Организация исследовательской работы по работе с одаренными детьми

Организация исследовательской работы по работе с одаренными детьми

 

 

Людмила ГУРЬЯНОВА

учитель начальных классов

гимназии №10

г.Зеленодольск  РТ

 

Распознавание и определение талантов – очень важный этап работы в

школе, потому что только тогда мы можем работать над их улучшением. Наша

обязанность – выявлять талантливых учеников, развивать их дарования и

превращать их в талант. Однако, главная проблема во всем этом – как

распознать талант, как работать с талантливыми детьми в школе и дома. Также

есть проблема в том, что школы – это учреждения, созданные для обычных

учеников, где ученикам с особыми потребностями уделяется незначительное

внимание.

Многие педагоги говорили об одаренности, например, Ян Амос, Коменский, Винер, Терман, Обрадович, Крамер, Станковский, Кеверески.

Вот некоторые определения, цитируемые в профессиональной литературе:

«По Терману, одаренность – это высокая общая интеллектуальная способность [цит. По: Dr. Ljupčo Kevereski 2005], а по Таненнбауму,

«одаренность – это продуктивная творческая способность» [цит по Крюковой,1999].

Одаренность – это способность, которая начинается с рождения и

продолжается на протяжении всей жизни. Одаренность – это не маркер успеха, а скорее склонности или врожденные способности к обучению. По словам Винера, одаренный ребенок – это ребенок, родившийся с аномальной

способностью преодолевать определенную область или области (Винер, 2005).

Необходимо также отметить, что понятие таланта помимо высокого

интеллекта подразумевает и другие формы способностей, в том числе и

креативность.

После выявления одаренных учеников родителями и школой, важно

определить, что делает их таковыми; в чем их таланты и самое главное во всем этом – знать, как с ними работать. Для того, чтобы работа с одаренными

учениками была успешной и реализовывалась на деле, необходимо иметь всю подробную информацию и их реальные потребности. Важным звеном во всем этом являются учителя. Это фактически профессиональные лица, чья работа и компетенции проецируются на их учеников. Организация исследовательской работы педагога по работе с одаренными детьми – важный этап в раскрытии и совершенствовании способностей учащихся.

Образование и воспитание талантливых учеников должно быть

выделено из-за их интеллектуального превосходства. Обычные методы и

традиционные формы работы не могут удовлетворить потребности этих

учеников, поскольку они являются препятствием для дальнейшего развития

их таланта. Они требуют иного подхода к обучению с использованием

современных методик с использованием современных технологий, а также

использования иных форм работы, которые требуют различных исследований, решения сложных задач и т. д., все в зависимости от области интересов одаренных учеников [Крюкова, 1999: 25].

Организация исследовательской работы педагога по работе с

одаренными детьми – сложный и в то же время важный процесс,

направленный на выявление и развитие способностей учащихся. Она требует

тщательного выбора форм работы, подхода к одаренным учащимся и

Формы работы с одаренными учащимися могут быть в виде

однородного или неоднородного группирования. Однако, по словам

Цветковича [Cvetkovic-Lay, 2010], тремя наиболее принятыми формами

работы с такими детьми являются:

 

 

 

 

 

 

 

На наш взгляд, данные формы работы могут быть успешно внедрены в

ход исследовательской работы педагога по работе с одаренными детьми.

Рассмотрим каждую из форм работы подробно.

«Сегрегация» относится к однородной форме работы, поскольку она

подразумевает отделение одаренных учеников от обычных образовательных

программ и создание групп по области интересов (талантов). Эта форма

работы очень редко реализуется в муниципальных учреждениях, в то время

как такой подход чаще применяется в частных школах. Учащиеся, которые

работают в таких группах, проявляют больший интерес к учебе и чаще

достигают гораздо лучших результатов в различных конкурсах, олимпиадах,

конференциях, чем среднестатистические ученики.

Работа в таких группах имеет свои положительные и отрицательные

стороны. Положительным моментом является то, что эти учащиеся обладают

большой уверенностью в себе, достигают больших результатов.

Отрицательным моментом является то, что после школы эти учащиеся снова

будут разделены, потому что у них не будет тех же стимулов и тех же

возможностей, как когда они были школьниками.

