Профессиональная роль офицера-воспитателя

Профессиональная роль офицера-воспитателя

Дмитрий ГУРЬЯНОВ,

воспитатель кадетского класса

Чистопольской КШИ

имени героя Советского Союза

С.Е.Кузьмина

 

Аннотация. В статье рассматривается роль воспитателя кадетского класса в воспитании обучающихся. Основные функции офицера-воспитателя и качества, которые должны быть у воспитателя.

Ключевые слова: офицер-воспитатель, профессиональные и высокие морально-нравственные качества, педагогическое мастерство.

 

 

Введение.

И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н. Толстой.

Моё решение продолжить трудовую деятельность на гражданском поприще именно в «Чистопольской кадетской школе-интернат» не было случайным. Годы моей службы в Вооружённых силах были связаны с воспитанием и обучением юношей. Работа в кадетской школе в должности офицера–воспитателя близка мне по духу. Она позволяет реализовывать на практике накопленный мной за многие годы опыт педагогической работы, передать молодому поколению свои знания и умение, чтобы подготовить юношей к дальнейшей жизни, их служению Отечеству на военном или гражданском поприще.

Основная часть.

Поиск пути к вершинам педагогического мастерства сложен и труден. В нем нет готовых рецептов, универсальных и пригодных на все случаи жизни. Выбрав профессию педагога-воспитателя, необходимо постоянно помнить, что учить и воспитывать детей всегда было трудным делом. Результативность воспитательной работы во многом определяется авторитетом и подготовленностью педагогов-воспитателей, а в нашем случае – мужчин в роли офицера-воспитателя.

Основные функции и содержание работы воспитателя в кадетской школе это:

  1. Аналитическая:

–изучение индивидуальности кадета;

–анализ развивающегося коллектива и личности;

–анализ семейного воспитания каждого кадета;

–анализ уровня воспитанности личности.

  1. Организационно-координирующая:

–организация и стимулирование разнообразной деятельности кадет;

–установление связи кадетской школы с семьёй;

–индивидуальное воздействие на каждого кадета;

–обеспечение материально-бытовых условий.

  1. Коммуникативная:

–регуляция межличностных отношений между кадетами;

–установление взаимоотношений «ученик  – учитель»;

–содействие благоприятному климату в коллективе;

–оказание помощи кадету в установлении отношений с товарищами.

Педагогическая, воспитательная деятельность в кадетской школе совместная деятельность, и ее успех зависит от того, какие отношения сложились между воспитателем и воспитанником. Именно воспитатель должен уметь правильно устанавливать правильные взаимоотношения и развивать их в нужном направлении. Одним из условий разумного воспитания является чуткость и умение воспитателя расположить к себе воспитанников, т.е. имидж офицера-воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Имидж офицера-воспитателя складывается из его наиболее значимых личных качеств. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые существуют не сами по себе, а проявляются, прежде всего, в повседневной деятельности, общении с окружающими.

Заключение.

Только при наличии определенных профессиональных и высоких морально–нравственных качеств у офицера-воспитателя кадетской школы возможно его положительное влияние на становление и развитие личности подростка-кадета. Каждый из офицеров-воспитателей проходит вместе с кадетами их воинские университеты. Это повседневный, упорный, внешне не всегда заметный, но важный и благородный труд. Наилучших результатов добиваются те, кто умело сочетает педагогическое мастерство с требовательностью и заботой, поощрением инициативы и творческой самостоятельности ребят. Личный пример командира является той воспитательной силой, которую нельзя заменить ни учебниками, ни нравоучениями, ни системой наказаний. Оставляя след в памяти, он влияет на всю последующую жизнь кадета.