«Әйдәгез бергәләп уйныйбыз» – «Давайте вместе поиграем»

«Әйдәгез бергәләп уйныйбыз» – «Давайте вместе поиграем»

 

 Аннотация. Конспект организованной образовательной деятельности

по обучению русскоязычных детей средней группы татарскому языку с использованием УМК «Татарча сөйләшәбез» – «Говорим по татарски»

по проекту «Минем өем»

Фирдия ШАЙДУЛЛОВА,

воспитатель по обучению

 татарскому языку

детского сада  №94

  г.Казани

 

Цель:   закрепление пройденного материала по татарскому языку по темам «Гаилә», «Ашамлыклар», «Уенчыклар», «Саннар»

Задачи:

Образовательная

– активизировать словарный запас детей по татарскому языку.

– закреплять умения счета до пяти.

Воспитывающая

–воспитывать уважительное отношение друг к другу,

–воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Развивающая

– развивать и стимулировать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук,

– совершенствовать диалогическую речь.

–развивать умение самостоятельно выполнять задания,

–совершенствовать умение слушать и слышать друг друга.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний и умений воспитанников (итоговое занятие).

Демонстрационный материал: стол с чайным сервизом и муляжи продуктов «ипи», «алма», «чәй», «сөт»; презентация по теме «Семья»; пальчиковый театр «Семья»,  игрушки в волшебном мешкочке, кубики по темам «Гаилә», «Ашамлыклар», «Уенчыклар».

 

Ход занятия

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент  (Оештыру өлеше). 2 мин

Воспитатель: Исәнмесез, балалар!

Дети: Исәнмесез, ………………………..

Воспитатель: Хәлләрегез ничек?

Дети: Әйбәт, рәхмәт. ………………., хәлләр ничек?

Воспитатель: Әйбәт, рәхмәт.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (Төп өлеш). 15 мин.

Воспитатель: Утырыгыз! Присаживайтесь. Я к вашему приходу накрыла стол. Что вы видете на столе? Нәрсә бу?( «ипи», «алма», «чәй»,«сөт»).

Воспитатель: Давайте вместе посчитаем «Ничә алма?» (5 яблок)

Ничә чәй? ( 3 чашки чая)

Ничә сөт? (1 молоко)

Ничә ипи? ( 2 хлеба)

Все правильно!

Сюрпризный момент. Стук в дверь, в кабинет заходит Заяц (Куян)

Куян: Исәнмесез, балалар!

Воспитатель: Балалар, кем бу?

Дети: Бу Куян. Исәнме, Куян.

Воспитатель: Ребята, предлагаю позвать нашего гостя за стол.

Дети: Куян, кил монда. Утыр. (все вместе)

Куян садится за стол, благодарит ребят

Воспитатель:Ребята, угощайте Куян

Ребенок 1: Куян, мә,  чәй эч.

Воспитатель: Амир, угости Куян хлебом.

Ребенок 2: Куян, мә, ипи аша.

(3–4 ребенка  угощают Куян)

Куян: Рәхмәт, тәмле булды. Я к вам не с пустыми руками, я принес волшебный мешочек. Хотите узнать что в нем?Достаньте из мешочка предмет и назовите его  на татарском языке.

Дети по очереди достают из мешка игрушку и называют ее, например, «Бу туп».

Куян: (берет мяч в свои руки) Әйе, бу туп. Туп нинди?

Дети:  Зур туп, чиста туп, матур туп.

Куян: Курчак нинди?

Дети: Курчак чиста, матур. Кечкенә.

Куян: Молодцы, ребята. Хорошо поиграли, мешочек опустел. Правильно все сказали. А еще я вам мяч принес, (Мяч – туп). Поиграем с мячом?

Ял минуты.

Матур тубым.
Минем тубым бигрәк җитез: (кулларын чәбәклиләр)
Матур итеп сикерә. (сикерәләр)
Әгәр тотып өлгермәсәң, (кулларын өскә күтәрәләр)
Әллә кая йөгерә. (бер урында йөгерәләр)

Куян:Мне понравилось с вами играть. Но  мне пора  возвращаться домой, там меня семья ждет. Сау булыгыз!

Дети: Сау бул, Куян.

Воспитатель: А у меня на экране тоже семья

Использование призентации «Семья»(«Гаилә»)

Воспитатель: Семья большая. Назовите членов семьи. Кто живет в семье?

Дети: әни, әти, әби, бабай, кыз, малай.

Воспитатель: Молодцы. А теперь, посмотрите на мою руку, у меня на ладошке тоже живет семья (Воспитатель одевает на каждый палец куклу из пальчикового театра “Семья”)  Покажите свои пальчики и повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая игра «Семья»

Бу бармак бабай,

Бу бармак әби,

Бу бармак әти,

Бу бармак әни,

Бу бармак малай ( на правой руке).

Бу бармак бабай,

Бу бармак әби,

Бу бармак әти,

Бу бармак әни,

Бу бармак кыз ( на левой руке).

Воспитатель: А на следующем фото семья не в полном составе. Посмотрите внимательнее, кого из членов семьи нет? Кто самый внимательный?

Игра «Кого не стало?» – «Кем юк?»

Воспитатель: А сейчас соберемся дружно в круг и присядем на ковер. У меня для вас еще один сюрприз – кубики. Не простые, а очень интересные: они помогают рассказывать истории про нашу семью. Для этого надо одновременно подкинуть сразу два кубика и посмотреть , что на них выпадет. Я начну. (воспитатель кидает кубики и проговаривает:«Әни, мә алма. Аша». Передает кубики ребенку.)

Игра «Волшебные кубики»

(Дети по очереди кидают кубики  и состовляют предложения. На  одном кубике члены семьи, на другом продукты, на третьем игрушки)

Дети: Әни, мә ипи. Аша.

Кыз, мә курчак. Уйна.

Әби, мә чәй. Эч.

Воспитатель: Молодцы.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итоговая часть (Йомгаклау).Рефлексия. 3 мин.

Воспитатель: Наше занятие закончилось. Вам пора возвращаться в группу. Вы показали хорошиее знание татарского языка. Скажи ,…………….., (обращение к детям по именам)

  • что для вас было самым трудным на занятии?
  • то больше всего понравилось?
  • һчто было самым интересным?
  • какие умения (навыки) помогали выполнить задание?
  • где вы можете применить знание татарского языка?

Сау булыгыз.