«Знатоки финансовой грамотности»

 «Знатоки финансовой грамотности»

(Познавательная игра)

 

Надежда ШАРАФЕЕВА,

Ольга ИВАНКОВА,

учителя истории и обществознания

школа №62 г. Казани

 

 

 

Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.

Задачи:

образовательная: закрепление и осмысление знаний финансовой грамотности

развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условия

воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.

 

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

В современном мире финансовая грамотность становится не просто желательной, а жизненно необходимой. Отсутствие базовых финансовых знаний делает нас беззащитными перед лицом экономических вызовов и ставит под угрозу нашу финансовую безопасность. В условиях нестабильной экономики, как в России, так и в мире в целом, эта проблема приобретает особую остроту.

Финансовая грамотность – это ключевой элемент успешной социализации. Именно в школьные годы формируются основы активной жизненной позиции, интерес к обществу, понимание финансовых отношений, стремление к самостоятельности, уважение к себе и окружающим.

Рано или поздно каждый, кто задумывается о своем настоящем и будущем финансовом благополучии, задается вопросом: как эффективно управлять своими финансами? Как распоряжаться деньгами так, чтобы они работали на тебя?

Именно поэтому сегодня мы предлагаем вам принять участие в увлекательной игре «Знатоки финансовой грамотности».

Давайте начнем с самого простого. Что же такое «финансы»? (Ожидаемые ответы: деньги, денежные средства).

 

 (Обсуждение ответов участников)

Слово «финансы» произошло от французского «finances», что означает «денежные средства». Вопрос «Как правильно распоряжаться деньгами?» сегодня актуален как никогда. Многие из нас уже сейчас хотят знать, как не только сохранить, но и приумножить свои сбережения. Что же выбрать: копить или тратить? Какой путь приведет к финансовому благополучию и счастью? В нашей игре мы постараемся найти ответы на эти и многие другие важные вопросы. Сегодня мы попробуем в этом разобраться в ходе нашего мероприятия, эпиграфом которого являются слова Ауэрбаха:

«Нажить много денег – храбрость,

сохранить их – мудрость,

 умело расходовать – искусство».

Слова ведущих:

Ведущий 1. Добрый день, ребята! Уважаемые гости, встречайте наши команды!

1 команда – «Копейка»

2 команда – «Финансисты»

3 команда – «Капитал»

Команды называют свой девиз

Ведущий 2. У каждой команды на столе лежит путевой лист. В начале игры проведём небольшую разминку.

Разминка «Загадки»

На товаре быть должна обязательно… (Цена)

  1. Коль трудился круглый год, будет кругленьким… (Доход)
  2. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить… (Налоги)
  3. И врачу, и акробату выдают за труд… (Зарплату)

Этап I – Объединить слова в термины

Ведущий 1. А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете экономические термины.

Деньги, карта, аппарат (Банкомат)

Товар, покупатель, информация (Реклама)

Учреждение, кредиты, клиенты (Банк)

Товар, страна, ввоз (Импорт)

Этап II – Экономические задачи

Ведущий 2. Хорошо, ребята, давайте перейдём к следующему этапу нашей игры, к умению решать экономические задачи!

  1. Платье стоит 500 рублей. В магазине проходила распродажа, на все товары была скидка 15%. За сколько рублей можно купить рубашку во время распродажи? (375 рублей)
  2. В сезон за один килограмм клубники нужно заплатить 150 рублей. Вася купил два с половиной килограмма клубники. Сколько рублей сдачи она получит с тысячи рублей? (625 рублей)
  3. Коля решил пойти Маше на день рождения. Ему нужно купить букет из нечётного количества цветов. За один тюльпан надо отдать 60 рублей. Коля имеет при себе 400 рублей. Какое макисмальное количество тюльпанов может купить Коля, чтобы подарить Маше на день рождения? (7 тюльпанов)

Ведущий 1. Итак, ребята, сейчас мы передохнём, прорешав ребусы.

Разминка «Ребусы»

Этап III – Народная мудрость

Ведущий 2. Следующим этапом мы обратимся к народной мудрости. Ваша задача посоветоваться, понять и озвучить нам смысл предложенных высказываний.

«Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов)

«Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица)

«Деньгами надо управлять, а не служить им» (Сенека)

 

Этап IV – «Скупой платит дважды»

Ведущий 1. Следующий наш этап называется «Скупой платит дважды». Как вы понимаете это высказывание?

В этом этапе речь пойдёт жизненных ситуациях, связанных с расчётами.

