Планета Знаний

Планета Знаний

(Урок русского языка в 4 классе)

Лидия ОРЕХОВА

 учитель начальных классов

гимназии №10

 г.Зеленодольска

Тема урока: Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Цель урока: Укрепление умения правильно писать окончания падежей для единственного числа существительных

Задачи урока:

  • организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;
  • способствовать расширению словарного запаса, формированию и развитию учебных навыков, улучшению орфографических навыков, развивать логическое мышление и память;
  • воспитывать умение общаться на уроке, самоконтроль и самооценку, любовь к родному языку

Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебники, карточки.

Ход урока.

  1. Организация.
  2. Запись числа, вида работ.
  3. Актуализация знаний.

Чистописание:

Зимовка, заморозки, звезда.

На какую букву начинаются все эти слова? (Зз)

– Дайте характеристику звуку з   (согласный, звонкий, парный, твёрдый (з), мягкий з)

Загадка:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость Маш… подарила
И на санках с горк… прокатила. (зима)              

– запись., подобрать однокоренные слова

Зима, зимний, зимушка, зиму . т

–Выделите корень в данных словах.

– Как вы напишете глагол? (зимовать, 1 спряж., окончание ЕТ)

4.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

–Вернёмся к нашей загадке.

– Какая цель стоит перед нами?

– Наша цель – научиться правильно писать окончания имён существительных. Но прежде чем погрузиться в практику, давайте

разберёмся с теоретической основой. Что же такое имя существительное? Дайте характеристику этой части речи.

– Как изменяется имя существительное? (по числам, падежам, имеет род, склонение)

–Что поможет правильно написать окончание имён существительных?

Существуют различные таблицы склонений, которые помогут ориентироваться в окончания разных падежей. Практика и внимательное изучение правил – залог успешного освоения орфографии имён существительных. Не забывайте также использовать орфографические словари и справочники, если вы

сомневаетесь в правильности написания. Постоянное внимание к написанию

окончаний и регулярная практика – гарантия грамотной речи!

– Что мы знаем о склонениях?

Склонение – это система изменения существительных по падежам. В русском языке

выделяют три основных склонения. Склонение определяет набор падежных

окончаний для существительного. Знание склонения – основа правильного написания окончаний.

Запись словосочетаний из загадки с объяснением:

Подарила Маше. Кто? Маша –1 скл. Подарила земле. Окончание – е.

Прокатила с горки. Что? Горка –1 скл. Прокатила с земли. Окончание –и

– Какое это предложение? Дайте характеристику. (повеств., невосклиц., распрос., простое, осложнено однород. сказуемыми)

– Назовите их.

– В какой форме заданы эти глаголы? (в ед.числе, прош. времени, жен.род)

– Что дало подсказку о прошедшем времени?(суффикс –Л)

  1. Первичное закрепление.

Работа в паре на карточках:

в…сят на ел…

п…дл…тел к берёз…

он наход…т в сугроб…

– Проверка с объяснением, указание склонения и выделение окончания

– Используя устную речь, сформулируйте предложения с этими словосочетаниями.

Физминута « Зимушка-зима»

Работа по учебнику:

С.26 упр 61. Запись с комментированием, объяснением правописания окончаний имён сущ.+ указать грамматическую основу

Некоторые считают, что в зимнем лесу нет жизни (жизнь, 3скл., нет печи)

Предложение сложное, поэтому запятая

В это время у доски работают ученики:

Дятел – фонет. Разбор

С ветки  – морфол. разбор + по составу это же слово

Прыгает – морфол. Разбор + по составу это же слово

Стучит по стволу дерева (дерево, 2скл, по стволу стола ) дятел.                                                                                                                                                                                                                                                                            

Белка прыгает с ветки (ветка, 1 скл, с земли )  на ветку.

На снегу видны следы зайчишки. (зайчишка, 1 скл., следы земли)

В берлоге (берлога,1 скл, в земле ) посапывает  (посапывать, 1 спр) медведь и сосёт лапу.

Ученики задают дополнительные вопросы во время проверки работы у доски.

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

 Работа в группе. Синквейн на тему «Зима»

Зима

Пушистая, снежная

Укрывает, холодит, морозит

Это прекрасное время года.

Волшебница

 Работа в группе. Кроссворд на тему «Зима»

1. В новой стене,

В круглом окне

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено (прорубь)

 

2. Большая белая скала

Всю зиму крепла и росла,

Но от весеннего тепла

Скала осела, потекла. (сугроб)

 

3. Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает —

Ковер устилает.  (снег)

 

4. Дедушка мост мостит

Без топора и клиньев. (мороз)

 

5. Не драгоценный камень,

А светится.  (лёд)

 

6. Я хотела сесть повыше,

Я хотела влезть на крышу.

А ступила на карниз

– И боюсь свалиться вниз! (сосулька)

 

– Проверка

7.Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. Подведение итогов. Оценивание.

На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…

На этом уроке меня порадовало…

Я похвалил бы себя…

После урока мне захотелось…

Было интересно…

Было трудно…

 

  1. Дом. задание: с.30 упр.70 вставить пропущенные окончания имён существительных.