Всемогущий и занимательный синтаксис
Всемогущий и занимательный синтаксис
(для учащихся 7 класса)
Людмила ПАВЛОВА,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мамыковская СОШ Нурлатского района РТ»
Аннотация
Обоснование выбора темы и объёма курса
Рабочая программа учебного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Данная рабочая программа курса составлена на основе авторской программы «Всемогущий и занимательный синтаксис». Элективный курс. Авторы Божко Н.М., Шарова А.Н. – Волгоград, издательство «Учитель».
Синтаксис является важным разделом грамматики русского языка, формирующим у школьников умение правильно анализировать структуру предложения, понимать взаимосвязь его членов и строить грамотные высказывания. В 7 классе происходит углубление знаний по синтаксису, поскольку учащиеся уже владеют основами морфологии и умеют выполнять разбор простых предложений. Расширение знаний о сложных предложениях, типах связи между частями, а также развитие навыков синтаксического анализа способствует формированию коммуникативной компетенции и подготовке к успешному освоению более сложных тем в старших классах.
Цели и задачи программы:
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе русского языка.
2.Научить различать главные и второстепенные члены предложения, выполнять их синтаксический разбор.
3.Освоить виды простых предложений, типы сложных предложений и способы связи в них.
4.Развивать умения правильно ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.
5.Формировать навыки самостоятельного анализа и построения синтаксических конструкций.
6.Повысить уровень языковой культуры и грамотности учащихся.
Структура курса
Программа охватывает следующие основные темы:
- Повторение и углубление знаний о простом предложении: главные и второстепенные члены.
- Разбор простых предложений по членам.
- Введение в сложные предложения: сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.
- Грамматические основы в частях сложных предложений.
- Пунктуация в сложных предложениях.
- Практические упражнения на разбор и составление предложений.
- Итоговое закрепление и контроль знаний.
Методы и формы работы
В процессе обучения используются разнообразные методы: объяснительно-иллюстративный, практический (выполнение упражнений), проблемно-диалогический, исследовательский. Формы работы включают фронтальные занятия, работу в парах и группах, индивидуальные задания, творческие проекты и контрольные работы.
Ожидаемые результаты
По окончании курса учащиеся должны:
Уверенно выполнять синтаксический разбор простых и сложных предложений.
Правильно определять типы сложных предложений и виды связи между частями.
Грамотно использовать знаки препинания в различных синтаксических конструкциях.
Применять полученные знания в устной и письменной речи для построения правильных и выразительных высказываний.
Данная рабочая программа способствует системному освоению синтаксиса русского языка в 7 классе, формирует у школьников прочные грамматические навыки, необходимые для успешного изучения языка и развития коммуникативной компетенции. Реализация программы поможет повысить уровень грамотности и уверенности учащихся в использовании русского языка.
Содержание курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
1.Введение в синтаксис. Понятие синтаксиса. (4 часа)
Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.
Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.
Слова. Сочетания слов. Словосочетания.
Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании. Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.
Синтаксический анализ словосочетания.
- Простое предложение (9 часов)
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и способы его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа.
Сказуемое и способы его выражения: глаголом, существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения. Практические задания на разбор простых предложений.
- Простое осложнённое предложение (8 часов)
Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения.
Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
- Предложения простые и сложные (6 часов)
Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Практические упражнения на разбор сложных предложений.
- 5. Синтаксические нормы и стилистика (2 часа)
Синтаксические нормы русского языка. Особенности построения предложений в разных стилях речи. Ошибки в синтаксисе и способы их исправления.
- Творческое применение знаний (4 часа)
Составление собственных текстов с использованием изученных конструкций.
Анализ и редактирование текстов с точки зрения синтаксиса. Игры и упражнения на развитие синтаксического мышления.
- Итоговое занятие (1 час)
Обобщение изученного материала. Контрольное задание (тест, разбор предложений, сочинение). Обсуждение результатов и ответы на вопросы.
Методические рекомендации:
Использовать разнообразные формы работы: лекции, практические задания, групповые обсуждения, игры. Включать примеры из художественной литературы и СМИ. Активно привлекать учащихся к самостоятельному анализу и творчеству. Регулярно проводить повторение и закрепление материала.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения |
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация. Введение. | |||
1 | Введение. Всемогущий синтаксис. | 1 | |
2 | Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов | 1 | |
3 | Слова. Сочетания слов. Словосочетания. | 1 | |
4 | Обобщение знаний по разделу «О словах и словосочетаниях» | 1 | |
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.
