Нефтяная промышленность нашей страны
Нефтяная промышленность нашей страны
Наталья ВОРОНОВА
учитель географии и биологии лицея № 9
имени А.С.Пушкина
г. Зеленодольск РТ
Учитель. Вы знали, что А.С.Пушкин был и великим путешественником?
«Путешествие нужно мне нравственно и физически», – говорил поэт и уезжал за сотни верст от столицы.
Вслед за Пушкиным мы сегодня с вами отправляемся в увлекательное географическое путешествие. А билетом для нас, пропуском в это увлекательное путешествие станут, я думаю знакомые для вас символы и образы. Они подскажут, о чем мы будем говорить?
Если мы обратимся к таким городам, например, Ангарску, Грозному, Маглобеку, Нефтекамску, Дзержинску, Нижневартовск.
– Что знакомо? Какие символы мы на них видим? Что обьединяет эти гербы?
(Ожидаемый ответ. Нефть. Башня)
Учитель. Правильно, нефтяная башня. Молодцы, соответственно область определения мы с вами примерно уже определили. Но нефть мы изучали с вами в 8 классе. А 9 класс посвящен уже хозяйству. Добычи нефти, обработка.
А в целом мы тогда как назовем. («Нефтяная промышленность»).
Точно, абсолютно верно. Давайте запишем тему нашего урока: «Нефтяная промышленность нашей страны».
Как вы считаете, нефть человек давно использует? (Да)
Учитель.Как давно?
(Ожидаемый ответ.Первая скважина появилась в ХIХ веке)
Учитель. А до этого использовали?
Возможно, но не в промышленных масштабах. Более 6 тыс. лет назад нефть стали впервые использовать, а вот добыча и переработка началась в ХIХ веке. Великой Отечественной войне (1941–1945 гг) нефть сыграла стратегическое значение.
Я думаю. Знакомы вам символы и образы? (Герб Волгограда, Родина-мать)
«Огромные нефтяные фонтаны взорвались, налетели мессершмитты, бомбардировки и нефтехранилища загорелись, на которые были сброшены бомбы. Нефть текла по берегу, нефть стекала в Волгу, горела река, горели танкеры, пароходы на сталинградском рейде», – вспоминал маршал А.И.Ерёменко, командующий Сталинградским фронтом.
Скажите, пожалуйста, почему в Сталинграде имело большое значение грозненская нефть? Почему для армии нефть была важна? (Ожидаемый ответ.Техника бы наша в бой попросту не пошла).
Посмотрите на карту, давайте проанализируем ее. Добыча нефти, грозненские промыслы северного Кавказа и звездой ярко горит транспортировка нефти. И потому прозвучали слова. За Волгой для нас земли нет, потому что Волга выполняла транспортное значение.
В современой России нефть играет стратегическое значение?
Давайте в этом убедимся. У вас на столах лежит раздаточный материал со справочной информацией. В верхней части листа представлена таблица, что на ней представлено?
Ведущие страны мира по запасам нефти. Видим мы здесь Россию, обьемы какие?
6 место (14 млрд тонн). По добыче нефти Россия занимает 2 место в мире, по запасам 8 место. Записываем в наши бланки, рабочие листы показатели.
И вот тут возникает вопрос? А не произойдет ли в России такой ситуации, когда мы ощутим нехватку нефти?
Может быть. В ближайшем будущем, в неближайщем будущем (ответы детей)
А вот насколько не в ближайшем будущем?
(Ответы детей: до 2035 года)
Как считали? (В учебнике было написано).
Не трудно это рассчитать. Используем простую математическую формулу. Запасы известны, добыча известна. Можем мы хотя бы грубо прикинуть. Разделить 14 млрд. тонн на 500 млн. ( годовое потребление). Что мы получим? 28 лет и это при вашей жизни будет. О чем надо тогда задуматься нам?
(Ответы детей. Рациональное ипользование и найти замену нефти).
