«Создание рациона питания в Excel»
«Создание рациона питания в Excel»
(Конспект интегрированного урока
информатики и биологии
в 8 классе)
Лилия НЕСТЕРЕВА
учитель информатики
Наталья БУРЕЕВА
учитель географии и биологии
Гимназия №33 г. Казани
Тип урока: комбинированный урок
Цель:
Познакомить учащихся с понятиями «энерготраты человека» и «пищевой рацион». Выяснить степень их взаимосвязи и практическое значение для каждого человека. Составить рацион питания на день в Excel.
Форма работы: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютеры или ноутбуки для учителя и учеников, экран, проектор, раздаточный материал.
Ход урока:
1 этап – организационно-мотивационный
Учитель Н.А. Доброе утро! На ваших рабочих столах есть листочке, подпишите их, пожалуйста.
Учитель Л.В. Доброе утро, ребята! Включите, пожалуйста, компьютеры (ноутбуки). Проверьте, что мышки и клавиатуры подключены и работают. Найдите на рабочем столе компьютера файл Excel. Все к уроку готовы? За компьютерами сегодня будем работать немного позже, сейчас смотрим на экран.
2 этап – постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель Н.А. Гиппократ говорил: «Я есть то, что я ем». Александр Суворов говорил: «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу». Пушкин А.С. говорил: «Не ужинать – святой закон, кому всего дороже легкий сон».
Насколько же актуален режим питания для здоровья человека? Какое количество пищи мы должны употреблять в день? Как посчитать количество калорий? Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
Ученики. Ученики пытаются ответить на вопросы и предлагают свои варианты темы урока.
Учитель Н.А. Тема урока: «Создание рациона питания в Excel».
3 этап – актуализация знаний
Учитель Н.А. Пожалуйста, посмотрите на экран и постарайтесь ответить на вопросы:
Что такое обмен веществ и энергии?
Что такое пластический обмен?
Что такое энергетический обмен?
Ученики. Ученики предлагают свои варианты ответов.
4 этап – Первичное усвоение новых знаний
Учитель Н.А. Для определения постоянного уровня обмена веществ, позволяющего судить о какой-то физиологической норме, принято измерять наименьшие энерготраты человека в определенных стандартных условиях.
Основной обмен – это интенсивность обмена веществ при соблюдении стандартных условии за единицу времени.
Стандартные условия: после суточного голодания; исключение из рациона белковых продуктов в течение 3-х дней; утром; при температуре комфорта; состояние полного психического покоя; не совершать физической и умственной деятельности; не спать.
Основной обмен зависит: от возраста (у детей выше, чем у взрослых); от пола: у мужчин выше, чем у женщин; от генетических особенностей человека; от состояния здоровья.
Общий обмен – фактические энерготраты, совершаемые человеком за единицу времени.
Проанализируйте таблицу, от чего зависит количество потраченной энергии?
Ученики. Чем больше физическая активность, тем выше затраты энергии.
Учитель Н.А. Рациональное питание – соблюдение трех основных принципов: баланс поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности энергии; удовлетворение потребности питательных веществ в определенном количестве и соотношении; соблюдение режима питания.
Рассчитайте рацион питания, учитывая процентное отношение в суточной потребности для разных возрастов:
Учитель Л.В. Прежде чем переходить к заполнению таблицы рассмотрим относительную и абсолютную адресацию в Excel.
Ссылки в Excel бывают 3-х типов: относительные ссылки (пример: A1); абсолютные ссылки (пример: $A$1); смешанные ссылки (пример: $A1 или A$1). Если формула требует, чтобы адрес ячейки оставался неизменным при копировании, то должна использоваться абсолютная ссылка. Для этого перед символами ссылки устанавливаются символы «$» (формат записи $А$1).
5 этап – Первичная проверка понимания
Учитель Л.В. На рабочих столах компьютера есть файл Excel, пожалуйста, откройте файл.
На листе «Рацион питания в калориях» необходимо рассчитать рацион питания, учитывая процентное соотношение в суточной потребности для разных возрастов. Все пустые ячейки нужно заполнить. У вас должна получиться таблица как на экране. Какие формулы вы использовали? Например, какая формула в ячейке С4? А какая формула в ячейке С6?
Ученики. В ячейке С4 формула = C8*$B4, в ячейке С6 формула = C8*$B6
Учитель Л.В. Да, в С4 верная формула, если копировать ее на две ячейки вправо. А можно эту формулу из ячейки С4 скопировать вниз? Что у вас получится?
Ученики. В ячейке С4 вычисления верные, а в ячейках диапазона С5:С7 нет.
Учитель Л.В. Как нужно изменить формулу, что необходимо добавить?
Ученики. Нужно добавить знак $, формула в ячейке С4 должна быть =C$8*$B4
Учитель Л.В. Хорошо, проверьте, пожалуйста, данные в своей таблице, с таблицей, которая представлена на экране.