Простое двусоставное предложение. |
|||
5 | Типы предложений. Общие сведения. | 1 | |
6 | Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. | 1 | |
7 | Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. | 1 | |
8 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | |
9 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | |
10 | Второстепенные члены предложения. Определение. | 1 | |
11 | Дополнение. | 1 | |
12 | Обстоятельство. | 1 | |
13 | Обобщение знаний по разделу «Простое предложение» | 1 | |
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.
Простое осложнённое предложение |
|||
14 | Простое осложнённое предложение. | 1 | |
15 | Однородные члены предложения и их добрососедские отношения. | 1 | |
16 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |
17 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | |
18 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Практикум | 1 | |
19 | Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, обращения) | 1 | |
20 | Предложения с обращениями, Знаки препинания при обращениях. | 1 | |
21 | Обобщение знаний по разделу «Простое предложение» | 1 | |
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация. Сложное предложение. | |||
22 | Виды сложных предложений. | 1 | |
23 | Классификация сложных предложений. Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. | 1 | |
24 | Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. | 1 | |
25 | Предложения сложносочиненные и сложноподчиненные (общее представление, практическое усвоение) | 1 | |
26 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | |
27 | Обобщение знаний по разделу «Сложное предложение» | 1 | |
Синтаксические нормы и стилистика | |||
28-
29 |
Синтаксические нормы русского языка. Особенности построения предложений в разных стилях речи. Ошибки в синтаксисе и способы их исправления. | 2 | |
Творческое применение знаний | |||
30 | Составление собственных текстов с использованием изученных конструкций. | 1 | |
31 | Анализ и редактирование текстов с точки зрения синтаксиса. | 1 | |
32-
33 |
Игры и упражнения на развитие синтаксического мышления. | 2 | |
34 | Обобщение изученного материала. | 1 |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимы: учебник по русскому языку для 7 класса, раздаточные материалы с упражнениями, наглядные схемы и таблицы, мультимедийные презентации, доска и раздаточные материалы; технические средства: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор.
Электронные ресурсы:
- Электронные учебники и интерактивные пособия на портале «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru)
- Онлайн-справочники по русскому языку (например, Gramota.ru)
- Мультимедийные презентации и видеоуроки по теме «Синтаксис» на образовательных платформах (YouTube, Учи.ру, Фоксфорд)
Основная литература:
- Ладыженская Т.А., Тростенцова Т.А. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2020.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Русский язык. Синтаксис: Учебное пособие. – М.: Русский язык, 2019.
- Львова Н.В. Русский язык. Синтаксис. 7 класс: Методическое пособие. – СПб.: Питер, 2021.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Азбуковник, 2022.
Дополнительная литература:
- Тихомирова Н.Г. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М.: Вентана-Граф, 2018.
- Костомаров В.В. Русский язык. Синтаксис: Учебно-методический комплекс. – М.: Академия, 2019.
- Ладыженская Т.А., Тростенцова Т.А. Русский язык. 7 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2020.
- Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2017.
Данная подборка литературы обеспечивает комплексное изучение синтаксиса русского языка, способствует развитию навыков анализа и правильного построения предложений, а также помогает организовать разнообразные формы работы с учащимися.
Игры и упражнения на развитие синтаксического мышления
- Конструктор предложений
Цель. научиться правильно строить предложения из отдельных слов и словосочетаний.
Учитель раздаёт карточки с разными словами (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Учащиеся должны составить из карточек осмысленные простые или сложные предложения. Можно усложнять задание, предлагая составлять сложносочинённые или сложноподчинённые предложения.
Вариант: работать в командах, кто быстрее и правильнее составит предложение.
- Разбор предложения на время
Цель. тренировать навык быстрого и правильного синтаксического разбора.
Учитель показывает предложение (устно или на доске).Учащиеся за ограниченное время (например, 3 минуты) должны определить главные и второстепенные члены, вид предложения, тип связи. Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее и без ошибок.
- Синтаксический пазл
Цель. развить умение видеть структуру предложения и связи между его частями.
Предложение разбивается на части (главная часть, придаточные, союзы и т.п.), которые вырезаются на карточках. Учащиеся должны собрать предложение из этих частей, правильно расположив их и указав связи.
Вариант: можно использовать сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
- Игра «Найди ошибку»
Цель. учиться распознавать синтаксические ошибки и исправлять их.
Учитель предлагает предложения с синтаксическими ошибками (например, нарушение согласования, неправильный порядок слов, неверное использование союзов).Учащиеся должны найти и исправить ошибки. Можно обсуждать, почему ошибка возникла и как её избежать.