Учитель. То есть обратиться к альтернативным источникам энергии. Я думаю вам знакома компания «Роснефть»? В настояще время компания «Роснефть модернизирует несколько НПЗ России. Однако мы имеем планы по строительству нового НПЗ для удовлетворения растущего спроса рынка на топливо. Мы рассматриваем для строительства нефтеперерабатывающие заводы в городах Анадырь, Петрозаводск, Альметьевск, Якутск. В каком из них вы считаете строительство обоснованным?
Нет, нужно что-то изучить для этого. Факторы, к карте все таки нужно обратиться. Посмотрите, чтобы ответить на вопрос, что нам нужно будет знать?
(Ответы детей. Взглянем в учебник на стр.28 – 29. Факторы размещения).
Учитель. Правильно. Посмотрите на самый нижний угол, с чего начинается нефтяная промышленность?
(Ответы детей.С добычи, первый этап: добыча, затем транспортировка и переработка).
Учитель. То есть мы с вами получили структуру всей нефтяной промышленности. Кстати, эта схема абсолютно универсальна, для всех отраслей, которые используют сырье. В том числе угольная, газовая промышленность, даже черную и цветную металлургию можем сюда отнести. То есть все отрасли, которые используют сырье, будут опираться на эту схему. Таким образом, что нам нужно изучить, чтобы ответить на вопрос?
(Ответ. Всю структуру, то есть где добывают, куда транспортируют, как и где перерабатывается).
Учитель. Да. Итак, мы с вами открыли уже 10 – 11 страницу атласа, перед нами «Нефтяная промышленность России» или нет?
– Топливная промышленность, то есть мы с вами понимаем, что нефтяная промышленность – это составная часть топливно-энергетического комплекса. На этой карте, касаемой нефтяной промышленнности, как представлена информация?
(Ожидаемый ответ. Указаны нефтегазоносные районы светло-фиолетовым цветом).
Учитель. Еще, что еще касается сегодняшней темы на этой карте? (Нефтепроводы)
Важнейшие центры переработки? Как они показаны на карте?
(Ответ. Красной точкой или красными кружками показаны крупнейшие центры нефтепереработки).
Учитель. Абсолютно верно, то есть вся информация, которая нам необходима, здесь на карте есть. Посмотрите, у всех на столах лежат бланки. Здесь представлена схожая контурная карта. Нам сейчас нужно ответить на вопрос где добывается нефть? То есть мы будем работать с чем? (С картой, с атласом)
С какими объектами? (С районами нефтедобычи).
Наша задача сейчас следующая? На это задание, будет минута буквально. Обозначить на к/к, подписать в кружочках цифры, которыми обозначены нефтегазоносные районы. Кружки увидели на к/к? Посмотрите, что нумерация в учебнике на к/к не совпадает. Поэтому, будьте внимательными. Давайте, проверим.
Ответ. Под №1 обозначена «Западно-Сибирский нефтегазоносный район», № 2 «Волго-Уральский, №3 Тимано-Печорская, №4 Северо-Кавказская, №5 самая большая по площади Восточно-Сибирская, №6 Тихоокеанская, под №7 Баренцево-Карская нефтегазоносная провинция.
Учитель. Мы можем по этой карте сказать, где добывается и сколько нефти?
Ученики. Сколько не можем ответить, наша карта не дает представления о объемах добычи нефти.
Учитель. Проблема существует и поможет нам ее решить информация на слайде и информационном листе. На какую диаграмму мы будем опираться? (Есть диаграмма «Доля районов добычи нефти в процентах»). Цель то у нас какая: «определить где выгоднее построить НПЗ?» Давайте вместе мы сейчас с вами поработаем?
64% – Западно-Сибирская. Затем вторая по объемам добычи Волго-Уральская провинция.
Далее, будьте внимательными, посмотрите, не торопитесь «Доля районов России. Район России и нефтегазоносный район это одно и тоже?