Прием пищи | Доля суточной потребности в энергии, % | Энергетическая потребность ккал. | ||
7-10 лет | 11-15 лет | Старше 16 | ||
Первый завтрак | 14% | 357 | 406 | 434 |
Второй завтрак | 18% | 459 | 522 | 558 |
Обед | 50% | 1275 | 1450 | 1550 |
Ужин | 18% | 459 | 522 | 558 |
Итого | 100% | 2550 | 2900 | 3100 |
5 этап – Первичное закрепление
Учитель Л.В. Составьте меню, учитывая количество калорий при четырех разовом питании. Выполните работу в парах. Составьте меню. Посчитайте количество ккал., белков жиров и углеводов. Работа выполняется в трех вариантах для разных возрастных групп. Возрастная группа указана на вашем листочке.
Учитель Н.А. Сравните, сколько белков, жиров и углеводов получает организм в течении суток в вашем меню.
Обратите внимание на суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков:
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7−10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11−15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Учитель Л.В. Приступаем к составлению меню в Excel, помним, что для быстрых расчетов пользуемся формулами Excel. Все продукты имеются в справочнике, который представлен в файле Excel на листе «Блюда и напитки».
Пример готового меню представлен на экране.
Ккал.
норма |
Ккал.
в пище |
Меню
7-10 лет |
Энер.ценность. ккал | Белки, г | Жиры г | Углеводы, г |
357 | Первый завтрак
363 ккал. |
Геркулес (1 порция) | 303 | 12,8 | 6 | 65,4 |
Апельсиновый сок | 60 | 0,7 | 0,1 | 13,2 | ||
459 | Второй завтрак
459 ккал. |
Печенье крекер | 352 | 11 | 13,3 | 67,1 |
Груша | 47 | 0,4 | 0,3 | 10,3 | ||
Молоко 3,2% | 60 | 2,9 | 3,2 | 4,7 | ||
1275 | Обед
1275,9 |
Борщ из свежей капусты с картофелем
(1 порция) |
92,3 | 1,8 | 4 | 11,6 |
Макаронные изделия
(1 порция) |
356 | 10,9 | 0,6 | 74 | ||
Котлета мясная рубленная
(1 штука) |
155,6 | 9,2 | 9,9 | 6,5 | ||
Хлеб | 235 | 8 | 0,9 | 50 | ||
Сладкое печенье | 437 | 7,5 | 16 | 68 | ||
Чай без сахара | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
459 | Ужин
458,2 ккал. |
Картофель вареный 100гр. | 74 | 1,7 | 0,2 | 15,8 |
Курица жареная
100гр. |
210 | 26 | 12 | 0 | ||
Хлеб пшеничный 1 кусок | 64,2 | 2 | 0,6 | 7,2 | ||
Кофе с молоком и сахаром | 58 | 0,7 | 1 | 11,2 | ||
Черешня | 52 | 1,1 | 0,4 | 10,6 | ||
ИТОГО | 2556,1 | 96,7 | 68,5 | 415,6 |
5 этап – Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель Л.В. Кто успел составить меню и готов его представить классу? (Ученики выходят к доске и показывают свое меню классу, обсуждаются ошибки, анализируется и выбирается лучшее меню.)
6 этап – Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель Н.А. Учитель выдает домашнее задание по учебнику.
7 этап – Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель Н.А. Что произойдет с человеком, если он будет затрачивать энергии на жизнедеятельность больше энергии, полученной с питательными веществами?
Ученики. Человек будет худеть.
Учитель Н.А. Да, верно. А что будет с человеком, если он весит мало, но продолжает питаться, например, на 500 ккал?
Ученики. Анорексия.
Учитель Н.А. Да, верно. Анорексия – это упорное стремление к снижению веса путём целенаправленного длительного самоограничения в еде, обусловленного страхом перед ожирением и прибавлением массы тела. На фоне анорексии часто наблюдают гормональные, обменные нарушения и функциональные расстройства. Заболевание нередко приводит к опасному для жизни истощению. Каждый год в мире умирает 5% девушек, которые страдают анорексией, и еще около 10% могут умереть в течение 10 лет, даже если они по психическому уровню вылечились. На мужчин приходится всего 1% больных анорексией.
Учитель Н.А. А если наоборот? Частые и сытные приемы пищи?
Ученики. Ожирение.
Учитель Н.А. Да, верно. По последним оценкам ВОЗ, более 1 млрд. человек в мире имеют лишний вес. В экономически развитых странах почти 50% населения имеют избыточный вес, из них 30% страдают ожирением. В России в среднем 30% лиц трудоспособного возраста имеют ожирение и 25% – избыточную массу тела.
Вывод: Худые и жирные люди – это болезнь, которая зависит от питания; неподвижного образа жизни; нарушение обмена веществ.
Учитель Л.В. Ребята, осталось пару минут до звонка, пожалуйста, возьмите листочки, оцените свою работу на уроке, посчитайте общую сумму баллов и поставьте оценку. Рассмотри критерии: если смогли составить таблицу «Рацион питания в калориях» (3 балла), за таблицу «Меню на день» (5 баллов), презентация своего меню (5 баллов), если отвечали на вопросы учителя (2 балла). Оценка за урок 3, если набрали 5 и меньше баллов, оценка 4 (6–10 баллов), оценка 5 (более 11 баллов).
Учитель Н.А. Рефлексия. Если посчитали баллы и поставили оценку, переверните листок и напишите свои варианты ответов. Я хочу быть здоровым, поэтому я буду…
Огромная благодарность всем участникам урока.