Использование игр, направленных на нравственное воспитание детей в ДОУ
Использование игр, направленных на нравственное воспитание детей в ДОУ
Использование игр, направленных на нравственное воспитание, как методического инструмента формирования межличностных отношений в группе сверстников.
Анна ЗАГИДУЛЛИНА
старший воспитатель детского сада №140
г. Казани
Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «социально-эмоциональное» развитие или «нравственное» воспитание, посвященные формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Вместе с тем методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную педагогическую проблему.
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л.Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
Работа моя посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики – нравственному воспитанию ребенка в детском саду. На первый план мной выдвигается задача создания в группах детского сада оптимальных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками. Как показали многочисленные исследования в этой области, возникновение взаимоотношения между сверстниками формируется уже у детей 3–4 лет через осуществление совместной деятельности. По мнению педагогов и психологов, именно совместная деятельность и вызывает необходимость в установлении взаимоотношений. Сначала эти взаимоотношения выступают в пассивной форме (умении не мешать другому ребенку, не нарушать его деятельность, не отнимать предметов и пр.), а затем принимают активную форму (умение установить контакт, соотнести свои действия с действиями другого ребенка и т.д.). На следующих этапах начинают формироваться моральные нормы взаимоотношений, которые обусловлены постоянно изменяющимися жизненными ситуациями. Особенно хорошо это проявляется в процессе выполнения заданий, ставящих детей в условия необходимости распределения общего задания и совместного достижения общего результата.
Цель работы: развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.
Задачи работы:
Выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка.
Разработать личностно-ориентированные занятия по развитию и коррекции социально-значимых эмоций.
Сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность.
Главной задачей работы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
При составлении плана работы с детьми использовала программу Холмогоровой «Межличностные отношения дошкольников».
Главной задачей моей работы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии. План работы с детьми состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания – как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.
Работа планируется со второй младшей группы. Основным содержательным компонентом воспитания является формирование у ребенка отзывчивости на конкретную ситуацию эмоционального неблагополучия сверстника, здесь используются методы и приемы, позволяющие педагогу в наглядной форме демонстрировать поступки, отражающие отзывчивое отношение детей к нему. До начала работы планируется первичная диагностика психологического дискомфорта в группе, результат которой неоднократно оставлял желать лучшего. Диагностировала по методике исследования эмоционального состояния Э.Т.Дорофеевой. Результаты в основном следующие: у 25 % детей доминирование положительных эмоций, у 17 % детей переживания чувства нетерпения, возмущения, до состояния ярости, гнева,
у 41 % детей – оптимальный вариант функциональной системы, у 17 % доминирование отрицательных эмоций.
Ведущей задачей детей 4–5 лет является развитие обобщенных представлений о проявлении сочувствия к сверстнику, способности проникать в его эмоциональное состояние, что побуждает к взаимному адекватному поведению. Методические приемы направлены на формирование у ребенка умения проявлять гуманное отношение к сверстнику в соответствии со складывающейся ситуацией, а также на осознание моральных норм, понимание их справедливости и личной значимости.
В старших группах детского сада (старшая и подготовительная) центральной задачей становится формирование доброжелательного отношения к сверстникам в условиях совместной деятельности детей, наиболее существенной стороной которой является общественная устремленность. Методические приемы раскрывают, как обеспечить каждому ребенку возможность реализовать свои желания и интересы, как способствовать формированию у детей дружеских отношений.
В процессе работы составила еще и авторские игры – упражнения. Например, чтобы побороть чувство злости: «Ругаемся овощами», «Выходи из лужи злости», «Кричим громко в мешочек злости»; проявление веселого настроения: «Передай улыбку по кругу», «Приласкай меня», «Эстафета дружбы», «Расскажи о друге» и т. д. Так же составлен план работы с детьми и конспекты занятий.