«Создание рациона питания в Excel»

«Создание рациона питания в Excel»

(Конспект интегрированного урока

информатики и биологии

в 8 классе)

Лилия НЕСТЕРЕВА

учитель информатики

Наталья БУРЕЕВА

учитель географии и биологии

Гимназия №33 г. Казани

Тип урока: комбинированный урок

Цель:

Познакомить учащихся с понятиями «энерготраты человека» и «пищевой рацион». Выяснить степень их взаимосвязи и практическое значение для каждого человека. Составить рацион питания на день в Excel.

Форма работы: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютеры или ноутбуки для учителя и учеников, экран, проектор, раздаточный материал.

Ход урока:

1 этап – организационно-мотивационный

Учитель Н.А. Доброе утро! На ваших рабочих столах есть листочке, подпишите их, пожалуйста.

Учитель Л.В. Доброе утро, ребята! Включите, пожалуйста, компьютеры (ноутбуки). Проверьте, что мышки и клавиатуры подключены и работают. Найдите на рабочем столе компьютера файл Excel. Все к уроку готовы? За компьютерами сегодня будем работать немного позже, сейчас смотрим на экран.

2 этап – постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель Н.А. Гиппократ говорил: «Я есть то, что я ем». Александр Суворов говорил: «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу». Пушкин А.С. говорил: «Не ужинать – святой закон, кому всего дороже легкий сон».

Насколько же актуален режим питания для здоровья человека? Какое количество пищи мы должны употреблять в день? Как посчитать количество калорий? Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

Ученики. Ученики пытаются ответить на вопросы и предлагают свои варианты темы урока.

Учитель Н.А. Тема урока: «Создание рациона питания в Excel».

3 этап – актуализация знаний

Учитель Н.А. Пожалуйста, посмотрите на экран и постарайтесь ответить на вопросы:

Что такое обмен веществ и энергии?

Что такое пластический обмен?

Что такое энергетический обмен?

Ученики. Ученики предлагают свои варианты ответов.

4 этап – Первичное усвоение новых знаний

Учитель Н.А. Для определения постоянного уровня обмена веществ, позволяющего судить о какой-то физиологической норме, принято измерять наименьшие энерготраты человека в определенных стандартных условиях.

Основной обмен – это интенсивность обмена веществ при соблюдении стандартных условии за единицу времени.

Стандартные условия: после суточного голодания; исключение из рациона белковых продуктов в течение 3-х дней; утром; при температуре комфорта; состояние полного психического покоя; не совершать физической и умственной деятельности; не спать.

Основной обмен зависит: от возраста (у детей выше, чем у взрослых); от пола: у мужчин выше, чем у женщин; от генетических особенностей человека; от состояния здоровья.

Общий обмен – фактические энерготраты, совершаемые человеком за единицу времени.

Проанализируйте таблицу, от чего зависит количество потраченной энергии?

Ученики. Чем больше физическая активность, тем выше затраты энергии.

Учитель Н.А. Рациональное питание – соблюдение трех основных принципов: баланс поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности энергии; удовлетворение потребности питательных веществ в определенном количестве и соотношении; соблюдение режима питания.

Рассчитайте рацион питания, учитывая процентное отношение в суточной потребности для разных возрастов:

Учитель Л.В. Прежде чем переходить к заполнению таблицы рассмотрим относительную и абсолютную адресацию в Excel.

Ссылки в Excel бывают 3-х типов: относительные ссылки (пример: A1); абсолютные ссылки (пример: $A$1); смешанные ссылки (пример: $A1 или A$1). Если формула требует, чтобы адрес ячейки оставался неизменным при копировании, то должна использоваться абсолютная ссылка. Для этого перед символами ссылки устанавливаются символы «$» (формат записи $А$1).

5 этап – Первичная проверка понимания

Учитель Л.В. На рабочих столах компьютера есть файл Excel, пожалуйста, откройте файл.

На листе «Рацион питания в калориях» необходимо рассчитать рацион питания, учитывая процентное соотношение в суточной потребности для разных возрастов. Все пустые ячейки нужно заполнить. У вас должна получиться таблица как на экране. Какие формулы вы использовали? Например, какая формула в ячейке С4? А какая формула в ячейке С6?

Ученики. В ячейке С4 формула = C8*$B4, в ячейке С6 формула = C8*$B6

Учитель Л.В. Да, в С4 верная формула, если копировать ее на две ячейки вправо. А можно эту формулу из ячейки С4 скопировать вниз? Что у вас получится?

Ученики. В ячейке С4 вычисления верные, а в ячейках диапазона С5:С7 нет.

Учитель Л.В. Как нужно изменить формулу, что необходимо добавить?

Ученики. Нужно добавить знак $, формула в ячейке С4 должна быть =C$8*$B4

Учитель Л.В. Хорошо, проверьте, пожалуйста, данные в своей таблице, с таблицей, которая представлена на экране.

