Письменное умножение на двузначное число
Письменное умножение на двузначное число
(Урок математики в 4 классе)
Наталья КУЗЬМИНА,
учитель начальных классов
гимназии №19 г.Казани
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: познакомить обучающихся с письменным приёмом умножения на двузначное число; тренировать умение анализировать и решать задачи.
Планируемые результаты.
Предметные: воспроизведение письменного алгоритма умножения многозначного числа на двузначное.
Метапредметные:
Регулятивные: организация рабочего места, своей деятельности; постановка учебной задачи; планирование своих действий; контроль результата на основе сравнения с эталоном.
Познавательные: построение речевого высказывания; выполнение сравнения, аналогии, обобщения; использование схем при решении задач.
Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических высказываний.
Личностные: воспитание ответственности, уважения к одноклассникам; формирование умения обобщать и делать выводы, работать в группе, оценивать ответы своих одноклассников; привитие обучающимся интереса к урокам математики.
Ход урока
- Индивидуальная работа (карточки с примерами на деление).
33210 : 90 = 369 47600 : 700 = 68
6020 : 70 =86 276800 : 80 = 3460
34400 : 400 =86
Интеллектуальная разминка.
- Что становится больше, если его поставить верх ногами? (число 6)
- Профессор лег спать в 9 часов вечера, а будильник поставил на 10 утра. Сколько спал профессор? (1 час)
- Сколько штук в дюжине? (12)
- Сколько штук в чертовой дюжине? (13)
- Чтобы разделить бублик на 3 части, сколько надо сделать надрезов? (3)
- Сколько надо сделать надрезов, чтобы разделить батон на 3 части? (2)
- Работа в парах.
– Обсудите, что такое пядь и о каком человеке говорят: У него семь пядей во лбу?
– Что такое пядь? (Пядь – это старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами и составляет около 18 см. Этой мерой длины перестали пользоваться 100 лет назад.)
– О каком человеке говорят: У него семь пядей во лбу? (Так говорят о человеке чрезвычайно умном, легко разбирающемся в самых сложных вопросах)
– Если понимать буквально, то лоб человека, у которого семь пядей во лбу, какую высоту лба должен иметь? (126 см)
- Мотивация учебной деятельности.
– Чтобы о вас говорили, как о людях семи пядей во лбу, для этого необходимо развивать мыслительные процессы.
– А что нам в этом поможет? (математика)
– Не зря говорил выдающийся ученый Михаил Ломоносов: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит», а великий полководец Александр Суворов считал, что «Математика – гимнастика для ума». А эти знаменитые люди словами на ветер не бросались.
- Математический диктант. (У доски работает ученик)
– Итак, развиваем свои мыслительные способности.
- Запишите предыдущее число числа 17 000 (16 999)
- Увеличьте 120 на 8 сотен. (920)
- Чему равно произведение чисел 5 и 6? (30)
- Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое 255, разность 2 000? (2 255)
- Во сколько раз 450 больше 9? (в 50 раз)
- Запишите число, в котором 5 сотен, 7 единиц. (507)
- Запишите число, в котором 405 единиц II класса и 236 единиц
I класса. (405 236)
– По какому признаку можно сгруппировать эти числа?
- Круглые (920, 50, 30) и некруглые (16999, 2255, 507, 405236)
- Четные (920, 30, 50, 405236) и нечетные (16999, 2255, 507)
- Двузначные (30, 50), трехзначные 9920, 507) и многозначные (16999, 2255, 405236)
- Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
– Почему двузначные числа так называют? (в записи используют
2 цифры)
– Что показывают цифры в записи двузначного числа? (количество единиц, десятков)
– В каких заданиях нам необходимо знание числовых разрядов? (вычисления столбиком)
- Выявление причины и места затруднения. Подведение к новой теме. (На доске написаны примеры столбиком)
234 526 734
* 6 *4__ *_ 35
1504 2084 3670
– Найдите ошибки, допущенные при умножении столбиком.
– Запишите и решите эти примеры правильно в тетрадях, а на доске мы будем комментировать исправленные ошибки.
– Что вы можете сказать про третий пример? (Умножение на двузначные числа еще не изучали)
- Новая тема. Составление с обучающимися алгоритма письменного умножения на двузначное число. (734*35=25690)
- Умножаю 734 на 5 единиц. Первое неполное произведение начинаю записывать под единицами.
- Первое неполное произведение 3670.
- Умножаю 734 на 3 десятка. Второе неполное произведение начинаю записывать под десятками.
- Второе неполное произведение 2202.
- Складываю неполные произведения. Ответ 25690.
Алгоритм
- Записываем единицы под единицами.
- Умножаем первый множитель на число единиц.
- Получаем первое неполное произведение.
- Начинаем записывать под десятками.
- Получаем второе неполное произведение.
- Складываем неполные произведения.
- Читаем ответ.
- Отработка алгоритма письменного умножения №162 с.44 (первые три примера – коллективно, с комментированием у доски, последний – самостоятельно)
42*27=1134 89*41=3649 75*34=2550 93*46=4278
- Самостоятельное решение примеров со взаимопроверкой №164
4648 246 49
- Физминутка.
- Сделайте столько хлопков, сколько слогов в слове РАССТОЯНИЕ.
- Присядьте столько раз, сколько мягких согласных в слове ВРЕМЯ.
- Наклонитесь столько раз, сколько гласных в слове СКОРОСТЬ
- Решение задач на движение №163
– Какие два типа задач на движение мы умеем решать? (на встречное и противоположное движение)
– Решая задачи на движение, какие величины мы используем? (v, t, S)
– Как их найти? Запишите на доске формулы.
– А теперь нам предстоит решить задачу про самолёты.
– Прочитайте условие. Прочитайте вопрос.
– Что поможет решить задачу? (чертёж)
(При ответах учащихся на экране выполняется чертёж)
– С чего начинаем? (Чертим отрезок произвольной длины, это путь).
– Как двигались самолёты? (в противоположных направлениях)
– Что мы знаем про первый самолёт? (Его скорость 15 км/мин)
– Что ещё известно в задаче? (Время).
– Что нужно найти? (Скорость второго самолета).
– Зная расстояние и время, что сможем найти? (общую скорость, или скорость удаления)
– Зная общую скорость и скорость первого самолета, что найдем? (скорость второго самолета)
– Запишите решение задачи (1 учащийся за доской).
Проверка.
1)270:10=27(км/мин)–общая скорость.
2)27–15=12(км/мин)
Ответ:12км/мин скорость второго самолета.
– Решите задачу другим способом.
1)15*10=150(км) – расстояние первого самолета.
2)270–150=120(км) – расстояние второго самолета.
3)120:10=12(км/мин)
Ответ:12км/мин скорость второго самолета.
- Решение уравнений с комментированием
X:12*5=40 x*5=12*40 x+40=12*5
X:12=40:5 x*5=480 x+40=60
x:12=8 x=480:5 x=60–40
x=12*8 x=96 x=20
x=96 96*5=12*40 20+40=12*5
96:12*5=40 480=480 60=60
40=40
- Рефлексия. Итог урока.
– С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня?
– Какие правила надо помнить при умножении на двузначное число столбиком?
– Кому этот вид умножения показался трудным?
– Какое задание было самым интересным?
– В заключении я хотела бы напомнить вам одну легенду. Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая барахталась, что взбила молоко в масло, и выбралась
– И мне хочется, чтобы вы так же, как вторая мышка, старательно учились, добивались новых высот и не останавливались на достигнутом.
- Домашнее задание:№165, выражения под чертой на с.44