Видим ли мы здесь Тимано-Печорскую провинцию? Как мы ее назовем в этой диаграмме?
(Европейский Север).
Сколько там добывается? – (5%)
Посмотрите пожалуйста Европейский юг – (2%)
Давайте мы с вами сделаем следующее. Сложим показатели Восточной Сибири и Дальнего Востока.
11% дает нам Восточная сибирь и дальневосточный экономический район.
А вот шельфовая добыча на дальнем востоке – 6%
Теперь наша карта дает представление об объемах добычи нефти?
Давайте мы с вами запишем эти показатели, которые только что вместе с вами выделили.
Можем ли мы теперь сделать вывод, где больше всего добывается нефти в России?
(Ответ. В Западной Сибири). Абсолютно верно.
Но если мы взглянем на карту в атласе стр.28. Каким цветом и каким образом показаны НПЗ? (Красным кружком).
Давайте посмотрим, если большая часть нефти добывается в Западной Сибири. Где бы ее переработать? (Ответы детей).
Мы с вами вернемся к структуре. Мы обозначили с вами, добычи выяснили где? Транспортировка каким образом осуществляется? (Ответы детей. Нефтепроводы).
Почему не танкерами, не вагонами-цестернами? (Ответ детей. Конечная стоимость продукции стает больше).
И наконец мы переходим с вами к нефтепереработке.
На слайде записаны слова: нитросоединения, спирты, карбоновые кислоты, алкены, альдегиды, арены. Знакомые для вас слова?
И вот здесь господа знатоки, внимание черный ящик. Как вы думаете, что там? Внимание, вопрос.
Нитросоединения, карбоновые кислоты. Приоткрыть? Может быть опасно? Давайте откроем. Тогда мы зададим вопрос прекрасной половине человечества.
Этот аксессуар помогает девушкам красоту своего лица. Помада. Это продукция переработки нефти.
Вопрос к молодым людям обращен. Без чего машина не поедет? (Ответ. Резина, бензин, машинное масло).
Вся эта продукция вырабатывается как раз из нефти. Но еще такой экологический момент мы с вами можем провести. Знакомая всем вещь (демонстрация пластикового сстакана).
Часто мы их используем?
(Ответы детей:и часто выбрасываем).
Учитель. Сейчас упор во всем мире далается на бумажные или многоразового использования.
Посмотрите, такое огромное количество продукции нефтепереработки. И вы уже сказали, что выгоднее, где ее будет переработать?
Ученики. Европейской части. С точки зрения экономики, это будет выгодно.
Учитель. Правильно. Если мы с вами взглянем на карту размещения населения, то увидим, что 2/3 населения проживают в европейской части России. А основные центры добычи нефти где расположены? (Ответ. В Западной Сибири).
Потребитель будет являться для размещения НПЗ кем? (Ответ. Фактором).
Правильно, А можем ли мы привести синоним этого слова. Как вы понимаете, что такое фактор? (Ответ.Условие)
А еще можем мы привести примеры? (Причина)
Совершено верно. И первую, причину, фактор размещения какой назовем? (Ответ.Потребительский).
На что еще мы будем опираться при размещении НПЗ? (Сырьевой).
И еще? (Транспортный).
И как вы думаете какая у нас будет дальнейшая задача? Давайте сформулируем задачу.
В каком из этих городов, эти факторы присутствуют. Дети заполняют ячейки таблицы знаками «+» и «–». Работаем в группа, разворачиваемся друг к другу.
Поступим следующим образом (распределение городов)
Города | Потребительский | Сырьевой | Транспортный |
Петрозаводск | |||
Якутия | |||
Альметьевск |
Плюсы и минусы, проанализируйте факторы размещения НПЗ в этих городах.
Результаты факторного анализа наносят на доску.
Рефлексия
В завершении нашего сегодняшнего урока я хочу, чтобы вы осмыслили тему нашего урока.
Ребята самостоятельно формулируют вопросы друг для друга.
Расшифровка герба Альметьевска.