Вместе со всеми…
№38
(Роль педагогического коллектива в развитии инклюзивного образования)
Дина САДРИЕВА,
педагог-организатор средней школы №16 г. Зеленодольска
Детство – уникальная пора в жизни каждого человека, когда формируется его здоровье, происходит развитие личности. В то же время это годы, когда имеющиеся социальные и эмоциональные проблемы могут привести к тяжелым последствиям в молодости и взрослой жизни.
Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу.
Работать с детьми в наше время непросто, а с детьми-инвалидами – тем более. Ведь это дети со сложными заболеваниями и одновременно, как правило, одаренные, наша задача, как ввести их в социум.
Образовательное пространство нашей школы становится все более привлекательными и открытыми для ребенка-инвалида и его семьи, так как наша школа маленькая, уютная, комфортная. У нас учатся всего около двухсот детей. Помогает нам, безусловно, действующий закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также долгосрочные стратегии Правительства. Основная задача в этом направлении сформулирована Премьер-министром РФ Д.Медведевым: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества». Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа».
В нашей школе обучаются 8 детей с ограниченными возможностями здоровья, 7 из них имеют инвалидность. В последнее время мы наблюдаем увеличение потребностей родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении их детей вместе со здоровыми сверстниками. Но было бы лукавством сказать, что развитие инклюзивного образования происходит безболезненно, легко. Для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья чувствовал себя в массовой школе безопасно, комфортно, необходимо не только обеспечить архитектурные условия, но и оснастить школу оборудованием. Обычная школа, как правило, не имеет условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи… Сегодня мы приходим к мысли о том, что во время курсов повышения квалификации преподавателей обязательно нужно вносить в программу обучение и передовой опыт для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши педагоги нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями. В первую очередь – это работа с детьми с разными возможностями в обучении и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому. Учителя, которые уже имеют опыт работы по принципам инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:
• принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;
• включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;
• вовлекать учеников в групповые формы работы и групповые решения задач;
•использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
В нашу школу приходят родители детей-инвалидов кто за советом, а кто и за поддержкой, ведь вырастить ребенка-инвалида очень тяжело, и в одиночку никак не справиться.
Когда такого ребенка приводят заниматься в школу, то возникает необходимость подтянуть этого ребенка до уровня сверстников. Первоначальные индивидуальные занятия педагога с ребенком помогают включить его в обычную детскую жизнь, ведь детей-инвалидов объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им необходимы забота, понимание и внимание со стороны общества. Кроме знаний, мы должны предоставить детям с ограниченными возможностями проведение активного отдыха и досуга, которые имеют здоровые дети.
Мы должны взаимодействовать с родителями – это совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, акта, терпимости. Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами и другими специалистами мы организовываем праздники, концерты «Алло, мы ищем таланты!», где участвуют все. Для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями и их интеграции со здоровыми детьми используем возможности дополнительного образования – кружковые, секционные занятия, которые помогают восстановлению нарушенных функций организма. Опыт показывает, что важную роль при интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников играет правильный выбор досуговой сферы. Участие ребёнка с ограниченными возможностями в концертах, спектаклях, праздниках вместе со здоровыми детьми помогает детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности.