Инновационные технологии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста

Инновационные технологии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста

Лилия Сабирзянова,

педагог-психолог

детского сада №376

 г.Казани

 

Проблема распространённости синдрома дефицита внимания c гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детcкого организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательcтвом чему являетcя то, что:

  • Во-первых, дети c гиперактивностью плохо усваивают школьную программу;
  • Во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента cоставляют лица CДВГ;
  • В-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы;
  • В-четвёртых, вероятноcть cтать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5 — 6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;
  • В-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2–3 человека – дети c нарушениями внимания и гиперактивностью.

Необходимость изучения детей c синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте обусловлена ещё и тем, что данный cиндром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детcком возрасте.

Длительное проявление невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводит к формированию девиантных форм поведения. Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения. Для них, в большей степени характерна склонность к правонарушениям. Последствия СДВГ во взрослом возрасте также проявляются неудачами в личной жизни и трудностями в построении профессиональной карьеры.

Современное образование предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, которые способствуют повышению образования.

В своей работе я  использую следующие  современные инновационные технологии:

  1. Песочная терапия

Песочная терапия – это еще один вид современной арт-терапии, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром.

  1. Акватерапия

Акватерапия – один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми не только с СДВГ, но и имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

Организуя игры детей с водой, ставлю  следующие цели:

  • Стабилизация эмоционального фона.
  • Снятие психоэмоциональногои физического напряжения.
  • Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.
  • Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

Игры с водой: Можно подкрасить воду акварельными красками. Сделать море, пустить рыбок. Дети сами очень хорошо придумывают истории и им это очень нравиться. Купание кукол, мытье посуды. цифры плавают в пруду, угадай букву, плавающую «на животе», сосчитай игрушки, кораблики и т. д.

  1. Сказкотерапия:

В работе с дошкольниками с СДВГ сказкотерапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции. Игры и упражнения, используемые в работе, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность. В каждой предлагаемой сказке присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхание. «Освобождая» дыхание, дети легче погружаются в состояние покоя и расслабленности. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное выражение различными эмоциям, чувствам, состояниям. Путешествие по сказкам пробуждает фантазию и образное мышление, дают простор творчеству.

  1. Игры с камнями Марблс.

Марблс (в переводе означает «мраморный») – это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Это небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Эти шары различаются по размеру. Чаще всего они около 1,25 – 2,5 см в диаметре, но размер может варьироваться. Камешки имеют разнообразную цветовую гамму.

Применение камешков Марблс – это один из видов  современных технологий  интересных  для детей с СДВГ. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, улучшают внимание, успокаивают, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей. Красота камушков завораживает, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей.

Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, нас заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом стали камешки Марблс, которые, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован в  работе с детьми дошкольного возраста с детьси СДВГ.

Таким образом, подводя итоги  инновационные образовательные технологии дают возможность качественно и быстрее получить хороший результат.