Этап «ускорение» означает повышение скорости, продвижение. Эта

форма работы подразумевает, что ученику разрешают учиться в классе старше

его возраста, то есть пропускать занятия, рассчитанные на его возраст. Форма

работы, которая позволяет одаренным ученикам пропускать классы по любой

причине, будь то высокий уровень знаний, мотивация, будь то социальная и

эмоциональная зрелость, считается соответствующим вмешательством.

Ускорение, помимо пропуска одного или нескольких классов, также

подразумевает раннее начало обучения в школе и освоение материалов двух

или более классов за один год. И эта форма работы встречается очень редко,

но она оказывает очень положительное влияние на самого ученика и школу в

целом. Однако ускорение, как и сегрегация, имеет свои собственные

положительные и отрицательные стороны, то есть свои преимущества и

недостатки. Некоторые из преимуществ: большая уверенность в себе,

мотивация и образование, раннее завершение образования, позитивное

отношение к обучению, снижение самомнения. К недостаткам можно отнести

то, что учащиеся изучают один и тот же материал в ускоренном темпе, а также

эмоциональную и социальную несовместимость. Данная форма работы также

подразумевает: работу со специальными преподавателями, экспертами,

тренерами, самостоятельную работу, внеклассную деятельность, работу в

школьных секциях, клубах, научную работу, проектную работу.

Такая форма работы имеет свою положительную сторону: учащиеся

учатся принимать друг-друга такими, какие они есть. В этом случае они

признают, что все они разные и что у каждого человека разные потребности,

требования и убеждения.

Подход к одаренным ученикам. Какой подход к обучению нужен

одаренным ученикам, зависит исключительно от их конкретных

характеристик. Вот некоторые из способов обучения одаренных детей и

преподавания, эффективность которых была подтверждена нами на практике:

обучение на основе способностей и интересов учащихся, изучение основных

тем и важных идей, индивидуальное обучение (индивидуально и в небольших

группах) и время для самостоятельной деятельности, время для углубленного

изучения и исследования выбранной темы, поощрение анализа мыслей и

критического мышления, обобщение и применение информации и идей,

разработка новых и оригинальных идей, использование различных ресурсов за

пределами школы, материалы (контент, учебники) на подходящем уровне

сложности, интегративное обучение (перекрестное сечение и/или включение

контента из нескольких различных областей).

Методология исследования.

Исследовательская работа педагога по работе с одаренными детьми

помимо реализации вышеописанных форм работы и применения

вышеописанных подходов работы с одаренными учащимися, может быть

дополнена кратким опросом, проведенным среди школьников. Целью данной

исследовательской работы является восприятие и закрепление фактической

ситуации в области, связанной с работой с одаренными и талантливыми

детьми. Через суть этой проблемы мы также сформулировали

исследовательские цели и задачи, такие как:

  1. Выяснить, существуют ли завершенные планы и программы по работе

с одаренными детьми.

  1. Выделяют ли учителя больше времени для того, чтобы реагировать на

задачи и требования, которые им задают одаренные ученики.

  1. Определить, есть ли у нас одаренные и талантливые ученики и из

какой области.

  1. Посмотреть, прошли ли учителя профессиональную подготовку, через

различные видимые тренинги, семинары по работе с одаренными и

талантливыми детьми.

Рекомендуется использовать следующие методы в ходе

исследовательской работы: описательный метод, метод сравнения и методы

статистического анализа.

На наш взгляд, реализация комплексной исследовательской работы

педагога по предложенной нами схеме обеспечит высокую эффективность

организации работы по выявлению и развитию способностей одаренных

учащихся.

Литература:

  1. Dr. Ljupčo Kevereski: Kakov nastavnik im treba na nadarenite i talentirani

deci, Bitola, str.48.

  1. Cvetković-Lay, J. (2010). Darovito je, što ću sa sobom? Priručnik za obitelj,

vrtić i školu. Zagreb: Alinea.

  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. – М.:

Просвещение, 2002. –120 с.

  1. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии:

природа, проектирование, реализация. – Волгоград: П