- Составь рассказ из предложений
Цель. развивать умение связывать предложения в текст, использовать разные типы предложений.
Учитель даёт набор простых предложений или фраз. Учащиеся должны составить из них связный рассказ, используя сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
После составления рассказа можно провести разбор синтаксической структуры.
- «Синтаксический диктант»
Цель. отработать умение слушать и понимать синтаксическую структуру предложения.
Учитель диктует сложное предложение. Учащиеся записывают его и затем разбирают по членам предложения, определяют тип и структуру. Можно усложнять диктант, добавляя придаточные предложения.
- Ролевая игра «Союзы и знаки препинания»
Цель. закрепить знания о союзах и пунктуации в сложных предложениях.
Учащиеся получают роли: союзы (и, а, но, потому что, если и т.д.), части сложного предложения, знаки препинания. В процессе игры они «взаимодействуют», показывая, как строится сложное предложение и где ставятся запятые.
Практические задания на разбор простых предложений
Задание 1. Определите главные члены предложения
Выпишите подлежащее и сказуемое в каждом предложении:
- Весна пришла рано.
- Дети играют во дворе.
- Солнце светит ярко.
- Мама приготовила обед.
- Птицы поют утром.
Задание 2. Найдите второстепенные члены предложения и укажите их вид
В каждом предложении определите дополнение, определение и обстоятельство:
- Мы читаем интересную книгу.
- Вечером на улице стало прохладно.
- Учитель объяснил сложное правило.
- Девочка быстро бежала домой.
- Папа купил свежие овощи на рынке.
Задание 3. Выполните синтаксический разбор предложения
Разберите предложения по членам, укажите грамматическую основу, сказуемое, тип второстепенных членов:
- Зима покрыла землю белым снегом.
- Старый дуб рос у дороги.
- Мы слушали красивую музыку.
- Река медленно текла между холмами.
- Мальчик весело играл с собакой.
Задание 4. Найдите и исправьте ошибки в разборе предложения
Ученикам предлагаются предложения с ошибками в синтаксическом разборе (например, неверно определено подлежащее или сказуемое). Нужно найти ошибку и объяснить:
- (Ошибка: сказуемое определено как подлежащее) «Солнце ярко светит».
- (Ошибка: обстоятельство принято за дополнение) «Дети играют в парке».
- (Ошибка: определение пропущено) «Красивый цветок растёт в саду».
Задание 5. Составьте собственное предложение и выполните его разбор
- Составьте простое предложение с подлежащим и сказуемым.
- Добавьте к нему второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство).
- Выпишите предложение и выполните его синтаксический разбор.
Практические упражнения на разбор сложных предложений
Задание 1. Определите тип сложного предложения
Укажите, является ли предложение сложносочинённым, сложноподчинённым или бессоюзным:
- Солнце светит ярко, и птицы поют весело.
- Когда наступила ночь, зажглись фонари.
- Дождь закончился – воздух стал свежим.
- Мы пошли в парк, а потом зашли в кафе.
- Я знаю, что ты придёшь завтра.
Задание 2. Найдите грамматические основы в каждой части сложного предложения
В каждом предложении выпишите главные члены (подлежащее и сказуемое) в каждой части:
- Мама готовила ужин, а дети делали уроки.
- Если погода будет хорошей, мы пойдем гулять.
- Он прочитал книгу – она была очень интересной.
- Когда зазвонил звонок, все ученики встали.
- Я люблю читать, но у меня мало времени.
Задание 3. Выполните разбор сложноподчинённого предложения
Разберите предложение на главную и придаточную части:
- Я знаю, что экзамен будет сложным.
- Книга, которую ты мне дал, очень интересная.
- Когда наступила весна, распустились цветы.
- Мы пошли туда, где раньше играли.
- Он рассказал, почему опоздал на урок.
Задание 4. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях
Вставьте необходимые запятые и другие знаки препинания:
- Я хотел пойти в парк но начался дождь.
- Если погода будет хорошей мы поедем на дачу.
- Он прочитал книгу которая лежала на столе.
- Мы играли на улице а потом пошли домой.
- Когда зазвонил звонок все встали.
Задание 5. Составьте собственное сложное предложение и выполните его разбор
- Составьте сложносочинённое или сложноподчинённое предложение.
- Выпишите его части, укажите грамматические основы.
- Объясните тип связи между частями (союзная, бессоюзная связь).
- Расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор.