«Әйдәгез бергәләп уйныйбыз» – «Давайте вместе поиграем»
«Әйдәгез бергәләп уйныйбыз» – «Давайте вместе поиграем»
Аннотация. Конспект организованной образовательной деятельности
по обучению русскоязычных детей средней группы татарскому языку с использованием УМК «Татарча сөйләшәбез» – «Говорим по татарски»
по проекту «Минем өем»
Фирдия ШАЙДУЛЛОВА,
воспитатель по обучению
татарскому языку
детского сада №94
г.Казани
Цель: закрепление пройденного материала по татарскому языку по темам «Гаилә», «Ашамлыклар», «Уенчыклар», «Саннар»
Задачи:
Образовательная
– активизировать словарный запас детей по татарскому языку.
– закреплять умения счета до пяти.
Воспитывающая
–воспитывать уважительное отношение друг к другу,
–воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Развивающая
– развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук,
– совершенствовать диалогическую речь.
–развивать умение самостоятельно выполнять задания,
–совершенствовать умение слушать и слышать друг друга.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и умений воспитанников (итоговое занятие).
Демонстрационный материал: стол с чайным сервизом и муляжи продуктов «ипи», «алма», «чәй», «сөт»; презентация по теме «Семья»; пальчиковый театр «Семья», игрушки в волшебном мешкочке, кубики по темам «Гаилә», «Ашамлыклар», «Уенчыклар».
Ход занятия
- ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент (Оештыру өлеше). 2 мин
Воспитатель: Исәнмесез, балалар!
Дети: Исәнмесез, ………………………..
Воспитатель: Хәлләрегез ничек?
Дети: Әйбәт, рәхмәт. ………………., хәлләр ничек?
Воспитатель: Әйбәт, рәхмәт.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (Төп өлеш). 15 мин.
Воспитатель: Утырыгыз! Присаживайтесь. Я к вашему приходу накрыла стол. Что вы видете на столе? Нәрсә бу?( «ипи», «алма», «чәй»,«сөт»).
Воспитатель: Давайте вместе посчитаем «Ничә алма?» (5 яблок)
Ничә чәй? ( 3 чашки чая)
Ничә сөт? (1 молоко)
Ничә ипи? ( 2 хлеба)
Все правильно!
Сюрпризный момент. Стук в дверь, в кабинет заходит Заяц (Куян)
Куян: Исәнмесез, балалар!
Воспитатель: Балалар, кем бу?
Дети: Бу Куян. Исәнме, Куян.
Воспитатель: Ребята, предлагаю позвать нашего гостя за стол.
Дети: Куян, кил монда. Утыр. (все вместе)
Куян садится за стол, благодарит ребят
Воспитатель:Ребята, угощайте Куян
Ребенок 1: Куян, мә, чәй эч.
Воспитатель: Амир, угости Куян хлебом.
Ребенок 2: Куян, мә, ипи аша.
(3–4 ребенка угощают Куян)
Куян: Рәхмәт, тәмле булды. Я к вам не с пустыми руками, я принес волшебный мешочек. Хотите узнать что в нем?Достаньте из мешочка предмет и назовите его на татарском языке.
Дети по очереди достают из мешка игрушку и называют ее, например, «Бу туп».
Куян: (берет мяч в свои руки) Әйе, бу туп. Туп нинди?
Дети: Зур туп, чиста туп, матур туп.
Куян: Курчак нинди?
Дети: Курчак чиста, матур. Кечкенә.
Куян: Молодцы, ребята. Хорошо поиграли, мешочек опустел. Правильно все сказали. А еще я вам мяч принес, (Мяч – туп). Поиграем с мячом?
Ял минуты.
Матур тубым.
Минем тубым бигрәк җитез: (кулларын чәбәклиләр)
Матур итеп сикерә. (сикерәләр)
Әгәр тотып өлгермәсәң, (кулларын өскә күтәрәләр)
Әллә кая йөгерә. (бер урында йөгерәләр)
Куян:Мне понравилось с вами играть. Но мне пора возвращаться домой, там меня семья ждет. Сау булыгыз!
Дети: Сау бул, Куян.
Воспитатель: А у меня на экране тоже семья
Использование призентации «Семья»(«Гаилә»)
Воспитатель: Семья большая. Назовите членов семьи. Кто живет в семье?
Дети: әни, әти, әби, бабай, кыз, малай.
Воспитатель: Молодцы. А теперь, посмотрите на мою руку, у меня на ладошке тоже живет семья (Воспитатель одевает на каждый палец куклу из пальчикового театра “Семья”) Покажите свои пальчики и повторяйте вместе со мной.
Пальчиковая игра «Семья»
Бу бармак бабай,
Бу бармак әби,
Бу бармак әти,
Бу бармак әни,
Бу бармак малай ( на правой руке).
Бу бармак бабай,
Бу бармак әби,
Бу бармак әти,
Бу бармак әни,
Бу бармак кыз ( на левой руке).
Воспитатель: А на следующем фото семья не в полном составе. Посмотрите внимательнее, кого из членов семьи нет? Кто самый внимательный?
Игра «Кого не стало?» – «Кем юк?»
Воспитатель: А сейчас соберемся дружно в круг и присядем на ковер. У меня для вас еще один сюрприз – кубики. Не простые, а очень интересные: они помогают рассказывать истории про нашу семью. Для этого надо одновременно подкинуть сразу два кубика и посмотреть , что на них выпадет. Я начну. (воспитатель кидает кубики и проговаривает:«Әни, мә алма. Аша». Передает кубики ребенку.)
Игра «Волшебные кубики»
(Дети по очереди кидают кубики и состовляют предложения. На одном кубике члены семьи, на другом продукты, на третьем игрушки)
Дети: Әни, мә ипи. Аша.
Кыз, мә курчак. Уйна.
Әби, мә чәй. Эч.
Воспитатель: Молодцы.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итоговая часть (Йомгаклау).Рефлексия. 3 мин.
Воспитатель: Наше занятие закончилось. Вам пора возвращаться в группу. Вы показали хорошиее знание татарского языка. Скажи ,…………….., (обращение к детям по именам)
- что для вас было самым трудным на занятии?
- то больше всего понравилось?
- һчто было самым интересным?
- какие умения (навыки) помогали выполнить задание?
- где вы можете применить знание татарского языка?
Сау булыгыз.