  1. Вы открыли вклад в банке на сумму 1 000 000 (миллион) рублей под 15% годовых. В течение двух лет вы не снимали деньги со счёта. Какая сумма будет на счёту через 2 года после его открытия? (1 322 500)
  2. Рынок предлагает много возможностей приумножить свои средства путём открытия вклада. Обычно они связаны с большими рисками. Какой вариант будет самым надёжным?
  3. Вложить деньги под 10% годовых, с 100% вероятностью получения средств
  4. Вложить под 30% годовых с вероятностью 40% потерять деньги
  • Вложить под 50% годовых с вероятностью 90% потерять все деньги

Музыкальная пауза (ученицей исполняется песня Мани, мани…

Этап V – Мир экономических терминов

Ведущий 2. В этом этапе игры вы должны будете записать у себя как можно больше терминов, связанных с финансами. На это даётся одна минута.

Этап VI – Жизненные ситуации

Ведущий 1. Следующим этапом будет решение ситуаций, случающихся в нашей жизни.

  1. Вам позвонил неизвестный человек, представляющийся сотрудником банка. Он просит вас назвать код из смс под каким-либо предлогом, например, чтобы сохранить ваши деньги. Стоит ли называть код?
  2. На вашу карту пришла некая сумма денег. Сразу после этого вам написал неизвестный человек, который просит отправить деньги себе обратно. Что нужно делать?
  3. С вашей карты списались деньги. Вам пришло смс-оповещение о списании, однако вы его не совершали. Как действовать в такой ситуации?

Разминка «Шифр»

Ведущий 2. А теперь проверим вашу внимательность, разгадав шифр.

МИАКОНОЭК (ЭКОНОМИКА)

ИГЬНДЕ (ДЕНЬГИ)

ЫНСФИАН (ФИНАНСЫ)

НЗБИСЕ (БИЗНЕС)

ПДЖАИОР (ПРОДАЖИ)

Этап VII – «Мелочи решают всё»

Ведущий 1. Следующим этапом вам надо будет объяснить, какую информацию несёт банковская карта, какую можно сообщать посторонним лицам, а какую – ни в коем случае не разглашать.

Этап VIII – Блиц-опрос

Ведущий 2. Финальный этап игры перед тем, как решить, кто лучше всех разбирается в финансовой грамотности. Приглашаются капитаны команд.

Блиц-опрос

  1. Деятельность, направленная на получение прибыли, – это (бизнес, предпринимательство)
  2. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
  3. Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)
  4. Что делает с рублём копейка? (бережёт)
  5. Натуральный обмен одной вещи на другую – это? (бартер)
  6. «Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)
  7. Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)
  8. Название лицевой стороны монеты (аверс)
  9. Название оборотной стороны монеты (реверс)
  10. Лицо торговой точки – это что? (витрина)
  11. Получение информации о товарах (услугах) для получения внимания (реклама)
  12. Животное из сказки, изготовлявшее монеты простым ударом копыт? (антилопа)
  13. Рекламный агент болота – это …Кто? (кулик «Всяк кулик свое болото хвалит»)
  14. Деньги, выделяемые родителями своим детям (карманные)
  15. Русская сказка, демонстрирующая эффективность коллективного труда? (репка)
  16. Какой любимый детьми товар подпадает под определение: «умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)
  17. Что нужно иметь вместо ста рублей? (сто друзей)
  18. Назовите животное, у которого всегда есть деньги (поросенок: у него есть пятачок)
  19. Что необходимо проверять, не отходя от кассы? (деньги)
  20. Из денег сколачивают… (капитал)

Учитель. Итак, ребята, настал момент подвести итоги нашей сегодняшней игры, пока жюри подсчитывает баллы и определяет победителей.

А мы подумаем Деньги – это добро или зло? (подбираются слова определяющие)

Деньги – зло Деньги – добро
Зависть Покой
Жадность Достаток
Зависимость Возможности
Ненависть Щедрость
Преступления Помощь
Войны Прогресс

Деньги – это лишь инструмент, который может служить как добру, так и злу. Всё зависит от того, как ими распоряжаться. Сами по себе деньги – не добро и не зло, а лишь средство. Неправильное обращение с ними может привести к проблемам.

А мы постараемся жить по словам Ауэрбаха, применяя такие качества человека:

  • Храбрость
  • Мудрость
  • Искусство (Слайд с эпиграфом)

Ведущий: Слово предоставляется жюри (объявляются победители)

Вот и подошла к концу наша игра. Надеемся, она заставила вас задуматься о своём финансовом поведении. Если вы пересмотрите своё отношение к деньгам и научитесь грамотному управлению, успех обязательно придёт. Помните, финансовая грамотность – это навык, который нужно постоянно развивать.