Прием пищи Доля суточной потребности в энергии, % Энергетическая потребность ккал.
7-10 лет 11-15 лет Старше 16
Первый завтрак 14% 357 406 434
Второй завтрак 18% 459 522 558
Обед 50% 1275 1450 1550
Ужин 18% 459 522 558
Итого 100% 2550 2900 3100

 

5 этап – Первичное закрепление

Учитель Л.В. Составьте меню, учитывая количество калорий при четырех разовом питании. Выполните работу в парах. Составьте меню. Посчитайте количество ккал., белков жиров и углеводов. Работа выполняется в трех вариантах для разных возрастных групп. Возрастная группа указана на вашем листочке.

Учитель Н.А. Сравните, сколько белков, жиров и углеводов получает организм в течении суток в вашем меню.

Обратите внимание на суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков:

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Учитель Л.В. Приступаем к составлению меню в Excel, помним, что для быстрых расчетов пользуемся формулами Excel. Все продукты имеются в справочнике, который представлен в файле Excel на листе «Блюда и напитки».

Пример готового меню представлен на экране.

Ккал.

норма

Ккал.

в пище

Меню

7-10 лет

Энер.ценность. ккал Белки, г Жиры г Углеводы, г
357 Первый завтрак

363 ккал.

Геркулес (1 порция) 303 12,8 6 65,4
Апельсиновый сок 60 0,7 0,1 13,2
459 Второй завтрак

459 ккал.

Печенье крекер 352 11 13,3 67,1
Груша 47 0,4 0,3 10,3
Молоко 3,2% 60 2,9 3,2 4,7
1275 Обед

1275,9

Борщ из свежей капусты с картофелем

(1 порция)

92,3 1,8 4 11,6
Макаронные изделия

(1 порция)

356 10,9 0,6 74
Котлета мясная рубленная

(1 штука)

155,6 9,2 9,9 6,5
Хлеб 235 8 0,9 50
Сладкое печенье 437 7,5 16 68
Чай без сахара 0 0 0 0
459 Ужин

458,2 ккал.

Картофель вареный 100гр. 74 1,7 0,2 15,8
Курица жареная

100гр.

210 26 12 0
Хлеб пшеничный 1 кусок 64,2 2 0,6 7,2
Кофе с молоком и сахаром 58 0,7 1 11,2
Черешня 52 1,1 0,4 10,6
ИТОГО 2556,1 96,7 68,5 415,6

 

5 этап – Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель Л.В. Кто успел составить меню и готов его представить классу?  (Ученики выходят к доске и показывают свое меню классу, обсуждаются ошибки, анализируется и выбирается лучшее меню.)

6 этап – Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель Н.А. Учитель выдает домашнее задание по учебнику.

7 этап – Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель Н.А. Что произойдет с человеком, если он будет затрачивать энергии на жизнедеятельность  больше энергии, полученной с питательными веществами?

Ученики. Человек будет худеть.

Учитель Н.А. Да, верно. А что будет с человеком, если он весит мало, но продолжает питаться, например, на 500 ккал?

Ученики. Анорексия.

Учитель Н.А. Да, верно. Анорексия – это упорное стремление к снижению веса путём целенаправленного длительного самоограничения в еде, обусловленного страхом перед ожирением и прибавлением массы тела. На фоне анорексии часто наблюдают гормональные, обменные нарушения и функциональные расстройства. Заболевание нередко приводит к опасному для жизни истощению. Каждый год в мире умирает 5% девушек, которые страдают анорексией, и еще около 10% могут умереть в течение 10 лет, даже если они по психическому уровню вылечились. На мужчин приходится всего 1% больных анорексией.

Учитель Н.А. А если наоборот? Частые и сытные приемы пищи?

Ученики. Ожирение.

Учитель Н.А. Да, верно. По последним оценкам ВОЗ, более 1 млрд. человек в мире имеют лишний вес. В экономически развитых странах почти 50% населения имеют избыточный вес, из них 30% страдают ожирением. В России в среднем 30% лиц трудоспособного возраста имеют ожирение и 25% – избыточную массу тела.

Вывод: Худые и жирные люди – это болезнь, которая зависит от питания; неподвижного образа жизни; нарушение обмена веществ.

Учитель Л.В.  Ребята, осталось пару минут до звонка, пожалуйста, возьмите листочки, оцените свою работу на уроке, посчитайте общую сумму баллов и поставьте оценку. Рассмотри критерии: если смогли составить таблицу «Рацион питания в калориях» (3 балла), за таблицу «Меню на день» (5 баллов), презентация своего меню (5 баллов), если отвечали на вопросы учителя (2 балла). Оценка за урок 3, если набрали 5 и меньше баллов, оценка 4 (6–10 баллов), оценка 5 (более 11 баллов).

Учитель Н.А. Рефлексия. Если посчитали баллы и поставили оценку, переверните листок и напишите свои варианты ответов. Я хочу быть здоровым, поэтому я буду…

Огромная благодарность всем участникам урока.