Методические рекомендации при изучении произведения А.Лиханова «Мой генерал»

Методические рекомендации при изучении произведения

А.Лиханова «Мой генерал»

(Внеклассное чтение в 5 классе)

 

Анжела ЗАЙЦЕВА

учитель русского языка и литературы

 средней общеобразовательной школы №156 г. Казани

Альберт Лиханов – один из значимых современных советских и российских писателей, чье творчество затрагивает важные темы человеческих отношений, моральных ценностей и исторических событий.

 

Роман –Мой генерал– является ярким примером его литературного  мастерства и глубокого понимания человеческой природы. Важным аспектом романа является изображение психологических состояний героев, их внутренних конфликтов и моральных дилемм. Автор мастерски изображает сложные отношения между людьми в условиях войны, показывая как герои проходят через испытания и находят своё истинное призвание.

Изучение романа «Мой генерал»  в школе может способствовать развитию эстетического вкуса и литературного восприятия учащихся. Это также открывает двери для обсуждения важных тем в истории и литературе и побуждает задуматься над собственными ценностями и убеждениями.

Внеклассное чтение этого произведения может стать важным этапом в формировании у школьников не только литературного вкуса, но и нравственных ориентиров.

 

В данной статье представлены методические рекомендации для учителей, которые помогут организовать изучение романа «Мой генерал» в рамках внеклассного чтения.

Основные цели и задачи:

  • Формирование литературного вкуса:

Познакомить учащихся с произведением, развить их интерес к литературе и понимание художественных приемов.

  • Развитие критического мышления:

Способствовать анализу текста, обсуждению моральных и этических вопросов, поднятых в романе.

  • Формирование нравственных ориентиров:

Помочь учащимся осознать важность моральных выборов и ответственности за свои действия.

  • Связь с жизнью:

Показать актуальность тем, обсуждаемых в романе, в контексте современной жизни.

Для успешного изучения романа в рамках внеклассного чтения можно использовать различные методические подходы:

Чтение и обсуждение:

Организация групповых чтений, где учащиеся смогут по очереди читать отрывки из романа. Это создаст атмосферу совместного восприятия текста.

После чтения можно провести обсуждения, задавая вопросы о мотивах героев, их моральных дилеммах и личных выборах. Это поможет учащимся глубже понять произведение и выразить свои мысли.

Творческие задания:

Учащиеся могут написать эссе на тему: «Моральный выбор героя  или что значит быть генералом в наше время? Это способствует развитию их аналитических способностей и позволяет научиться выражать личное мнение.

Учащиеся могут создать художественные проекты, такие как иллюстрации к ключевым сценам романа или театрализованные постановки, что поможет им лучше понять текст и его эмоциональную составляющую.

Дебаты и дискуссии:

Организация дебатов на темы, которые поднимаются в романе. Например: – Что важнее: долг перед Родиной или личные убеждения?  Это поможет развить навыки аргументации и критического мышления.

Проведение дискуссии о том, как бы учащиеся поступили на месте главного героя, что поможет им осознать важность моральных выборов в их собственной жизни.

Связь с жизнью:

Проведение параллели между событиями в романе и реальными историческими событиями, что поможет учащимся увидеть актуальность тем, обсуждаемых в книге.

Обсуждение того, как темы патриотизма, долга и ответственности проявляются в жизни современных подростков, что сделает изучение произведения более значимым.

Методы анализа и интерпретации текста

Методы анализа и интерпретации текста романа «Мой генерал» в школьной программе играют ключевую роль в понимании глубоких тем, заложенных в произведении. Основной задачей при изучении романа является развитие аналитического мышления у учащихся, умение выделять главные моменты сюжета, анализировать их и делать выводы.

Один из методов анализа текста – это детальное изучение персонажей, их характеров и мотивов действий. Учащиеся могут провести анализ главных героев романа, исследуя их поведение, взаимоотношения и внутренние конфликты. Такой анализ поможет понять моральные дилеммы персонажей и их влияние на развитие сюжета.

Другим важным методом является анализ ключевых сюжетных линий и тем произведения. Роман богат различными темами, такими как: война, дружба, предательство, человеческие ценности и идеалы. Учащимся следует выявить основные мотивы произведения, анализировать их влияние на героев и развитие событий.

Также важным методом анализа текста является изучение структуры произведения. Учащиеся могут обратить внимание на композиционные приемы автора, использование повествовательных техник, внутреннюю логику развития сюжета. Анализ структуры поможет учащимся понять логику повествования и обратить внимание на ключевые моменты и переломные точки в романе.

Наконец, для более глубокого понимания и интерпретации текста рекомендуется обращаться к контексту написания произведения, биографии автора, историческим событиям времени, в котором разворачивается сюжет. Это поможет учащимся лучше оценить ценности и идеи, заложенные в романе, и связать их с общекультурным контекстом.

Таким образом, изучение романа «Мой генерал»  в рамках внеклассного чтения – это не только знакомство с литературой, но и возможность для учащихся задуматься о важных жизненных ценностях. Методические рекомендации, представленные в данной статье, помогут учителям организовать процесс изучения произведения так, чтобы он стал увлекательным и познавательным для школьников. Внедрение изучение романа в учебный процесс способствует развитию не только литературных навыков, но и нравственного сознания подрастающего поколения, формируя их как осознанных и ответственных граждан.

 

Список литературы

Лиханов А.А. Собрание сочинений: в 4 т. Т.1. Повести / А.А.Лиханов.

– М. : Молодая гвардия, 1986. – 607 с.

Лиханов А.А. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. Романы; Повести / А.А.Лиханов.

– М. : Молодая гвардия, 1986. – 590 с.

Лиханов А.А. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. Повести и рассказы / А.А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия, 1987. – 560 с.

Лиханов, А. А. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Мой генерал : роман / А. А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия, 1986. – 559 с.

Лиханов А.А. Мой генерал / А. А. Лиханов М.: Детская литература, 1990.- 240 с.

Скоробогач Т. Л. Лиханов Альберт Анатольевич // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 254—256.

https://albertlikhanov.com

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лиханов,_Альберт_Анатольевич

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мой_генерал

https://rikmosgu.ru/about/members/Likhanov/