. Активность инноватора может выступать катализатором инноваций, обеспечивать динамику организационных изменений. Даная методика до сих пор является популярной в наших школах. Практическая ориентация исследований предполагает ряд диагностических мероприятий по формированию инновационности личности в подростковом и юношеском возрастном этапах учебного общения  «учитель+ученик», «ученик+ученик». Педагогам будут полезны методики для оценки инновационного потенциала старшеклассников и студентов и последующей разработки, апробации инструментария для диагностики уровня их инновационных качеств и инновационной готовности:

 •  шкала самооценки инновационных качеств личности (Лебедева, Татарко);

• методика диагностики интерактивной направленности личности (модификация Н.Фетискина);

• тест жизнестойкости Д.Леонтьева;

• тест «Стойкость к новизне (Г.Цукерман);

• опросник для оценки настойчивости ( Е.Ильин);

• тест «Адаптивность» – многоуровневый личностный опросник (МЛО-АМ) А.Маклакова и С.Чермянина.

Литература

Михайлова О.Б. Инновационный потенциал личности // Вестник НГУ. Серия «Психология». – 2012. – №1. – С.26 – 32.

Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организции / пер с англ. – ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.

Сумнительный К. Инновации в образовании: Мифы и реальность // Народное образование. –  2007. – №4.

Kirton M.J. Adaption and innovation in the context of diversity and change Routledge, London, 2003. – P. 392.